Товарные запасы и эффективность их использования в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.

Содержание

Введение

1. Товарные запасы предприятий торговли

1.1 Товарные запасы: значение, роль и классификация

1.2 Планирование товарных запасов в торговле в современных условиях

2. Анализ товарных запасов ООО "Тик"

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО "Тик"

2.2 Анализ товарных запасов ООО "Тик"

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 3.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

по дисциплине "Экономика организации"

 

на тему: Товарные запасы и методы их планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а) студент (ка)

 

гр. № М-41 Вахромеева Е.П.

 

Руководитель курсовой работы: Фирсова М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

1. Товарные  запасы предприятий торговли

 

1.1 Товарные  запасы: значение, роль и классификация

 

1.2 Планирование  товарных запасов в торговле  в современных условиях

 

2. Анализ  товарных запасов ООО "Тик"

 

2.1 Краткая  организационно-экономическая характеристика ООО "Тик"

 

2.2 Анализ  товарных запасов ООО "Тик"

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложения

 

Введение

 

 

 

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.

 

Планирование оборота розничной торговли торгового предприятия не должно ограничиваться только обоснованием объема реализации товаров. Его следует дополнить расчетом потребности предприятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.

 

Анализ товарных запасов имеет большое значение для эффективного финансового управления. На предприятиях торговли запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятия испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня товарных запасов приводит к убыткам в деятельности предприятия, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов, увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик товаров. В этой связи вопросы определения и поддержки оптимального объема запасов являются важным разделом финансовой работы.

 

Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов - изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

 

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что товарные запасы являются основными денежными вложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли, основной проблемой ежедневного контроля. В настоящее время торговые компании в условиях ужесточения конкуренции вынуждены уменьшать процент устанавливаемой наценки. Поэтому для обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является оптимизация необходимой величины товарных запасов.

 

Цель данной курсовой работы является рассмотрение формирования товарных запасов торгового предприятия и их анализ.

 

Задачи курсовой работы:

 

. Дать понятие  товарных запасов предприятия  торговли, определить их состав, значение, а также дать оценку эффективности их использования.

 

. Провести  анализ товарных запасов торгового  предприятия и определить факторы, влияющие на эффективность использования  товарных запасов.

 

. Рассмотреть  методы планирования товарных запасов на торговом предприятии.

 

Методы, применяемые в процессе анализа: группировки и сравнения, технико-экономических, экономико-математических, эвристических (неформальных), нормативных и других.

 

Структура курсовой работы: состоит из глав (теоретическая часть и организационно-экономическая характеристика объекта исследования), списка литературы, заключения, приложения.

 

Предметом исследования в данной курсовой работе явились товарные запасы торгового предприятия, порядок их формирования и оценка эффективности использования. Объектом исследования служит конкретное предприятие торговли - ООО "Тик".

 

1. Товарные  запасы предприятий торговли

 

 

 

1.1 Товарные  запасы: значение, роль и классификация

 

 

 

Товарный запас - это количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах, на витринах магазина. Как только товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и уже не является товарным запасом.

 

В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задаче�

� в экономике торговли.

 

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (далее ПБУ 5/01), товары признаются частью материально-производственных запасов.

 

Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности - это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

 

Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.

 

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей - потребителей. Товары классифицируются по следующим различным признакам:

 

) по целям использования:

 

потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека,

 

производственные товары - это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;

 

) по времени  использования / потребления:

 

товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз,

 

товары длительного пользования, используемые многократно;

 

) по характеру  потребления:

 

товары повседневного спроса,

 

товары тщательного выбора,

 

престижные товары;

 

) по характеру  использования в зависимости  от степени их участия в  процессе производства:

 

сырье, материалы, тара и упаковка,

 

комплектующие детали, инструмент, инвентарь,

 

техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.

 

) по функциональной  принадлежности:

 

товары - продукты питания,

 

промышленные товары;

 

) по видам  запасов:

 

текущие запасы - это товары на стадии реализации,

 

подготовительные запасы - это товары на стадии предпродажной подготовки,

 

гарантийные (страховые) запасы - необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе, сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса,

 

переходящие запасы;

 

) по видам  движения товаров в учете:

 

товары в пути, товары на складе,

 

товары на стадии предпродажной подготовки,

 

зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации,

 

реализованные товары на ответственном хранении.

 

На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:

 

внешние факторы - налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;

 

внутренние факторы - пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.

 

Для оценки эффективности управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.

 

Эффективность использования товарными запасами оценивается следующими показателями:

 

) удельный  вес товарных запасов в их  общей величине на начало и  конец отчетного периода;

 

) абсолютный  прирост товарных запасов на  конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);

 

) темп прироста  товарных запасов на конец  отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста  выручки от торговой деятельности;

 

) оборачиваемость  товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;

 

) показатель  экономии оборотных средств в  результате снижения расходов  на материальные ресурсы и  товарные запасы на единицу  реализованного товара без ущерба  для качества, надежности, эксплуатационных  свойств;

 

Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес.

 

Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности �

� интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.

 

Кроме перечисленных показателей эффективности использования товарных запасов в целях принятия управленческих решений актуальным представляется оценка таких показателей, как товарная структура в товарообороте, рентабельность используемой торговой площади по видам товаров, объем продаж в расчете на единицу торгового персонала или смену (производительность труда), товарная структура поставленных на заказ товаров и прочее.

 

В результате высокой оборачиваемости товарных запасов в торговле экономический анализ рекомендуется осуществлять за минимальный период времени. Отчетным периодом при этом могут быть часы, день, технологическая смена персонала, будние дни, выходные и праздничные дни, неделя, декада, месяц.

 

Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности, так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям.

 

В международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для российской статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары.

 

Заказы промышленности (Factory Orders) - это индикатор, который показывает потребность промышленности в товарах длительного и недлительного пользования. Увеличение значения этого индикатора характеризует активность производства и его возможный рост, тогда как уменьшение свидетельствует о сворачивании производства.

 

Заказы на товары длительного пользования (Durable Goods Order) - это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение - ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка.

 

Как видно, даже аналитическая информация в управлении товарными запасами используется в оценке макроэкономических показателей.

 

Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.

Информация о работе Товарные запасы и эффективность их использования в торговом предприятии