Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…………………6
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6
1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся..............................................................................................................8
1.3 Виды проверки……………………………………………………...12
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………..14
2.1 Особенности нетрадиционных форм урока……………………….14
2.2 Формы контроля на занятиях технологии…………………………20
2.3 «Общественный смотр знаний» – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений, навыков………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37
Для максимально быстрой проверки
знаний используются графические диктанты,
которые требуют от учащихся внимания,
сосредоточенности, они показывают,
насколько твердо учащиеся усвоили
изученный материал. Проводиться
диктант в очень быстром темпе,
что снижает возможность
Например. Отвечая на вопрос «да» над номером вопроса ставится дуга, если ответ отрицательный, то отрезок остается свободным.
Предметную область «
Любой контроль знаний, умений и навыков
завершается оценкой и
При оценке выполнения практических
заданий учитель может
«5» - работа выполнена в заданное
время, самостоятельно, с соблюдением
технологической
«4» - работа выполнена в заданное
время, самостоятельно, с соблюдением
технологической
«3» - работа выполнена в заданное
время, самостоятельно, с нарушением
технологической
«2» - ученик самостоятельно не справился
с работой, технологическая
В исследованиях Н.Г. Дайри, посвященных методам проверки, установлены условия при которых проверка создает положительное отношение учащихся к этому виду работ и, следовательно, активизирует их познавательную деятельность. Такие условия создаются:
1) если, с точки зрения учащихся,
проверка полезна, интересна,
помогает совершенствовать
2) если, каждый ученик
может ожидать, что его
3) если, знания и навыки оцениваются требовательно и справедливо;
4) если, замечания с места поощряются и учитываются при аттестации;
5) если, проверка не выражается в нескольких вызовах ученика за четверть, а происходит ежедневно.
Таким образом, контроль знаний
является неотъемлемым компонентом
современного урока. Разнообразные
формы и методы контроля делают его
эффективным средством
2.3 «Общественный смотр
знаний» – одна из форм
Многие годы единственной формой итоговой контрольной знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребёнка оставался вне поля зрения педагога.
Изменения формы обучения влечёт за собой изменение в системе контроля, которое позволит не только организовать контроль ЗУН, но и развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Широкие возможности для развития памяти, внимания, интереса к предметам, мышления школьника, воспитания личности и коллектива в целом дают нетрадиционные формы контроля. Одной из таких форм является общественный смотр знаний (ОСЗ), который проводится по определённым разделам программы [12, с.74].
Это мероприятие позволяет одним учащимся продемонстрировать свои знания, а другим, общаясь с ними в коллективной форме работы, приобретать знания. В результате передача знаний осуществляется в интересной и доступной для всех форме, и делает учащихся успешными. Также это мероприятие открывает простор для проявления инициативы и творчества.
Меняется и характер взаимоотношений учителя и учащихся. В процессе подготовки учащиеся ощущают себя помощниками учителя, ассистентами, лаборантами, консультантами. Деятельностный подход увеличивает возможности индивидуального процесса познания. Каждый ученик, кроме минимума знаний, умений и навыков, приобретенных на уроке, получает и закрепляет те знания и умения, которые в наибольшей степени способствуют его способностям и потребностям.
Педагогическая
Общественный смотр знаний даёт возможность заинтересовать учёбой детей не только в плане «отметок», а показать учебную деятельность изнутри.
Возможности общественного смотра знаний для учащихся приведены на Рис.1.
Рис.1 Возможности ОСЗ для учащихся
Для подготовки общественного
смотра знаний требуется 2-3 недели. Смотр
проводится между параллельными
классами. Наиболее оптимальное время
– начало IV четверти. К этому времени
у ребят накапливается
Для того чтобы подготовиться к общественному смотру знаний необходимо:
Оценивание учащихся:
Все учащиеся получают оценку, которая выставляется жюри в конце урока по сумме набранных отметок за урок. Критерии оценивания приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Устная работа |
- чёткость выводов - речь - логика - умение формулировать проблему - выделение главного - правильность ответа |
Работа в парах |
- уровень сопереживания - умение общаться - умение отстоять и доказать свою точку зрения |
Письменная работа |
- верность решений - правильность оформления |
При решении у доски |
- правильность решения - нестандартность решения - использование нескольких способов решения - доказательность - эмоциональность - рациональность |
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.
В результате использования ОСЗ происходит:
1) Развитие личности ребёнка через формирование следующих навыков и способностей: коммуникативность (общение, взаимовыручка при работе в группе, эмпатия).
2) Творческие способности (через принятие нестандартных решений, применение знаний на практике, то есть реализуется социализация учащихся).
3) Развиваются психологические особенности (мышление, память, внимание, требовательность к себе).
Общественный смотр знаний – является одной из форм организации коллективной деятельности учащихся при обобщении, систематизации и проверки знаний. Такие уроки положительно влияют на познавательную активность учащихся, создают ситуацию успеха для всех, укрепляет уверенность в своих силах, способствует активному сотрудничеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ [12,с.18].
Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе развития образовательной системы существует две методические категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом: критерии и нормативы.
Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.
Таким образом, можно только
тогда правильно организовать обучение,
когда хорошо виден уровень знаний,
умений и навыков учащихся. Именно
поэтому организация чётко
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование