Теоретические аспекты сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции.теоретические аспекты сбалансированности бюджета

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Понятие и сущность бюджета …………………………………….…..6
1.2.Дефицит и профицит бюджета…..…………….…………………...…10
1.3 Сбалансированный бюджет……..…………………………………….12
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования…...........................16
2.1. Виды бюджетного дефицита……………………….………………...16
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита………….……18
3. Бюджетный профицит и направления его использования……………….....27
3.1. Причины появления бюджетного профицита……………………....27
3.2. Направления использования бюджетного профицита……………..31
3.3. Анализ профицита бюджета РФ до 2009 года………………………
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………....… 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 957.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.Теоретические  аспекты сбалансированности бюджетов

1.1 Понятие и сущность бюджета …………………………………….…..6

1.2.Дефицит и профицит бюджета…..…………….…………………...…10

1.3 Сбалансированный бюджет……..…………………………………….12

2. Бюджетный  дефицит и источники его финансирования…...........................16 
          2.1. Виды бюджетного дефицита……………………….………………...16 
          2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита………….……18 
3. Бюджетный профицит и направления его использования……………….....27 
          3.1. Причины появления бюджетного профицита……………………....27 
          3.2. Направления использования бюджетного профицита……………..31

3.3. Анализ профицита  бюджета РФ до 2009 года……………………… 
Заключение……………………………………………………………………….38 
Список использованной литературы……………………………………....…   40 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любому государству  необходимы денежные средства для нормального  функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет.

Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

На современном  этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. В этом ключе тема данной курсовой работы имеет практическую значимость и актуальность.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов  сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.

В связи с  поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;

- раскрыть понятие дефицита и источников его финансирования;

      - определить направления и специфику использования бюджетного профицита на примере Российский Федерации.

Поставленные  задачи анализа предопределили структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрено устройство бюджетной системы государства, его формирование и значение сбалансированности бюджетов. Во второй главе раскрывается проблема бюджетного дефицита и источники его финансирования. На основе практических материалов проводится анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на различных этапах развития бюджетных отношений в России. Третья глава посвящена  изучению бюджетного профицита. На основе материалов федерального бюджета Российской Федерации раскрываются причины причины появления бюджетного профицита в 2000х г.

Теоретической базой при написании работы явились  законодательные и нормативные  акты, Законы о Бюджете, публикации экономических газет, статистические данные Российского статистического ежегодника «Госкомсат России».

Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот  финансовых ресурсов  и   как  строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой. В работе использовались методы статистического и экономико-математического анализа.

Объектом исследования является бюджет Российской федерации, а также бюджеты некоторых других зарубежных стран со времен перестройки  и по наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СБАЛАСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ

1.1 ПОНЯТИЕ И  СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА

Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.

Государственные ресурсы могут  формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные организации получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.

В ряде случаев государство намеренно использует цены, не покрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это обусловлено стремлением государства, стимулировать потребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например, посещение музеев). [9, С.38]

Сниженные цены продаж могут также  служить обеспечению доступности  предметов первой необходимости  для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования  на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность деятельности государственных предприятий оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставления льгот и субсидий государству необходимы финансовые средства. Еще большая потребность в средствах определяется тем, что многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, социальных программ, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.

В силу полного отсутствия или в  пределах средней нормы прибыли  для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы — принудительное изъятие части доходов.

Для этих целей основным источником денежных средств у государства  является налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д. [10,с.93]

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных  и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью  приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление связано с тем, что любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития. [1.,с. 110]

С одной стороны, отличительная  особенность бюджета состоит  в том, что он ориентирован непосредственно  на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается  и в том, что он имеет отношение  к сфере перераспределения и  потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

В бюджете отражается циклический  характер развития общества и его  диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное  в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и  является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием государства.

Государственный бюджет — важнейший  финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.[4, сист.Консультант]

Если запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Рассмотрим более подробно вопросы  дефицита и профицита бюджета.

 

1.2 ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи.

Информация о работе Теоретические аспекты сбалансированности бюджета