Технологический процесс работы пассажирской автостанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Технологический процесс работы пассажирской автостанции направлен на достижение высокого качества оказываемых услуг по перевозке пассажиров и включает в себя взаимосвязанный комплекс процессов: перемещение пассажиров по территории автовок3ала; ожидание пассажирами посадки в автобусы; приобретение билетов; временное хранение и перемещение ручной клади и багажа; получение справок о движении автобусов, тарифах и условиях обслуживания; посадка пассажиров в автобусы; высадка из автобусов; получение сопутствующих бытовых услуг

Вложенные файлы: 1 файл

Технолоический процес.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)


 

Технологический процесс работы пассажирской автостанции

 

Технологический процесс работы пассажирской автостанции направлен на достижение высокого качества оказываемых услуг по перевозке пассажиров и включает в себя взаимосвязанный комплекс процессов: перемещение пассажиров по территории автовок3ала; ожидание пассажирами посадки в автобусы; приобретение билетов; временное хранение и перемещение ручной клади и багажа; получение справок о движении автобусов, тарифах и условиях обслуживания; посадка пассажиров в автобусы; высадка из автобусов; получение сопутствующих бытовых услуг. К технологическому процессу работы автовокзала относятся также выполнение комплекса служебных операций по диспетчерскому управлению перевозками, обеспечению работоспособности средств производственной связи, содержанию территории и уборки помещений и др. В каждом конкретном случае эти процессы организуются в соответствии с местными особенностями на основе типовых технологических процессов. Планировки территории автовокзала и взаимное размещение его помещений, предназначенных для обслуживания пассажиров, исходя и принципов прямоточности, самообслуживания и ограничения доступа посторонних лиц служебной зоны. Прямоточность предусматривает организацию движения пассажиров на территории автовокзала. С минимумом перемещений при соблюдении логической последовательности обслуживания. Для этого исключают встречные потоки перемещающихся пассажиров и разделяют пассажиров междугородного и пригородного сообщений. Самообслуживание пассажиров на автовокзале является основной формой оказания различных услуг. Для реализации этого принципа предусматриваю билетопечатающие автоматы, автоматические камеры хранения, технологии самообслуживания в пунктах общественного питания, самостоятельную переноску пассажирами ручной клади и прочее. Однако по желанию пассажиров должна обеспечиваться возможность оказания соответствующих услуг специальным персоналом за отдельную плату (услуги носильщиков, официантов в привокзальном ресторане и д. р.) Ограничение доступа посторонних лиц в служебные зоны автовокзала обеспечивается ограждениями, предупредительными надписями, службой охраны.

Вход в помещения автовокзала должен быть открыт с привокзальной площади. Непосредственно у входа и вестибюле размещают указатели  со справочной информацией о путях прохода в кассовый зал, залы ожидания и на перроны. Если пассажирские помещения расположены на нескольких этажах здания автовокзала, то наиболее посещаемые из них располагаются ниже менее посещаемых.

Из вестибюля пассажиры проходят в зал ожидания и кассовый зал. В зале ожидания располагают скамьи для ожидающих отправления пассажиры. Дежурный по залу ожидания обеспечивает соблюдения порядка, оказывает пассажиром необходимую помощь. В кассовом зале пассажиры приобретают и сдают билеты на автобусы. Помещения для кассиров изолирую от кассового зала перегородками с окнами. Кассовый зал связывают проходом с залом ожидания. Рядом с 3алом ожидания располагают комнату матери и ребенка в которой находиться дежурный, обязанный оказывать необходимую помощь пассажирам с детьми и беременным женщинам, вызывать кассира для продажи билетов.

Камеры хранения располагают в помещениях, связаных с вестибюлем. Технология хранения ручной клади предусматривают обслуживанием в ручную, при котором прием и выдача вещей производятся кладовщиками камер хранения, и предоставление пассажирам возможности пользованием автоматическими камерами хранения. От камер хранения должен быть обеспечен удобный проход к перронам отправления автобусов  и на привокзальную площадь к стоянкам такси и остановочным пунктам маршрутов ГПТ. Туалеты размещают вблизи от зала ожидания. Медицинский пункт располагают с учетом возможности перемещения носилок с больным, по кратчайшему пути через служебный выход к санитарному автомобилю.

Справочная служба автовокзала должна предоставлять пассажирам всю информацию, необходимую для правильного планирования поездки и выбора рейса автобуса, а также  информации о движении автобусов для встречающих граждан. Выдача индивидуальных справок производиться работником справочного бюро. На основании анализа поступающих вопросов устанавливают потребность в наиболее часто требуемых справках. Соответствующую информацию располагают в информационных щитах и вводят в автоматические справочные установки. Диктор-информатор по громкоговорящей связи делает объявления о начале и окончании посадки на рейсы, номерах перронов, соответствующих рейсам, времени прибытия и отправления автобусов, задержках рейсов и других данных о движении автобусов. При необходимости передаётся информация о заблудившихся детях, бесхозных вещах и др. Громкоговорящие установки располагают в пассажирских помещениях (кроме комнаты матери и ребёнка), туалетах, камере хранения, на привокзальной площади и на перронах.

Для приёма пищи пассажиров, водителям автобусов и работникам автовокзала открывают кафе (ресторан) и буфет, помещения для которых автовокзал  предоставляет в аренду организациям общественного  питания. Кухня кафе (ресторана) должна иметь подводы электричества, горячей и холодной воды, слив в канализацию. На крупных автовокзалах предусматривают отдельное помещение для принятия пищи водителями и персоналом автовокзала. На не больших автовокзалах и ПСА буфет располагают непосредственно в зале ожидания. В вестибюле и зале ожидания устанавливают киоски, торгующие печатной продукцией, дорожными принадлежностями и предметами первой необходимости.

Служебные помещения составляют отдельный блок с ограничением свободного доступа посторонних лиц.

В связи с тем, что автобусы являются источниками повышенной опасности, необходимо особо тщательно подходить к организации посадки пассажиров в отходящие автобусы и высадки пассажиров из прибывших автобусов. Посадка и высадка пассажиров производятся на специально оборудованных перронах. Перроны отправления и прибытия располагают раздельно. Перрон должен возвышаться на 20 см над подъездным путём для автобуса, и отделяться от него бордюрным камнем. Перроны обозначают номерами и оборудуют информационными табло с индикацией номерами и оборудуют информационными табло с индикацией номера рейса, времени прибытия и отправления автобуса. Дежурные по перронам обеспечивают поддерживания порядка, оказывают пассажирами необходимую помощь о посадки и размещении в автобусах, встречают прибывающих пассажиров.

Для посадки пассажиров водитель подаёт автобус к указанному диспетчером посадочному перрону. Дежурный по перрону контролирует соответствие автобуса типу, указанному в расписании движения, осматривает экипировку и салон автобуса (наличие аптечки, огнетушителей, маршрутных указателей, качество выполнения уборочно - моечных работ, наличие чехлов на подголовниках, работу климатической установки и д. р). Обнаруженные  недостатки немедленно устраняются. После этого разрешается посадка пассажиров в автобус. Номер посадочного перрона объявляются диспетчером – информатор по громкоговорящей связи и отображается на табло отправлений. Водитель открывает багажники автобуса и обеспечивает погрузку багажа. После посадки пассажиров дежурный по перрону производит сверку числа пассажиров в автобусе с данными билетно - учётной документации и при отсутствии расхождений отправляет автобус в рейс. Причины обнаруженных расхождений выясняются и принимаются соответствующие меры.

Дежурный по перрону также встречает прибывающие автобусы, помогает выходящим пассажирам соориентироваться кратчайшим путём направиться в город. При необходимости дежурный по перрону вызывает к автобусу носильщиков, медицинского работника. Когда проходящий автобус находится у перрона на стоянке, должна быть обеспечена его охрана и охрана оставшихся в салоне вещей пассажиров.

Диспетчеров по управлению движением транспорта на привокзальной площади обеспечивает соблюдение порядка при посадке пассажиров в автомобили – такси и транспортные средства ГПТ, предупреждает чрезмерное скопление транспортных средств на привокзальной площади. При необходимости он связывается с диспетчерскими службами такси и ГПТ.

На междугородных маршрутах продажа пассажирам билетов на автобусы имеет ряд особенностей, определяемых технологией перевозок: билеты продаются в различных удаленных друг от друга пунктах маршрута; число проданных билетов должно соответствовать пассажировместимости автобуса с учётом высвобождения ряда мест на определенных остановочных пунктах; наблюдается значительный спрос на предварительную продажу билетов: кассы по продаже билетов и автобусы находятся в ведении различных хозяйствующих субъектов. Эти особенности в совокупности формируют технологические процессы продажи билетов пассажирам. Данные процессы обеспечиваются заключением между различными автовокзалами и перевозчиками договоров о взаимодействии при реализации билетов на автобусы.

Типовым технологическим процессом продажи билетов предусмотрены централизация информации о наличии свободных мест в автобусах, что позволяет заранее, до прибытия автобуса в соответствующий пункт, продавать пассажирам билеты. Могут устанавливать квоты предварительной продажи билетов  с подразделением по различным остановочным пунктам. Наибольшею долю подлежащих предварительной продаже билетов оставляют за начальным пунктом маршрута. Продажа билетов на проходящие автобусы начинается заранее, после отправления соответствующего автобуса в рейс с предыдущего автовокзала или ПАС. Это возможно благодаря передаче информации  о наличии свободных мест от одного автовокзала (ПАС) к другому по принципу эстафеты. Таким образом, к моменту прибытия автобуса в данный пункт практически могут быть реализованы билеты на все  свободные и высвобождающиеся в этом пункте места. Продажа билетов на отходящие автобусы производится во всех кассах автовокзала вне очереди. Типовой технологический процесс реализуется автоматизированным способом или вручную.

При автоматизированной технологии продажа билетов осуществляется после поступления на АРМ кассира подтверждения о наличии свободного места в автобусе требуемого рейса. Подтверждение (или отказ) поступает от центрального компьютера, ведущего учёт свободных мест и проданных билетов. Центральный компьютер соединён с компьютерами рабочими станциями -  автоматизированными рабочими местами (АРМ) кассиров линиями связи. Центральный компьютер располагают на наиболее крупном автовокзале. На различных направлениях движения централизация информации о наличии свободных мест в автобусах может осуществляется независимо друг от друга. Данные о наличии свободных мест на определённые рейсы автобусов автоматически поступают также на информационные табло ив кассовом зале, в справочное бюро и к диктору - информатору.

При наличии ручной технологии учёт наличия и движения свободных мест по рейсам ведут операторы по распределению мест. Для этого они используют специальные бланки в форме таблиц и схем расположения мест в автобусах различных моделей. Операторы сообщают данные о свободных местах кассирам, работнику справочного бюро и диктору-информатору. Для передачи данных операторы различных автовокзалов связываются друг с другом по телефону. Этот процесс трудоёмкий, менее надёжный из-за ошибок персонала и является устаревшим. Его применяют на ПАС, не оборудованных АРМ кассира. В этом случае кассир по телефону получает от ближайшего автовокзала информацию о наличии свободных мест и передаёт обратно информацию о проданных билетах, которая затем вводится в центральный компьютер через АРМ кассира автовокзала.

При отсутствии устойчивой производственной связи между пунктами продажи билетов по трассе автобусного маршрута применяют децентрализованный, «обходной» технологический процесс реализации билетов. Кассиры в начальном пункте маршрута продают билеты пассажирам как предварительно, так и на отходящие автобусы. На промежуточных остановочных пунктах маршрута продаются билеты только на отходящие автобусы при наличии в них свободных мест, а предварительная продажа билетов не производится. Информация о наличии свободных мест в автобусах поступает лишь после прибытия на авовокзал (ПАС) автобуса транзитного рейса. Это приводит к дополнительному простою автобуса на 10 … 15 мин, вызванному организационными задержками, необходимостью продажи билетов пассажирам, перемещением багажа и камер хранения к автобусам после обретения пассажиром билета. В результате существенно увеличивается время выполнения рейса, снижается производительность использования автобуса. В исключительных случаях допускается продажа билетов водителями автобусов.

Технологический процесс выполнения рейсов  в междугородном сообщении предусматривает организацию отдыха водителей на промежуточных пунктах маршрута и в пункте оборота. На промежуточных пунктах маршрута оборудуют комнаты для кратковременного отдыха водителей, обеспечивают возможность питания водителей. Для ежедневного отдыха водителей в пункте оборота оборудуют спальные места. Типовыми проектами на автовокзалах предусмотрены двухместные номера гостиничного типа.

Техническое содержание средств связи и оборудования  производиться персоналом автовокзалов или специализированными организациями по договору.

Для содержания территории автовокзала в надлежащем состоянии дворники убирают перроны, проезды и площадки. Зеленые насаждения периодически поливают. Перроны очищают ото льда и снега, обрабатывают противогололедными  материалами. Помимо ручного инвентаря для механизации уборочных работ применяют поливомоечные и снегоуборочные машины. В помещения автовокзала, преимущественно во время спадов пассажиропотока, производят влажную уборку по графику и в объемах, учитывающих санитарные требования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологический процесс обслуживания категории пассажиров.

 

При проектировании пассажирской автостанции предусматрены устройства и мероприятия для обеспечения безопасного передвижения по территории инвалидов и маломобильных групп населения, их удобного доступа и пользования помещениями в зданиях:

- пандусы при лестницах на входах в здания и при наличии перепадов отметок полов в помещениях;

- двери и тамбуры с размерами, учитывающими проезды инвалидных кресел-колясок и детских колясок;

- устройство пассажирских лифтов при наличии помещений для пассажиров выше первого этажа.

Приспособления для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в пассажирских автостанциях предусматрены в соответствии с требованиями ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения

Улично-дорожная сеть спроектированы с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт.

Информация о работе Технологический процесс работы пассажирской автостанции