Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…………………6
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6
1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся..............................................................................................................8
1.3 Виды проверки……………………………………………………...12
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………..14
2.1 Особенности нетрадиционных форм урока……………………….14
2.2 Формы контроля на занятиях технологии…………………………20
2.3 «Общественный смотр знаний» – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений, навыков………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6
1.2 Функции и принципы
контроля знаний, умений и навыков
учащихся......................
1.3 Виды проверки……………………………………………
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ
2.1 Особенности
нетрадиционных форм урока……………
2.2 Формы контроля на
занятиях технологии…………………………
2.3 «Общественный смотр
знаний» – одна из форм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема совершенствования
методов контроля, критериев оценивания
состояния и результатов теории
и практики обучения становится наиболее
актуальной на этапе отслеживания процесса
внедрения образовательных
Контроль – один из важнейших
этапов обучения. Он активизирует познавательную
деятельность учащихся, позволяет получать
данные о промежуточных и итоговых
результатах учебно-
Чтобы правильно строить процесс обучения, соразмерно развитию предлагать задания различной трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: обучение учащихся образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формы контроля качества ЗУН, методические основы эффективного применения и использования контроля качества учебной деятельности учащихся по технологии.
Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения технологии.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных авторов таких как: З.Н. Корнейчук, В.Ф. Шаталов, М.П. Гурьянов, А.А. Милушкин, Ш. А. Амонашвили, И.П. Волков, С.Н. Лысенков, В.Я. Брагин и др.
Выбор методов и средств
контроля в образовательной области
«Технология» осложняется разнообразием
видов учебной деятельности и
необходимостью обеспечить, с одной
стороны, полноту охвата пройденного
материала и всех учащихся, а с
другой – объективность и
Применяемые в настоящее время традиционные методы контроля не полностью отвечают указанным требованиям, что затрудняет управление, познавательной деятельностью учащихся на уроках технологии, не позволяя получать объективные данные об уровне их обученности, отрицательно сказываются и на эффективности трудовой подготовки. Для того чтобы добиться положительных результатов в обучении технологии необходимо изучить, обобщить и систематизировать методы и средства контроля знаний, умений и навыков, выявить новые приёмы контроля и адаптировать их непосредственно к образовательной области «Технология». Исходя из вышесказанного, мною и взята данная тема курсовой работы «Формы, методы контроля знаний, умений, навыков».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся.
Цель учета и контроля
знаний, умений и навыков – формирование
у школьников ответственности за
результаты своего труда, критического
отношения к успехам и
Проверка и оценка знаний,
умений и навыков неотъемлемый компонент
учебно-воспитательного
Контроль и оценка результатов учебной деятельности побуждает ребят своевременно и старательно выполнять порученные задания, совершенствовать свои знания, умения и навыки, т.е. проверка, стимулирует учащихся к самостоятельной деятельности, предупреждает пробелы в знаниях, способствует выявлению путей повышения эффективности обучения. Результаты контроля помогают наметить, что необходимо сделать для того, чтобы каждый ученик действительно усвоил требуемый учебной программой материал [4, с.128].
Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся должна проводиться на основе научно-обоснованных и проверенных опытом принципов. К ним относятся: объективность, всесторонность, систематичность [6, с.337].
Проверить и оценить объективно – значит предупредить случаи субъективных и ошибочных мнений и суждений учителей и учащихся. Для реализации принципа объективности, широко используется комментирование оценок и обсуждение на уроках ошибок допущенных при выполнении заданий.
Под всесторонностью проверки и оценки подразумевается анализ усвоения школьниками различного по содержанию и характеру учебного материала, выявления их способностей применять его в практической деятельности.
Систематической является такая проверка, которая проводится регулярно, органически связана с самим учебным процессом и оказывает своё влияние на его протекание.
Контроль знаний учащихся выполняет, по меньшей мере, три функции:
1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта [23, с 294].
Функции проверки, которые выделяют ученые-педагоги и методисты приведены на Схеме 1.
Схема 1
Контролирующая функция
состоит в выявлении состояния
знаний и умений учащихся, уровня их
умственного развития, в изучении
степени усвоения приемов познавательной
деятельности, навыков рационального
учебного труда. При помощи контроля
определяется исходный уровень для
дальнейшего овладения
Обучающая функция контроля
заключается в
Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция
проверки служит получению опережающей
информации об учебно-воспитательном
процессе. В результате проверки получают
основания для прогноза о ходе
определенного отрезка учебного
процесса: достаточно ли сформированы
конкретные знания, умения и навыки
для усвоения последующей порции
учебного материала (раздела, темы). Результаты
прогноза используют для создания модели
дальнейшего поведения
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду [15].
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Основные принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся приведены на Схеме 2.
Схема 2.
Раскроем эти принципы контроля подробнее:
Целенаправленность
Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля [17, с.31].
Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.
Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.
1.3 Виды проверки.
В практике обучения наиболее распространенными являются такие виды проверки как: текущая, тематическая и итоговая.
Текущая проверка проводиться на каждом уроке. Она позволяет выявить знания, на основе которых будет строиться учебный процесс. Текущая проверка знаний проводится чаще всего в форме опроса в специально отведенное время проверки домашнего задания, во время выполнения самостоятельной проверочной работы, иногда в форме вопросов и заданий в ходе объяснения, повторения и закрепления.
Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование