Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Типы и виды образовательных учреждений, источники их финансировани, включая подушевой норматив, анализ общеобразовательных учреждений на примере г. Улан-Удэ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Типы и виды образовательных учреждений…………………………5
1.1 Учреждения дошкольного образования……………………………………5
1.2 Учреждения общего образования………………………………………..…7
1.3 Учреждения дополнительного и специального образования…………...15
Глава 2. Финансирование системы образования…………………………..…18
2.1 Источники финансирования в системе образования…………………..…18
2.2 Нормативное подушевое финансирование………………………………..22
2.3 Анализ финансирования образования на примере города Улан-Удэ….26
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

ФБУ_курсовая.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Типы и виды образовательных учреждений…………………………5 

    1. Учреждения дошкольного образования……………………………………5
    2. Учреждения общего образования………………………………………..…7
    3. Учреждения дополнительного и специального образования…………...15

Глава 2. Финансирование системы образования…………………………..…18

2.1 Источники финансирования в системе образования…………………..…18

2.2 Нормативное подушевое финансирование………………………………..22

2.3 Анализ финансирования образования на примере города Улан-Удэ….26

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников…………………………………………..39 
 
 
 

 

      Введение 

     Каждый  человек в своей жизни проходит ступени развития. Прохождение этих ступеней он начинает от самого рождения и до старости. Это ступени развития физического, умственного, психологического и т.д. Государственное образование  помогает человеку в освоении этих ступеней. Вся образовательная система  представляет собой взаимосвязь  ступеней развития человека от дошкольников до взрослых людей. И согласно этим ступеням строится система, которая  подразделяется на определенные образовательные  учреждения по возрастному этапу. Такое  подразделение называется типологией образовательных учреждений. Я считаю, что эта тема очень интересна  тем, что всю систему здесь  можно конкретно проследить, а  так же яснее проследить развитие человека в этой системе. Этапы его  прохождения и развития.

     Маленький ребенок, еще не привыкший к окружающему  миру на 1- ом этапе системы попадает в самое первое свое образовательное учреждение - дошкольное (детский сад, ясли-сад и др.). На 2-м этапе -  начальная школа для младших школьников и дошкольников. Здесь ребенок осознает себя как личность, отличную от других, он больше видит и понимает. На 3-м этапе основное общее образование (средняя школа, гимназия и др.), затем 4-ый - начальное, среднее и высшее профессиональное образование с 15-16 лет (училище, техникум, институт, университет), 5-ый - послевузовское образование (аспирантура, магистратура и др.), это образование можно получить в любом возрасте, естественно, только после окончания Вуза. Также для детей предлагается по желанию дополнительное образование (дворцы, дома детского творчества, юные натуралисты, клуб, спортивная школа, школа искусств). Существуют учреждения специального образования (кадетский корпус, коррекционная школа, для подростков с дивиантным поведением и др.).

     Обучение  рассматривается как важнейшая  составляющая часть общей системы  образования, включающей помимо учебного процесса и другие сферы развития и воспитания личности, а поэтому  оно должно выполнять и собственно обучающую, и развивающую, и социально-адаптивную, культурно - преемственную, воспитывающую  и некоторые другие функции. Все  эти функции осуществляют образовательные  учреждения, типологию которых мы рассмотрим ниже подробно.

     Современное состояние образования обычно характеризуется  в первую очередь с позиций  недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения  функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные  проблемы, связанные с содержанием  и качеством образования, доступностью качественного образования для  разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда  и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

       В данной курсовой работе можно  выделить следующие цели:

       - общая характеристика системе образования в РФ  (типы и виды);

       - основные источники финансирования  образования;

       - нормативно подушевое финансирование;

       - анализ финансирования образования на примере города Улан-Удэ.

 

      Глава 1 Типы и виды образовательных учреждений. 

     1.1 Учреждения дошкольного образования 

     Дошкольные  образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся  на следующие виды:

     - Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

     - Детский сад компенсирующего  вида с приоритетным осуществлением  квалифицированной коррекции отклонений  в физическом и психическом  развитии воспитанников;

     - Детский сад присмотра и оздоровления  с приоритетным осуществлением  санитарно-гигиенических, профилактических  и оздоровительных мероприятий  и процедур;

     - Детский сад комбинированного  вида (в состав комбинированного  детского сада могут входить  общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

     - Центр развития ребенка - детский  сад с осуществлением физического  и психического развития, коррекции  и оздоровления всех воспитанников.

     Дошкольное  образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и  оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

     Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

     - охрана жизни и укрепление  здоровья детей;

     - обеспечение интеллектуального,  личностного и физического развития  ребенка;

     - осуществление необходимой коррекции  отклонений в развитии ребенка;

     - приобщение детей к общечеловеческим  ценностям;

     - взаимодействие с семьей для  обеспечения полноценного развития  ребенка

     Дошкольное  образовательное учреждение как  юридическое лицо имеет устав, расчетный  и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Право  на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему  лицензии (разрешения). Дошкольное образовательное  учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Аттестация дошкольного  образовательного учреждения проводится по его заявлению соответствующим  государственным органом управления образованием один раз в пять лет. Целью и содержанием аттестации дошкольного образовательного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Порядок комплектования дошкольного  образовательного учреждения определяется учредителем. В дошкольное образовательное  учреждение в первую очередь принимаются  дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся  под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных  и вынужденных переселенцев, студентов. 
 
 
 

     1.2 Учреждения общего образования 

     Тип “общеобразовательное учреждение”  подразделяется на виды:

     - начальная общеобразовательная  школа;

     - основная общеобразовательная школа;

     - средняя (полная) общеобразовательная  школа, в том числе с углубленным  изучением отдельных предметов; 

     - лицей, гимназия;

     - вечерняя (сменная) общеобразовательная  школа; 

     - центр образования; 

     - открытая (сменная) общеобразовательная  школа; 

     - вечерняя (сменная) общеобразовательная  школа при исправительно-трудовых  учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых  колониях;

     - кадетская школа. 

     Рассмотрим  главные из них:

     1) Общеобразовательное учреждение  для детей дошкольного и младшего  школьного возраста.

     Образовательное учреждение для детей дошкольного  и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим  общеобразовательные программы  дошкольного и начального общего образования. Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности  между дошкольным и начальным  общим образованием, оптимальных  условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей  с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста. Виды учреждений:

     - начальной школы - детского сада;

     - начальной школы - детского сада  компенсирующего вида с осуществлением  квалифицированной коррекции отклонений  в физическом и психическом  развитии воспитанников и обучающихся;

     - прогимназии с приоритетным осуществлением  одного или нескольких направлений  развития воспитанников и обучающихся  (интеллектуального, художественно-эстетического,  физического и др.).

     Участниками образовательного процесса являются воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники.

     Общеобразовательные программы реализуются через  специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся  виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Содержание образования  в учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе государственных образовательных  стандартов. Организация образовательного процесса в учреждении по программе  начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным  учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемые и утверждаемые учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.

     2) Общеобразовательное учреждение.

     Виды  учреждений:

     а) начальная общеобразовательная  школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

     б) основная общеобразовательная  школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

     в) средняя общеобразовательная  школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

     г) средняя общеобразовательная  школа с углубленным  изучением отдельных  предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

     д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

     е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно - научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

     Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация  к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных  программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и  свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового  образа жизни. В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения. Органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.

     Задачами  начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование