Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа
Важность изучения выбранной мною темы обусловлена необходимостью более ясного восприятия реалий современного бюджетного федерализма, углубленного понимания мотивации и характера взаимоотношений центра и периферии, противоречий регионального развития. Целью данной квалификационной работы является изучение и анализ понятия «бюджетного федерализма», а также исследование перспектив его развития в Российской Федерации. В данной работе хотелось бы дать характеристику бюджетной системе Российской Федерации, а также выделить основные тенденции развития межбюджетных отношений в РФ, доходных полномочий и т.д.
Введение 3
ГЛАВА 1. Экономическая сущность бюджетного федерализма 5
1.2. Понятие бюджетного федерализма 5
1.2. Особенности и принципы бюджетного федерализма 14
1.3. Существующие мировые модели федерализма. Зарубежный опыт 18
ГЛАВА 2. Реализация бюджетного федерализма в РФ 22
2.1 Распределение расходов между бюджетами бюджетной системы 24
2.2. Какая из существующих мировых моделей наиболее применима в РФ 32
ГЛАВА 3. Проблемы бюджетного федерализма в РФ и перспективы развития 37
3.1 Проблемы бюджетного федерализма в РФ 37
3.2 Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ 44
Заключение 53
Библиографический список 56
Немаловажным фактом является то, что в Канаде отсутствует единая система налоговых сборов.
Подводя некоторый итог, ниже представлена сводная таблица 1 данных по двум основным моделям бюджетного федерализма: американской и германской.
Таблица 1
Формирование
российской модели бюджетного федерализма
происходила на основе высококонцентрированной
советской системы унитарного государства,
которая характеризовалась
На данный момент в России не реализована эффективная модель фискального федерализма. Ввиду этого, в данной главе предоставляется необходимым раскрыть теоретические аспекты, которые напрямую связаны с развитием федеративных систем и реализацией бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Реализация данной эффективной федеративной модели даст возможность для улучшения положения местных органов власти, предоставив при этом им самостоятельность (автономию) в решении территориальных проблем и проведении местных реформ. Здесь же можно говорить о расширении доходной базы, которая необходима для региональных и местных бюджетов.
Современное
состояние российского
В работе Шумейко
В.Ф. рассматривается широкий круг
проблем реализации и становления
российского фискального
Политическая
теория территориальной организации
общества и политический анализ взаимоотношений
центра и регионов начали разрабатываться
в нашей стране сравнительно недавно.
Комплексное оформление данная теория
получила в работах Д.В. Доленко.
В них была выработана концепция
политико-территориальной
Подробное рассмотрение теоретических вопросов исследования механизма федеративных отношений реализовано в исследовательской работе Бахлова И.В. «Современное федеративное государство». В исследовании И.П. Склярова «Современный российский федерализм» рассматривается особенность функционирования государственного механизма России в современных реалиях с точки зрения фискального федерализма.
В настоящее время одним из наиболее обсуждаемых экономических аспектов федеративных отношений являются межбюджетные отношения, так как они являются ключевыми для сохранения целостности и эффективного экономического развития. Примером из истории РФ может послужить распад СССР, где немалую роль сыграл фактор бюджетного сепаратизма.
Вопрос о государственном регулировании территориального развития в настоящее время встает довольно остро. На данном этапе развития необходимо провести своевременный и актуальный анализ взглядов на проблемы российского федерализма и способов его реализации – фискального федерализма, пути их решения.
Россия – это государство со сложным федеративным устройством. Развитие этого государства происходит по двум принципам: территориальному и национальному.
Хотелось бы выделить один из основных минусов российского бюджетного федерализма, он заключается в том, что решение вопросов финансового содержания зависит не от установленных законом правил, а от происходящего взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации16.
Субъекты Российской Федерации располагают своими бюджетами. Бюджеты, в свою очередь, составляют бюджетную систему РФ.
Бюджетная система представляет
собой целостную совокупность бюджетов
всех уровней, основанную на принципах
построения бюджетной системы
Согласно статье 10 Бюджетного Кодекса в России закреплена трехуровневая бюджетная система:
Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой основой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Для наглядности выше изложенного бюджетная система РФ представлена на схеме №1.
Схема №1
Источник: Предеина Е.В. “Бюджетная система РФ: учебное пособие”
Бюджетная система РФ включает:
1. Федеральный бюджет;
2. 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
3. 9 краевых и 46 областных бюджетов;
4. Бюджеты 2 городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
5. 1 бюджет автономной области;
6. 4 бюджетов автономных округов;
7. Приблизительно 30 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты)19;
Группировка расходов бюджетов всех уровней – это не что иное, как классификация расходов бюджетов. Она, в свою очередь, воспроизводит направление бюджетных средств на осуществление базовых функций единицами сектора государственного управления и местного самоуправления.
Классификация расходов состоит из:
1. кода главного распорядителя бюджетных средств;
2. кода раздела, подраздела,
целевой статьи и видов
3. кода классификации
операций сектора
Требованиями утвержденной
структуры классификации
В приложении № 1 представлена Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010-2012 годах; структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на 1 февраля 2011 и 2012 годов, а также информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ на 1 февраля 2012г по данным Министерства Финансов РФ в приложении 3.
Ниже представлен общий график расходов на период с 2010 по 2012 года по месяцам.
Перейдем к сравнительной характеристике разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации22.
Таблица 2
Источник: Горлова
О.С., Разграничение и распределение
доходов между бюджетами
Ввиду приведенной таблицы, сделаем некоторые выводы. Распределение доходов между бюджетами может осуществляться органами власти каждого из уровней и органами местного самоуправления, а разграничение доходов между бюджетами, в свою очередь, относится только к федеральным органам государственной власти. При всем этом, показатели по доходам, которые закрепляются за бюджетами в порядке их разделения, формулируется БК РФ; показатели отчислений по доходам могут определяться другими актами бюджетного законодательства РФ. ( Не только Бюджетным Кодексом РФ).
Законодательством РФ предусматривается консолидация доходов в порядке разграничения и передача доходов, которые необходимы к зачислению в другие бюджеты, для бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.
Но, в бюджеты внутригородских
муниципальных образований
Передача доходов в
режиме их распределения реализовывается
установлением показателей
В приложении №2 представлено графическое изображение структуры налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на 1 февраля 2011 и 2012 годов;
Проблемы бюджетного федерализма достаточно трудно решать в периоды политических коренных изменений в стране. Дореформенная модель отношений, иллюстрирующая предыдущий опыт, оказывается не актуальной для современного этапа развития. Ее инструменты не могут эффективно использоваться в настоящих реалиях.
Зарубежный опыт для Российской
Федерации для организации
Ввиду вышесказанного, делаем вывод о том, что модель, направленная на выравнивание региональных диспропорций и т.д., то есть Германская модель, в наибольшей степени подходит в качестве «зарубежного опыта» для России. Механизм выравнивания бюджетных доходов в настоящее время в условиях федеративного государства не является эффективным, в нем нет основы распределительных отношений, которая содержит в себе финансовые интересы России, а также являются стимулом к повышению расходной части региональных бюджетов. Вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетного сбалансирования.
Анализ вертикальной структуры
бюджетной системы РФ представляет,
что на протяжении последних лет
постоянно увеличивается
Но в России именно таким
образом происходит данный процесс.
Субъекты РФ, не говоря уже о муниципальных
образованиях, не наделены сегодня
теми доходными источниками, которые
позволяли бы им самостоятельно распоряжаться
бюджетными поступлениями. Характерной
тенденцией последних лет является
постепенное уменьшение удельного
веса налоговых поступлений в
доходах территориальных
Информация о работе Теоретические основы бюджетного федерализма и современная практика