Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:26, курсовая работа
В Законе общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно статье 30 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.1
ГЛАВА I Теоретические основы деятельности общественных объединений
1.1. Определение и характеристика
и порядок создания
В Законе общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно статье 30 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на
2. Никто не может быть принуждён
к вступлению в какое-либо
Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения.2
Все общественные объединения имеют характерные для них черты:
а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;
в) действуют от своего имени;
г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.3
В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие государственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган – правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.
Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права4
Общность интересов членов объединений находит свое выражение в конкретных целях создания объединений. Целями объединения могут служить реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами, удовлетворение профессиональных и любительских интересов; развитие научного, технического и художественного творчества и иные полезные цели.
Общественные объединения основываются и действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.5
Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.6
Общественные объединения могут заниматься хозяйственной деятельностью, но лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения своей деятельности и не могут ставить целью получение прибыли.
Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Формы взаимодействия между ними – согласование или участие в обсуждении и решении вопросов.
Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.
Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.7
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.8
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.9
Центральная контрольно-ревизионная комиссия (ЦКРК) и Контрольно-ревизионные комиссии региональных и местных отделений (КРК) являются постоянно действующими контрольно-ревизионными органами.10
Контрольно-ревизионные органы имеют следующую подчиненность, отраженную в схеме 1.
Схема 1.
Соответствующие вышестоящие и контрольно-ревизионные органы
ЦКРК
КРК регионального отделения
КРК местного отделения11
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.12
Рассмотрим виды общественных объединений и источники их финансирования в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Источники финансирования общественных объединений.
Виды общественных объединений |
Источники финансирования |
Общественная организация |
1. Членские взносы; 2.Финансовая поддержка от различных государственных и коммерческих структур (спонсорство); 3. Коммерческая деятельность в пределах устава. |
Общественное движение |
1. Членские взносы; 2. Доходы от основной и 3. Благотворительные и 4. Гранты. |
Общественный фонд |
1. Членские взносы; 2. Гранты; 3. Спонсорство; 4. Передача 1% подоходного налога с физических лиц. |
Политическая партия |
1. Вступительные и членские 2.Предпринимательская 3. Государственное 4. Частное финансирование. |
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений - Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:
Рассмотрим источники финансирования общественных объединений на примере сферы дорожной безопасности в таблице 1.2.14
Таблица 1.2 - Источники финансирования общественных объединений в сфере дорожной безопасности.
Наименование |
Источники |
РОСТО-ДОСААФ - Российская Оборонно-Спортивная Техническая Организация |
1. Коммерческая деятельность, не противоречащая уставу; 2. Вступительные и членские 3. Кредиты банков и иных 4. Субсидии из государственного бюджета; 5. Средства, полученные ДОСААФ России, на выполнение государственного заказа; 6. Добровольные взносы. |
Союз транспортников России |
1. Вступительные и членские 2. Кредиты банков и иных 3. Добровольные имущественные взносы и пожертвования. |
Всероссийское общество автомобилистов |
1. Вступительные и членские 2. Кредиты банков и иных 3. Добровольные имущественные взносы и пожертвования; 4. Пожертвования; 5. Поступлений от деятельности по привлечению ресурсов и проводимых в соответствии с Уставом мероприятий, доходов от предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, а также от части прибыли всех созданных Обществом. |
Таким образом, в этой главе определены сущность общественных объединений, их характеристика и способы финансового контроля и надзора за финансированием деятельности общественных объединений.
В следующей главе мы рассмотрим финансирование деятельности общественных объединений на примере политической партии «Единая Россия».
Глава II Финансирование деятельности общественных объединений
2.1. Финансирование деятельности политической партии «Единая Россия».
Финансы общественных объединений включают следующие денежные отношения:
- между общественными объединени
- общественных объединений с предприятиями, производственными объединениями, учреждениями. Последние могут вносить добровольные пожертвования, в том числе средства на проведение выставок, фестивалей, культурно-массовой работы и т.п.;
- внутри общественного
- между нижестоящими и вышестоящими общественными объединениями (филиалами) по передаче доходов вышестоящим организациям, оказанию помощи со стороны вышестоящих организаций;
- между общественными
- На организацию финансов
Поэтому механизм формирования и использования фондов денежных средств как материальной базы их функционирования имеет особенность - основным источником поступления ресурсов являются вступительные и членские взносы.
В совокупности рассмотренные факторы предопределяют то, что в хозяйственно-финансовой деятельности общественных объединений сочетается коммерческий расчет и сметное финансирование. Эта особенность находит отражение в их финансовых планах.15
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
1) общественная организация;
2) общественное движение;
3)общественный фонд;
4) общественное учреждение;
5) орган общественной самодеятельности;
Информация о работе Теоретические основы деятельности общественных объединений