Теоретические основы бюджетного федерализма и современная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Важность изучения выбранной мною темы обусловлена необходимостью более ясного восприятия реалий современного бюджетного федерализма, углубленного понимания мотивации и характера взаимоотношений центра и периферии, противоречий регионального развития. Целью данной квалификационной работы является изучение и анализ понятия «бюджетного федерализма», а также исследование перспектив его развития в Российской Федерации. В данной работе хотелось бы дать характеристику бюджетной системе Российской Федерации, а также выделить основные тенденции развития межбюджетных отношений в РФ, доходных полномочий и т.д.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Экономическая сущность бюджетного федерализма 5
1.2. Понятие бюджетного федерализма 5
1.2. Особенности и принципы бюджетного федерализма 14
1.3. Существующие мировые модели федерализма. Зарубежный опыт 18
ГЛАВА 2. Реализация бюджетного федерализма в РФ 22
2.1 Распределение расходов между бюджетами бюджетной системы 24
2.2. Какая из существующих мировых моделей наиболее применима в РФ 32
ГЛАВА 3. Проблемы бюджетного федерализма в РФ и перспективы развития 37
3.1 Проблемы бюджетного федерализма в РФ 37
3.2 Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ 44
Заключение 53
Библиографический список 56

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 534.45 Кб (Скачать файл)

 

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Национальный исследовательский университет  
«Высшая школа экономики»

Факультет: Государственного и Муниципального Управления
Кафедра:  Финансового менеджмента в государственном секторе

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

На  тему: Теоретические основы бюджетного федерализма и современная практика

 

Студентка группы № 492

Вершинина Ксения Вячеславовна

Руководитель ВКР

Старший преподаватель 

Шамьюнов Марат Маратович

Рецензент ВКР

Старший преподаватель

Саакян Татьяна Васильевна

 

 

 

Москва, 2013

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1.  Экономическая сущность бюджетного федерализма 5

1.2. Понятие   бюджетного федерализма 5

1.2. Особенности  и принципы бюджетного федерализма 14

1.3. Существующие  мировые модели федерализма. Зарубежный  опыт 18

ГЛАВА 2.  Реализация бюджетного федерализма в РФ 22

2.1 Распределение  расходов между бюджетами бюджетной  системы 24

2.2. Какая  из существующих мировых моделей  наиболее применима в РФ 32

ГЛАВА 3.  Проблемы бюджетного федерализма в РФ и перспективы развития 37

3.1 Проблемы  бюджетного федерализма в РФ 37

3.2 Перспективы  и пути совершенствования бюджетного  федерализма в РФ 44

Заключение 53

Библиографический список 56

Приложение  №1. 60

Приложение  №2 61

Приложение  №3 62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прогрессивное и стабильно  эффективное развитие общества напрямую зависит от активного государственного вмешательства в экономическую  сферу. Экономическое развитие же, в  свою очередь, напрямую зависит от бюджетной  и денежно-кредитной политики.

Государственный бюджет играет большую роль в финансовой системе, по средствам которой осуществляется экономическое и социальное регулирование государством.

С помощью бюджета государство  реализовывает централизованные  и децентрализованные фонды денежных средств, что обеспечивает возможность  осуществления функций государственных  органов.

Важность изучения выбранной  мною темы обусловлена необходимостью более ясного восприятия реалий современного бюджетного федерализма, углубленного понимания мотивации и характера  взаимоотношений центра и периферии, противоречий регионального развития.

Целью данной квалификационной работы является изучение и анализ понятия «бюджетного федерализма», а также исследование перспектив его развития в Российской Федерации.

В данной работе хотелось бы дать характеристику бюджетной системе  Российской Федерации, а также выделить основные тенденции развития межбюджетных отношений в РФ, доходных полномочий и т.д.

Представленная работа состоит  из введения, трех глав, каждая из которых включает ряд параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

В первой главе рассматриваются  понятие, концепция и принципы бюджетного федерализма в РФ. Вторая глава посвящена анализу бюджетного федерализма в РФ, в третьей главе будут рассмотрены основные проблемы бюджетного федерализма в РФ и перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Экономическая сущность бюджетного федерализма

1.2. Понятие  бюджетного  федерализма

Бюджетный (фискальный) федерализм представляет собой совокупность бюджетных отношений между уровнями власти, которая основывается на юридических нормах, которые позволяют каждому уровню власти реализовать полномочия и автономно проводить собственную бюджетно-налоговую политику.

Также, федерализм можно определить как явление, характерное для политико-правовой науки. Но стоит отметить, что большинство ученых признают, что в понятии «федерализм» проявляется и бюджетно-правовой аспект. Федерация не жизнеспособна, если федеративные отношения не распространены на самую важную сферу политики – бюджетную.

Концепция бюджетного федерализма  содержит основополагающие идеи федерализма  как территориальной формы демократии. Она должна обеспечивать реализацию прав каждой личности и территориальных  общностей людей на получение  определенного объема социальных услуг  соответствующего их запросам качества и в отвечающих их интересам и  потребностям формах.

Теория федерализма – это теория общественных финансов для государств со специфической системой политического устройства. Она выполняет ряд функций описанных ниже:

  • объясняет причины, по которым возможно рассредоточение полномочий между различными уровнями власти
  • предлагает трактовки оптимального распределения функций государства между органами власти разных уровней
  • позволяет оценивать варианты реализации общих принципов федерализма применительно к реалиям конкретных стран

Существуют определенные условия, без которых бюджетный  федерализм не возможен. И это в  первую очередь демократия, так как  политика государства рассматривается  как результат взаимодействия граждан, каждый из которых максимизирует  собственную функцию полезности.

Следующим обязательным условием является децентрализация, ввиду того, что представители  власти разного  уровня обладают собственными полномочиями, за исполнение которых отвечают перед  избирателями, а не перед вышестоящим  уровнем власти.  Сюда же можем  отнести деконцентрацию, делегирование и деволюцию.

Компетенция (задачи, полномочия) – это еще один обязательный пункт, для наличия бюджетного федерализма. Они должны быть разграничены. Разграничению  содержательных задач должно соответствовать  разграничение ресурсных возможностей (фискальных полномочий).

Суть фискального федерализма  заключается в поддержании деятельности федеральной системы за счет децентрализации, о которой говорилось выше, основанной на бюджетной автономии  региональных властей. Децентрализация  содействует политической стабильности, снижению издержек принятия решений государством, также ограничению влияния центрального правительства, экономическому развитию. Но, стоит отметить, что эффект от децентрализации в федеративных государствах будет различен, так как виды децентрализации могут меняться от централизма до автономии.

Эффективность децентрализации  заключается в  максимальном удовлетворении предпочтений потребителей,  в  максимизации общественного благосостояния за счет передачи ресурсов и полномочий на местный уровень. В соответствие с этим основой экономики  являются муниципальные образования, которые  способны фиксировать издержки  и выгоды на местах.

Основные преимущества децентрализации:

  • Теорема о децентрализации
  • Теория клубов
  • Гипотеза Тибу

Отдельно проанализируем каждое из перечисленных преимуществ.

          Теорема о децентрализации звучит следующим образом: если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решения в отношении поставки локального общественного блага будет эффективнее централизованного, или не будет ему уступать с позиции эффективности.

Критериями оптимума в  каждый момент времени выступают наличие или отсутствие устойчивого территориального социально-экономического развития, минимизация дотационных и депрессивных территорий, рост благосостояния граждан. Данный оптимум динамичен по своей сути.

Фискальная децентрализация  предполагает определенную степень  автономии местных органов власти, которая позволяет им принимать независимые решения в налогово-бюджетной сфере.

Можно выделить следующие  предпосылки представленной модели:

  • неизменна структура распределения населения по территориям;
  • отсутствует экономия от масштаба при производстве общественных благ;
  • отсутствуют межтерриториальные внешние эффекты.

При этих условиях производство общественных благ на основе децентрализованного  принятия решений, по крайней мере, столь же эффективно, как на основе централизованного1.

Каждый гражданин определяет для себя юрисдикцию с наиболее благоприятным, с точки зрения его функции полезности, соотношением налогов и поставки локального общественного блага. При этом в рамках каждой из юрисдикций собираются  граждане с однородными предпочтениями, а индивиды с разными предпочтениями расселяются по разным населенным пунктам: смешанное проживание людей с различными вкусами при допущениях модели неэффективно.

Децентрализация будет более эффективна при условии, что:

  • меньше разнообразие индивидуальных предпочтений в отношении общественных благ внутри каждой из отдельных юрисдикций,
  • больше различия между юрисдикциями в отношении того, какие индивидуальные предпочтения характерны для каждой из них.

Перейдем к описанию следующего преимущества – теории клубов. Данная модель исследует оптимальные условия обеспечения смешанными благами безотносительно к территориальному распределению населения

В постиндустриальном производстве существенно возрастает роль человеческого капитала, на приумножение и воспроизводство которого должно быть направлено основное воздействие институциональных изменений.

В то же время содержание и смысл экономических институтов при переходе к постиндустриальному  обществу состоит в том, чтобы  обеспечить свою оптимальную функциональную организацию общественно-хозяйственного взаимодействия людей, их групп и  сообществ на каждом этапе формирования постиндустриальной модернизации экономики.

В классической теории клубов не предполагается участия государства  в рациональном определении размера  клуба и количестве клубных благ. Клуб или его подобие формируется  на основе добровольных соглашений, и  эти соглашения могут достигать  оптимума.

Существует также муниципальный  клуб, суть которого заключается в том, что это основанное на общении объединение граждан, которое в свою очередь создано и управляется муниципалитетом для того, чтобы регулярно контактировать с членами клуба и предлагать ценный для них пакет привилегий с целью повышений гражданской и социальной активности на основе эмоциональных взаимоотношений.  Основная цель создания муниципальных клубов – притяжение общественной жизни, гражданской инициативы, общественного самосознания.

Анализ гипотезы Тибу, третьего основного преимущества децентрализации, дает возможность проводить более эффективную распределительную политику между звеньями бюджетной системы через механизм налогов и трансфертов.

Гипотеза Тибу формулируется следующим образом: при наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, так как она создаёт предпосылки для адекватного выявления предпочтений, касающихся локальных общественных благ, и наиболее  полной реализации этих предпочтений2.

Модель Тибу рассматривает технологию выбора индивидом места, территории для проживания, жизнедеятельности. Так же, в ней предлагается решение «проблемы безбилетника» на уровне местного самоуправления.

В рассматриваемой модели основным принципом выбора места жизнедеятельности  индивида является возможность достижения оптимального соотношения социальной удовлетворённости и уровня налогообложения. Исходя из этого, в данной модели применяется  термин «голосование ногами», суть которого заключается в перенесении жизнедеятельности  индивида в более благоприятные, с точки зрения экономической  эффективности, районы проживания.

При первоначальной публикации теории Тибу (1956г.) были выдвинуты следующие условия, при которых возможно достичь максимальной социально-экономической эффективности в предоставлении общественных благ на уровне  местного самоуправления:

Данная модель раскрывает  одну из особенностей системы самоуправления: для достижения максимальной  Парето-эффективности, требуется система функционирования, ограниченная в своем масштабе. Из этого вытекает, что провалы государства, неэффективная политика и невозможность полного контроля производства общественных благ проистекают из размера его территории, который предопределяет более высокий процент ошибок, по причине дефектов в управлении высокоорганизованных систем. Соответственно необходимость образования систем местного самоуправления должна быть организационно обусловлена решениями государства, т.е. не прямым участием в управлении,  а путем делегирования основных полномочий по организации социально-экономической деятельности местным организациям самоуправления и патронажа3.

Информация о работе Теоретические основы бюджетного федерализма и современная практика