Теоретические аспекты оценки эффективности управления персоналом в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное социально-экономическое развитие страны требует создания эффективной системы управления персоналом на предприятии, развитие кадрового потенциала.
Возникает необходимость в разработке методологии формирования стратегии и тактики эффективного использования персонала на российских предприятиях, способствующих развитию и обеспечению их конкурентоспособности, как на отечественном, так и на мировых рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 95.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное социально-экономическое развитие страны  требует создания эффективной системы управления персоналом на предприятии, развитие кадрового потенциала.

Возникает необходимость в разработке методологии формирования стратегии и тактики эффективного использования персонала на российских предприятиях, способствующих развитию и обеспечению их конкурентоспособности, как на отечественном, так и на мировых рынках.

Зарубежный бизнес за последние 30-40 лет кардинальным образом изменил отношение к "человеческим ресурсам" и их роли в коммерческом успехе. "Люди - наш главный ресурс" - лозунг, который можно встретить практически в каждой эффективно работающей корпорации. Опыт многих компаний подтверждает большое значение эффективного управления человеческими ресурсами для экономического успеха корпорации.  
К сожалению, в нашей стране культура управления персоналом еще далека от мирового уровня.

В настоящее время появились работы, направленные на устранение этого пробела в теории и практике российского менеджмента. Так, можно выделить труды российских ученых Р. 3 Акбердина, А. Я. Кибанова, В. И. Бовыкина, О. С. Виханского, Л. И. Евенко, А. П. Егоршина, А. М. Карякина, М. В Мельника, Б. 3. Мильнера и ряда других, которые на основании анализа богатого зарубежного и отечественного опыта и положения дел в российской экономике создают теоретическую и методологическую основу для формирования эффективных систем управления персоналом на российских предприятиях.

Эффективное управление людьми необходимо для создания и сохранения конкурентных преимуществ, а эффективная оценка людей - жизненно важный инструмент для управления ими. Таким образом, очевидна актуальность выбранной темы исследования, обоснованность и необходимость постановки соответствующих целей и задач работы.

Объектом исследования является система управления персоналом.

Предметом исследования являются критерии и показатели эффективности управления персоналом.

Цель работы – проанализировать систему оценки эффективности управления персоналом.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и необходимость  оценки эффективности управления  персоналом;

- определить виды, критерии и  факторы оценки эффективности  управления персоналом;

- проанализировать эффективность  системы управления персоналом  на примере магазина «Лоск» города Курска;

- разработать рекомендации по  повышению эффективности системы  управления персоналом.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, изучение материалов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; использовались при этом методы системно-структурного подхода, анализа и  синтеза.

Информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации управления персоналом, эффективности управления и организации управления персоналом, нормативные акты, публикации в научных журналах, электронные ресурсы сети Интернет.

Курсовая работа состоит из введения,  двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности управления персоналом в организации

1.1 Понятие и необходимость оценки  эффективности управления персоналом

Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

    • управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
    • затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
    • характера управленческого труда;
    • эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

Эффективность — это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, — это и есть содержание эффективности как управленческой категории [14, с.26].

Таким образом, эффективность управления — один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

1) результат управления не всегда  заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит к  непосредственному и опосредованному  результату, который скрывает роль  управления в его достижении. Прибыль часто выступает как  опосредованный результат;

3) результат управления может  быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление не  всегда можно достаточно четко  выделить [12, с.27].

Нельзя не согласится с Дж. М. Иванцевичем и А. А. Лобановым определившим, что "оценка эффективности управления персоналом - это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами деятельности управления персоналом для соотнесения их результатов с итогами базового периода, с показателями конкурентов и с целями предприятия" [6, с.59].

Оценка эффективности управления персоналом основана, прежде всего, на информации о работниках: продвижение по службе, их профессиональные, квалификационные, половозрастные характеристики, медицинские и психологические параметры, производительность и новаторская активность.

Оценка должна осуществляться на протяжении всех фаз управленческой деятельности. Она тесно связана с другими этапами процесса управления и своими результатами способна побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы. При этом оценка обеспечивает функционирование в холдинге бесперебойной обратной связи.

Также следует заметить, что при оценке эффективности управления персоналом следует учитывать затраты на достижение этих целей. Реальная эффективность системы управления персоналом может быть определена только из сопоставления степени реализации целей с затраченными на это средствами

Иванцевич Дж. М. и Лобанов А. А. определяют необходимость оценки эффективности управления персоналом для того, чтобы:

  • улучшить функционирование управления персоналом через обеспечение их средствами решения вопросов о том, когда необходимо прекратить, а когда усилить какую-либо деятельность;
  • определить реакцию со стороны работников и менеджеров низшего звена на эффективность управления персоналом;
  • помочь управлению персоналом вносить свой вклад в дело достижения целей холдинга [6, с.81].

Оценка эффективности управления персоналом может выступать мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого необходимо знать, как она должна осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла, каков, наконец, ее действительный психологический смысл.

1.2 Виды эффективности управления персонала

В западной литературе для характеристики целей управления персоналом часто используются понятия «экономическая эффективность» и «социальная (персональная) эффективность».

Общая модель эффективности, учитывая различные аспекты управления персоналом, может быть охарактеризована по трем параметрам:

  1. Реализация задач (экономическая эффективность) – производственная деятельность и вклад в общий успех организации;
  2. Восприятие труда (социальная эффективность) – удовлетворенность трудом, низкая текучесть кадров и потерь рабочего времени;
  3. Партиципация (социальная эффективность) – участие в решении общих задач, сотрудничество, групповая идентификация [1, с.42].

В научной литературе разработан вопрос об операционализации эффективности управления персоналом, ее конкретных, эмпирических проверяемых показателях. Так, Е. Витте выделяет пять групп таких показателей, первые три из которых характеризуют экономическую эффективность, четвертая и пятая – эффективность социальную:

  1. Эффективность результатов деятельности (общая экономическая эффективность, индикаторами измерения которой являются прибыль, рентабельность, производительность, рост оборота, качество удовлетворения спроса);
  2. Материальная эффективность производственного процесса (индикаторы измерения – отклонение от плана, брак, рекламации, своевременность поставок, качество продукции);
  3. Нематериальная эффективность производства (индикаторы измерения – точность и время решения проблемы, готовность к инновациям, редукция неуверенности, определенность цели, точность и своевременность информации и др.);
  4. Установки по отношению к труду (удовлетворенность трудом, инициатива, доля потерь рабочего времени, жалобы, взятие на себя ответственности и др.);
  5. Установки по отношению к другим индивидам (восприятие влияния, готовность к кооперации, дружба, согласие, уважение, доверие, групповая сплоченность и др.).

При этом экономическая эффективность в области управления персоналом понимается как достижение с минимальными затратами на персонал организационных целей – экономических результатов, стабильности, высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся среде, а социальная эффективность – как удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворенность, пребыванием в коллективе, общением с руководством, товарищами и т.д.) Главные показатели социальной эффективности – удовлетворенность сотрудников оплатой труда, его содержанием и трудовым коллективом.

Известные немецкие авторы Й.Хентце, А.Каммел и К.Линдерт, трактуя эффективность как «достижение цели или решение задачи с наименьшими издержками», дают достаточно дифференцированную характеристику экономической и социальной эффективности. Согласно их трактовке, экономическая эффективность означает реализацию персоналом организационных целей и прежде всего производительности труда и рентабельности по принципу экономического использования ограниченных ресурсов. Ковалев В.В. в своих исследованиях рассматривает понятие «эффективность» как экономическую категорию и определяет ее как «относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта» [7, с. 35].

В общем виде, по мнению Ковалева В.В., содержание экономической эффективности процесса (EFF) выражается формулой:

 , (1)

Где EF- величина полученного экономического эффекта;

 RC - величина ресурсов или затрат.

Годовой экономический эффект (EF) рассчитывается через произведение годового объема продукции на величину изменения себестоимости продукции с вычетом затрат на внедрение мероприятий. Экономический эффект может быть выражен через продуктивность (производительность) труда.

Продуктивность (Pt) определяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования, энергии, а так же по отношению к суммарным затратам ресурсов. И определяется по формуле:

  , (2)

Где Pt – продуктивность труда;

О - объем продукции (услуг) произведенный за определенный промежуток времени в натуральных измерителях;

Т - затраты труда, выраженные в суммарных затратах рабочего времени на анализируемый промежуток времени.

Характер и содержание структуры затрат и используемых ресурсов (RC) в управлении персоналом должны учитывать все затраты и ресурсы, расходуемые организацией на персонал и в общем виде структуру затрат на персонал можно представить следующим образом:

    • основные затраты на персонал – затраты на заработную плату;
    • дополнительные затраты на персонал – выплаты и различные фонды социального страхования, выплаты отпускных и оплата больничных и т.д.;
    • добровольные и дополнительные расходы на персонал – социальные услуги организации и расходы на обучение и повышение квалификации сотрудников [3, с. 271].

Информация о работе Теоретические аспекты оценки эффективности управления персоналом в организации