Теоретические основы накопительной пенсионной системы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 09:40, реферат
Краткое описание
Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьей главе я выявила взаимосвязь Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана. Так как пенсионная система на сегодняшний день в недостаточной степени развита, я осветила не менее важный вопрос о совершенствовании механизма реализации пенсионной реформы Казахстана.
Казахстан первым среди стран
СНГ начал реформировать старую солидарную
систему пенсионного обеспечения граждан
с переходом на накопительную систему.
Закон «О пенсионном обеспечении в Республике
Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил
начало строительству в стране накопительной
пенсионной системы.
Изначально реформа была задумана
и реализована, чтобы снять бюджетную
нагрузку и создать более справедливую
систему пенсионного обеспечения. Пенсионные
накопления позволили осуществить массу
государственных программ, реализовать
уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря
на значительные и положительные результаты
реформирования накопительных пенсионной
системы, многие её проблемы остаются
до сих пор нерешенными. Об этом и многом
другом подробнее рассматривается в моей
курсовой работе.
В первой главе я постаралась
раскрыть сущность накопительной пенсионной
системы, её недостатки и преимущества.
А также рассмотрела некоторые из положений
действующего Закона «О пенсионном обеспечении
в Республике Казахстан».
Так как Пенсионные фонды являются
важным звеном сегодняшней накопительной
пенсионной системы, во второй главе я
дала их характеристику и рассмотрела
задачи, которые они выполняют. Выяснила
источники формирования и основные направления
использования средств Пенсионного фонда.
Становится все более очевидным,
что важный недостающий компонент в нынешнем
пенсионном обеспечении – это отсутствие
механизма страхования активов частных
пенсионных фондов. Поэтому в третьей
главе я выявила взаимосвязь Пенсионного
фонда и Фонда социального страхования,
т.е. долю участия страховых компаний в
пенсионном обеспечении населения Казахстана.
Так как пенсионная система на сегодняшний
день в недостаточной степени развита,
я осветила не менее важный вопрос о совершенствовании
механизма реализации пенсионной реформы
Казахстана.
Глава 1. Теоретические
основы накопительной пенсионной
системы.
1.1. Понятие накопительной
пенсионной системы Р.К.
Решение о реформировании пенсионной
сферы, принятое правительством несколько
лет назад, имело историческое значение
для всей страны. Казахстан первым среди
стран СНГ начал преобразование старой
солидарной системы пенсионного обеспечения
гражданина с планомерным переходом к
накопительной пенсионной системе. Эта
реформа была задумана и реализована,
чтобы снять бюджетную нагрузку и создать
более справедливую систему пенсионного
обеспечения. Также были определены её
основные цели – сохранение и преумножение
пенсионных накоплений вкладчиков. В части
сохранения пенсионных накоплений государство
создало мощный механизм трёхступенчатой
защиты посредством:
1)установления строгого надзора
за накопительной пенсионной системой
с помощью государственных институтов
– Комитета по регулированию деятельности
накопительных пенсионных фондов Министерства
труда и социальной защиты населения Республики
Казахстан (раньше этот комитет назывался
Национальным пенсионным агентством),
уполномоченного органа по регулированию
рынка ценных бумаг в лице Национального
Банка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным
органом являлась Национальная комиссия)
и Государственного центра по выплате
пенсий;
2)четкого законодательного
разграничения функций и установления
системы взаимоконтроля между тремя основными
группами участников новой пенсионной
системы – накопительными пенсионными
фондами, компаниями по управлению пенсионными
активами и банками кастодианами;
3)законодательного установления
пруденциальных нормативов и строгого
определения перечня финансовых инструментов
для инвестирования пенсионных активов.
Главным же звеном накопительной
пенсионной системы являются фонды, и
их сегодня 15, один из которых государственный
(ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» и
«Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых
негосударственных (НПФ).1 Это означает,
что фонды работают в условиях конкуренции.
К прямым участникам пенсионной
системы относятся три общественных объединения
– Союз участников пенсионной системы
Р.К., объединяющую негосударственные
пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА,
и разработчиков программного продукта
для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных
фондов, а также Ассоциацию управляющих
активами. Следует отметить ключевую позицию
Ассоциации финансистов Р.К., полноправными
членами которой являются фонды и КУПА.
С системой работают также компании, предоставляющие
коммуникационные услуги, различные поставщики,
клиенты.
Суть накопительной пенсионной
системы – это сохранение и преумножение
средств вкладчиков, т.е. инвестиции в
реальное производство. Механизм её функционирования
заключается в следующем: работодатели
ежемесячно перечисляют в форме обязательных
пенсионных взносов 10% от оплаты труда,
включая все виды заработной платы, различные
премии, доплаты, надбавки. За счет данного
источника формируются пенсионные накопления
вкладчиков накопительных пенсионных
фондов. Вкладчики или их работодатели
могут вносить в дополнение к обязательным
пенсионным взносам добровольные пенсионные
взносы, размер которых не ограничен; они
вносятся единовременно или многократно,
регулярно или нерегулярно, наличными
деньгами или перечисленными.
Пенсионные взносы направляются
в Государственный накопительный пенсионный
фонд или негосударственный накопительный
пенсионный фонд по выбору вкладчика,
которому на основании пенсионного договора
открывается индивидуальный пенсионный
счет и личный номер – социальный индивидуальный
код (СИК).
Накапливаемые взносы вкладчиков
пенсионные фонды передают через уполномоченный
банк (кастодиан) компании по управлению
пенсионными активами (КУПА), которая размещает
средства в ценные бумаги, депозиты банков
и другие финансовые инструменты. Полученный
при размещении доход называется инвестиционным
доходом, распределяется по индивидуальным
счетам вкладчиков в соответствии с суммой
накопленных средств. Таким образом, формируется
индивидуальные пенсионные накопления
вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении
пенсионного возраста.
1.2. Преимущества
и недостатки сложившейся пенсионной
системы.
Как известно 1998-2000 годы являются
этапом становления пенсионной реформы
и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная
реформа достигла определенных результатов
за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки
её проведения и успешное привлечение
частных инвесторов на рынок пенсионных
услуг, сформировавшуюся законодательную
и нормативную базу, а также инфраструктуру
рынка. Но всё же, несмотря на издержки
реформирования пенсионной системы Казахстана,
её преобразование оказывает положительное
влияние на финансово-экономический сектор
экономики уже сегодня. На финансовом
рынке появился новый институциональный
инвестор, ресурсы которого уже превысили
собственный капитал банков второго уровня,
а в не далеком будущем активы пенсионных
фондов будут вполне сопоставимы с активами
банковского сектора.
Одним из главных преимуществ
данной реформы является то, что бюджетное
бремя заметно полегчало, так как теперь
каждый работающий сам заботится о своей
будущей пенсии. Второе – размер пенсии
вкладчиков накопительных фондов стал
зависеть от величины его пенсионных накоплений,
т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал.
А при старой системе все, начиная от героев
труда и заканчивая тех, кто работал спустя
рукава, - в итоге получали примерно одинаковую
пенсию. Следующий аспект – раньше было
время, когда в стране катастрофически
не хватало денег. Сегодня в системе более
1 млрд долларов. У нас созданы крупные
институциональные инвесторы, которые
могут вкладывать деньги в долгосрочные
проекты. И все денежные средства вложены
в ценные бумаги. Они не лежат мертвым
грузом, а развивают экономику и приносят
инвестиционный доход вкладчику.
Пенсионные накопления позволили
осуществить массу государственных программ,
реализовать уйму инвестиционных проектов.
Все эти деньги инвестируются в государственные
ценные бумаги и в облигации крупнейших
казахстанских компаний. Они идут на развитие
страны, на рост объема производства, а
это всегда связанно с занятостью населения.
Работники нужны, когда расширяется основное
производство, и появляются дополнительные.
Новые рабочие места возникают при транспортировке
и реализации продукта, при создании и
развитии инфраструктуры. Ещё одним немаловажным
фактом является то, что благодаря пенсионным
накоплениям зависимость экономики Казахстана
от иностранных инвестиций значительно
сократилась. Все эти преимущества служат
результатом реализации одной из стратегических
задач, которые ставились перед накопительными
пенсионными фондами.
Но наряду с положительными
моментами существуют и отрицательные
стороны. По вине исполнителей пенсионная
реформа не эффективна: несмотря на обязательность
пенсионного страхования наемных работником,
лишь более 3,7 млн. человек, т.е. около 80%
от трудозанятых лиц заключили пенсионные
договоры.1
В настоящее время ни в одном
пенсионном договоре не указывается финансовое
обязательство самого фонда. Вкладчик
не знает какой размер пенсии или процент
заработной платы он будет получать при
выходе на пенсию, за исключением того,
что размер пенсии зависит от величины
накопленных сумм, и то не в письменной
виде. К тому же письменно не гарантируется
годовой минимальный прирост средств,
который может исчисляться в привязке
к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам
МБК или начисляемый процент не может
быть ниже 3,5,7% и т.д.
К тому же в развитых странах
за уровень пенсии ответственны государство,
предприятие и гражданин. У нас с 1998 государство
выполняет лишь функцию контроля и надзора.
Работодатель освобожден от заботы по
пенсионному обеспечению.
Из текущих проблем самая досадная
– неполное поступление пенсионных взносов.
Они должны производиться у истоков выплаты
доходов. Естественно, взносы работодателями
удерживаются, но перечисляются в пенсионные
фонды некоторыми не сразу и не всегда.
Это мешает фондам качественно выполнять
свои обязательства перед вкладчиками,
отнимает дополнительные силы и время
на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков
существенной части инвестиционного дохода.
Таким образом, можно сделать
следующий вывод обо всем выше сказанном:
чем больше и сильнее будут фонды, тем
больший приток средств они обеспечат
в отечественную экономику. Одно стимулирует
другое. У нас есть все основания быть
уверенными в близком экономическом расцвете
Казахстана.
1.3. Основные положения
действующего Закона «О пенсионном
обеспечении в Республике Казахстан».
Как и при прежней солидарной,
так и при накопительной системе пенсионного
обеспечения государство оставило за
собой право регулирования. Для этого
был разработан ныне действующий Закон
«О пенсионном обеспечении в Республике
Казахстан», состоящий из пяти разделов.
В нем предусмотрены меры по
обеспечению сохранности пенсионных накоплений,
порядок пенсионного обеспечения из Центра,
а также из накопительных пенсионных фондов.
Обратимся к некоторым статьям
данного Закона.
В соответствии со статьёй 27,
вкладчик накопительных пенсионных фондов
имеют право выбирать накопительный фонд,
получать информацию о состоянии пенсионных
накоплений, осуществлять добровольные
пенсионные взносы в пользу третьих лиц,
обжаловать в судебном порядке действия
накопительного фонда. Но вместе с этим
вкладчик должен вносить обязательные
пенсионные взносы только в один из накопительных
пенсионных фондов, сообщать в накопительные
пенсионные фонды о всех изменениях, влияющих
на выполнение обязательств фондом, в
течение 10 дней с момента изменений. 1
Получатель в свою очередь имеет
право получать пенсионные выплаты из
накопительных фондов по достижении пенсионного
возраста и в иных случаях, предусмотренных
в Законе, переводить свои пенсионные
накопления из одного накопительного
пенсионного фонда в другой не чаще чем
два раза в календарном году, завещать
свои накопления, а также имеет право изъять
их при выезде на постоянное жительство
за пределы Казахстана. 2
В соответствии с Законом граждане
имеют право на назначение пенсий:
с 1 января 1998г – мужчинам по
достижении 61 года, женщинам – 56 лет;
с 1 июля 1998г – мужчинам по достижении
61,5 года, женщинам – 56,5 лет;
с 1 июля 1999г – мужчинам по достижении
62 лет, женщинам – 57 лет;
с 1 июля 2000г – мужчинам по достижении
62,5 года, женщинам – 57,5 лет;
c 1 июля 2001г – мужчинам по достижении
63 лет, женщинам – 58 лет.
Граждане, проживающие в зонах
чрезвычайного и максимального радиационного
риска, в период с 29 августа 1949 года по
5 июля 1963 года имеют право на назначение
пенсии:
мужчинам – по достижении 50
лет при общем стаже работы не менее 25
лет;
женщинам – по достижении 45
лет при общем стаже не менее 20 лет.3
Выплата пенсий будут осуществляться
следующим образом: если трудовая деятельность
началась после 1 января 1998 года, то по
достижении пенсионного возраста будут
получать пенсионные выплаты только за
счет собственных пенсионных накоплений
из своего накопительного пенсионного
фонда. Для тех, кто на этот срок имели
6 месяцев или больше, согласно закону,
их пенсия будет состоять из двух частей.
Первая часть из ГЦВП. Её размер рассчитывается
пропорционально трудовому стажу. Вторая
часть выплачивается из накопительного
пенсионного фонда, и её размер прямо зависит
от величины пенсионных накоплений. Все
кто получал пенсию до 1 января 1998 года
(т.е. те граждане, которые достигли пенсионного
возраста и имеющие трудовой стаж 20 и 25
лет) будут продолжать получать пенсионные
выплаты из Государственного центра по
выплате пенсий параллельно с выплатами
из накопительной системы.
Исчисление пенсионных выплат
в полном объёме производится из Государственного
центра по выплате пенсий из расчета 60%
среднемесячного дохода за любые 3 года
работы подряд независимо от перерывов
в работе с 1 января 1995 года; в расчет дохода
включаются все виды оплаты труда и иные
доходы по перечню, устанавливаемому Правительством
Республики Казахстан. Доход для исчисления
пенсионных выплат из Государственного
центра не может превышать 15-кратного
месячного расчетного показателя, устанавливаемого
законом о республиканском бюджете на
соответствующий год. Размер пенсионных
выплат за каждый полный отработанный
год до 1 января 1998 года сверх требуемого
трудового стажа увеличивается на 1%, но
не более 75% от дохода, учитываемого для
исчисления пенсии. Пенсионные выплаты
из Государственного центра назначаются
и выплачиваются и выплачиваются пожизненно.