Теоретические аспекты финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:40, реферат

Краткое описание

Цель работы: на основе анализа финансовой системы РФ, выявить ее особенности функционирования.
В задачи представленной работы входит:
Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
Определение понятия «финансовая система Российской Федерации» и характеристика её основных звеньев;
Выявление основных направлений финансовой деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.43 Кб (Скачать файл)

Финансовое обеспечение  потребностей расширенного воспроизводства  означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов. Различают следующие основные источники финансовых ресурсов:

    • собственные средства (уставный капитал, прибыль и др.);
    • заемные средства — это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы;
    • привлеченные средства — это денежные средства, которые не принадлежат предприятию, но используются в его обороте (задолженность перед бюджетом, работниками предприятия, поставщиками и т. п.).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики — это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики.

Саморегулирование — это  регулирование экономики самим  рыночным механизмом. Рынок определяет и изменяет пропорции, рост цен на отдельные товары вызывает увеличение прибыли при производстве таких  товаров и выгодности вложения капиталов  в эту отрасль экономики. Приток капиталов резко увеличивает  производство товаров, оно превышает  спрос, цены на товары падают, прибыль  снижается и начинается отток  капиталов из отрасли.

Государственное регулирование  экономики. Рынок не в состоянии  отрегулировать все проблемы, примером может служить регулирование экономики через финансы самого предприятия. В этом случае предприятие само определяет пропорции между накоплением и потреблением и другие пропорции.

Непосредственное воздействие  роли финансовой системы РФ на развитие экономики осуществляется через  финансовый механизм, который представляет собой совокупность организационных форм в хозяйстве и состоит из следующих элементов.

  1. Финансовые методы, которые представляют собой приемы или способы воздействия финансовых отношений на экономику. К таким методам относятся инвестирование, налогообложение, диверсификация, хеджирование, лимитирование и другие методы.
  2. Финансовые рычаги, представляющие собой различные способы действия финансовых методов. К ним относятся цена, прибыль, процент, дивиденд, дисконт и т. д. Например, с помощью эффективной политики ценообразования можно решить многие проблемы экономики: стимулирование выпуска новых видов продукции, рост рентабельности производства, регулирование соотношения спроса и предложения и т. п.
  3. Правовое обеспечение, т. е. совокупность законов, указов Президента, постановлений Правительства, приказов министерств и ведомств по финансовым вопросам и т. д.
  4. Нормативное обеспечение — совокупность инструкций, методических указаний, норм и нормативов и т. п.
  5. Информационное обеспечение, которое особенно важно при принятии финансовых решений. Кто владеет финансовой информацией, тот держит ситуацию в своих руках.

Роль финансовой системы  РФ включает в себя планирование финансов, организацию выполнения финансовых планов, стимулирование их выполнения и финансовый контроль.

 

1.3. Нормативно-законодательная  база и нормативные аспекты

Финансовая система состоит  из большого количества сфер и звеньев  и только проанализировав ее можно  понять, как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы  выступают законодательные и  правовые акты. Именно на основании  их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований облекается в определенную форму – финансово-правовые и финансово-плановые акты.

Финансово-правовые акты —  это принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно  классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам  финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед  государством, порядок исчисления установленных  платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных  денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

По юридической природе  финансово-правовые акты делятся на:

а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные.

Финансово-плановые акты —  это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания  в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам  относятся:

  • основной финансовый план государства – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
  • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
  • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых организаций;
  • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
  • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
  • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах  соответствующих государственных  органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения – министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

 

 

Правовое  регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных  образований.

Финансовая деятельность, как и иная деятельность государства  и муниципальных образований, осуществляется в правовой форме.

Правовое регулирование  — это нормативно-организационное  воздействие комплекса правовых средств на общественные отношения  с целью их упорядочения, развития и охраны в соответствии с потребностями общества.

Важнейшей составляющей правового  регулирования общественных отношений  является норма права – правило  поведения, установленное или санкционированное  государством и муниципальными образованиями, которое представляет собой образец  для поведения участников соответствующего правоотношения. Существенное влияние  на правовое регулирование общественных отношений оказывают органы государства  и муниципальные органы в процессе применения норм права, которые, «подхватывают» начатое правотворчеством, обеспечивая проведение в жизнь юридических норм с учетом конкретной жизненной ситуации[15].

Правовое регулирование  отношений в сфере финансов и  финансовой деятельности государства осуществляется с помощью общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых государством, закрепленных в официальных правовых актах, выражающих консолидированную волю общества (интересы политических сил, стоящих у власти, социальных групп, слоев).

Финансово-правовые акты –  это решения компетентных органов  государственной власти или муниципальных  органов, принятые в определенной форме, регулирующие вопросы по формированию, перераспределению и использованию  фондов денежных средств.

Федеративное устройство России обусловливает и особенности  правовой формы ее финансовой деятельности, выражающиеся, в частности, в двухуровневой  системе законодательства, определенном соотношении нормативных правовых актов федерального уровня и нормативных  правовых актов субъектов РФ по предметам  разграничения полномочий и совместного  ведения.

Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня – это  официальный документ, принятый компетентным федеральным органом государственной  власти, имеющий общеобязательные юридические  нормы и официальный характер, выражающий властные предписания, направленные на регулирование финансовой деятельности. Нормативные финансово-правовые акты федерального уровня принимаются по вопросам финансовой деятельности, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Среди финансово-правовых актов федерального уровня выделяются законы и подзаконные акты. Они принимаются законодательными и исполнительными органами власти федерального значения, к которым относятся соответственно: Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ. Нормативными правовыми актами федерального значения являются, например, федеральные законы: от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"; от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

В целях развития финансовых законов уполномоченными органами государственной власти субъектов  РФ принимаются подзаконные финансово-правовые акты нормативного содержания.

Среди финансово-правовых актов  по своему содержанию особо выделяются финансово-плановые акты.

Финансово-плановые акты –  это акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственными, муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) в процессе своей  финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, перераспределению и использованию  финансов на определенный период.

 

1.4. Структура финансовой системы РФ

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных  форм собственности (государственных, муниципальных, частных, акционерных, общественных).

Звенья финансовой системы  можно сгруппировать в три  крупных блока, каждый из которых  также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные финансы:

    • государственный бюджет;
    • внебюджетные фонды;
    • государственный кредит;
    • фонды имущественного и личного страхования;
    • фондовый рынок;

2) децентрализованные финансы: 

    • финансы коммерческих предприятий и организаций;
    • финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
    • некоммерческих организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы  характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Так, централизованные финансы  используются в качестве инструмента  регулирования национальной экономики  в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в  бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение  между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Разделение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Важная роль, которую выполняет  государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизованного  распределения значительной части  финансовых ресурсов. Формами их использования  являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении  экономических, политических и социальных задач.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятия, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств  является национальный доход, создаваемый  в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении  определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении  финансовых ресурсов между отраслями  экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Несмотря на разграничение  сфер деятельности и применение особых способов и форм образования и  использования денежных фондов в  каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как  базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Рассмотрим эти звенья подробнее.

 

1.4.1. Финансы предприятий

Финансы предприятий, производящих товары и оказывающих рыночные услуги, представляют собой совокупность  денежных отношений, связанных с  образованием первичных доходов  и накоплений, их распределением и  использованием. Именно в этой сфере  финансов формируется основная часть  доходов хозяйствующих субъектов, которые в последующем перераспределяются в народнохозяйственном комплексе  и служат основным источником экономического роста и социального развития общества. Финансы предприятий различных  форм собственности являются основой  единой финансовой системы страны. Поскольку преобладающая часть  финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.  Финансы  предприятия обслуживают процесс  создания и распределения общественного  продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Информация о работе Теоретические аспекты финансовой системы РФ