Теоретические аспекты финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:40, реферат

Краткое описание

Цель работы: на основе анализа финансовой системы РФ, выявить ее особенности функционирования.
В задачи представленной работы входит:
Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
Определение понятия «финансовая система Российской Федерации» и характеристика её основных звеньев;
Выявление основных направлений финансовой деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.43 Кб (Скачать файл)

Необходимость использования  государственного кредита обусловлена  необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц  используются для финансирования экономических  и социальных программ, т.е. государственный  кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов приводит к возникновению  большой государственной задолженности. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга  страны.

Государственный долг –  это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг, по сути является долговым обязательством Правительства РФ, выраженным в валюте страны, перед юридическими и физическими  лицами.

Государственный внешний  долг – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным  по ним процентам

Огромный государственный  долг России, как внутренний, так  и внешний, отражает экономический  и финансовый кризис в стране. В  этих условиях государство может  использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной  задолженности путем выпуска  новых займов. Контроль за состоянием государственного внутреннего и  внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается  на Счетную палату РФ.

Следует отметить, что государственные  заимствования все-таки оказывают  воздействие на состояние бюджетных  средств, поскольку, как правило, обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета. Поэтому привлеченные государством заемные средства называют антиципированными, или взятыми на перед налогами. Государство таким образом отвлекает  часть бюджетных средств от производительного  использования и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между  всеми гражданами, а не только между  держателями обязательств  государства. В этом негативная сторона государственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средства использовать  для вложения в конкретные производительные объекты, которые из собственных  доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.

 

1.4.5. Фонды страхования

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Рассмотрим основные виды страхования:

  1. Социальное страхование - система денежных отношений по формированию Пенсионного фонда, установлению различного рода льгот и т.д.
  2. Имущественное страхование, в соответствии с которым страхуется имущество: дома, автомобили и т.д.
  3. Личное страхование - наиболее распространенный вид страхования жизни.

Социально-экономическое  содержание страхования заключается  в создании целевых фондов денежных средств для защиты имущественных  интересов участников этих фондов. Специфика фондов социального страхования  заключается в:

- трехсторонних  отношениях  по их формированию между работниками,  работодателями и государством;

- действии принципа «ограниченной  эквивалентности» между взносами  и выплатами в соответствии  с общественно установленными  гарантиями;

- строгом соответствии  взносов и выплат нормам государственного  законодательства;

- определении меры покрытия  социальных рисков не сколько  на базе актуарных расчетов, сколько  путем государственного регулирования  уровня компенсации ущерба;

- обязательной подотчетности  и подконтрольности  фондов органам  государственной власти.

Страхование – это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает  страховая защищенность. В рыночной экономике в отличие от существовавшей у нас ранее командно-административной системы, когда социальные гарантии, пусть и на низком уровне, но существовали и были стабильными, роль страхования  резко возрастает. Дело в том, что  в рыночной экономике все хозяйствующие  субъекты работают в условиях риска. Да и каждый человек теперь должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, свои сбережения. За  время работы надо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую  страховку, заработать приличных размеров пенсию и т.д.

В связи с развитием  рыночных отношений в 1990 г. было покончено  с государственной монополией в  страховом деле. Рынок побуждает  государственные страховые организации  изменять структуру и направления  деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее  время наряду с государственными страховыми организациями страхование  осуществляют акционерные страховые  компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. В отраслевом разрезе страхование делится  на личное страхование, имущественное  страхование, страхование ответственности. С переходом к рыночным условиям хозяйствования, для которых характерно увеличение степени страхового риска, появилась еще одна отрасль страхования  – страхование предпринимательских  рисков. При этом страхование может  быть добровольным и обязательным.

Следует отметить, что многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. Успешно работают такие акционерные  страховые общества, как АСКО, «Росно»  и другие страховые компании. Ведущую  роль на страховом рынке занимает Российская государственная страховая  компания (Росгосстрах).

Страхование является важным средством формирования инвестиционного  потенциала страны. Ведь страховой  денежный фонд страховых компаний –  это временно свободные деньги, которые  можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ценные бумаги и  т.д. Однако финансовая емкость российского  страхового рынка пока весьма мала, а потому финансовые компании России еще не стали существенным источником инвестиций в экономику.

Страховые резервы – необходимый  и обязательный элемент общественного  воспроизводства. Страховые резервы  РФ организационно представляют собой  систему фондов, предназначенных  для использования в соответствии с их функциональным назначением  в интересах государства, отдельных  отраслей и субъектов собственности. В образовании резервов непосредственно участвует государство, но подавляющее большинство страховых фондов формируется экономическими субъектами для защиты своих имущественных интересов. Поэтому, если не выделять страховые фонды в отдельное звено финансовой системы, то по моему предположению, подавляющее  их большинство можно отнести к финансам предприятий, так как при страховом событии возмещается ущерб страховщиком, которым выступает государственная, акционерная или частная страховая организация, которая заинтересована в своей финансовой стабильности.

Если говорить о социальном страховании, то его необходимо отнести  к внебюджетным фондам. Как уже  было отмечено ранее, в России существуют следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования.

 

1.4.5. Фондовый рынок

Среди звеньев финансовой системы особое место занимает финансовый рынок. Его можно выделить в отдельное  звено, так как фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.

Задача фондового рынка  – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким  уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования  временно свободных  денежных средств. Его особенность  заключается в том, что участники  фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег  в банк. Вместе с тем обратной стороной дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят  от видов ценных бумаг, в которые  они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Фондовый рынок является динамичной составляющей финансовой системы  России. Ценные бумаги, обращающиеся на этом рынке, имеют различные свойства и решают различные задачи, возникающие  в процессе производственно-хозяйственной  деятельности юридических лиц, а  так же предоставляют определенные возможности их использования физическими  лицами.

В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпущены новые ценные бумаги – государственные краткосрочные  облигации. В 1995 г. были выпущены облигации  федерального займа и Государственного сберегательного займа, что привело  к развитию рынка государственных  ценных бумаг. На российском рынке государственных  ценных бумаг велики роль банков, которые  вложили значительные средства в  государственные обязательства, став крупнейшими кредиторами государства  на внутреннем рынке. В настоящее  время внутренний государственный  долг России состоит из государственных  ценных бумаг. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения  совладения с помощью ценных бумаг. Поэтому можно предположить, что  фондовый рынок относится к государственному кредиту.


Информация о работе Теоретические аспекты финансовой системы РФ