Управление акционерным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является формирование представлений о современном состоянии российского рынка акционерного капитала и выявление проблем его управления и путей их решения.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
•рассмотреть сущность понятия «акционерный капитал» и «управление акционерным капиталом».
•определить набор возможных инструментов управления акционерным капиталом для дальнейшего выделения их в действуюей практике, а также выработать понимание того, как можно оценить управление капиталом.
•выделить основные проблемы управления акционерного капитала и функционирования рынка акционерного капитала на основе анализа современной практики и предложить возможные пути решения данных проблем.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты управления акционерным капиталом 5
1.1 Определение сущности понятия «акционерный капитал» 5
1.2 Особенности и инструменты управления акционерным капиталом 9
1.3 Оценка эффективности управления акционерным капиталом 14
Глава 2 Проблемы российской практики управления акционерным капиталом и рекомендации по их устранению 19
2.1 Проблемы управления акционерным капиталом в России 19
2.2 Рекомендации по решению проблем управления акционерным капиталом в России 27
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Управление акционерным капиталом.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проблемы дивидендной политики в России связаны  с ее зависимостью от мажоритарных акционеров, чьи интересы формируются под влиянием неопределенности среды, слабой защиты прав собственности и неразвитых институтов, и profit management предприятия. Несмотря на положительные сдвиги в практике дивидендных выплат российских компаний, она остается нестабильной, не отражает финансовое положение и инвестиционные возможности фирм.

В качестве еще одной  проблемы акционерного капитала можно  выделить сырьевую направленность российской экономики, что находит отражение  в структуре первичного рынка акционерного капитала в России. По сравнению с зарубежными странами на российском рынке представлено меньшее число отраслей, низка доля высокотехнологичных компаний.

2.2 Рекомендации  по решению проблем управления  акционерным капиталом в России

Поскольку формирование акционерного капитала является первостепенной задачей любого акционерного общества, приоритетными проблемами следует  считать проблемы привлечения инвестиционных ресурсов: бегство капитала из России, недоверие со стороны инвесторов, узость инвестиционного сообщества и недостаточность ликвидности и емкости рынка акционерного капитала. Признание этих проблем инвестиционным сообществом и государством может стать ключевым моментом в развитии процедуры решения назревших проблем.

Бегство капитала из России - широко известная и всеми обсуждаемая проблема. Однако решение этой проблемы со стороны инвестиционного сообщества может порождать конфликт интересов. Так, интересы инвестора могут быть представлены в плоскости из двух осей: риск и доходность. Понимая, что российский рынок является высокорисковым и крайне волатильным, что может означать как и сверхдоходности, так и сверхубытки, российские институциональные инвесторы предпочитают вложения в иностранные активы, которые отличаются большей надежностью. Это означает, что фактически инвестиционное сообщество не может пренебрегать своими интересами и вкладываться в российские активы. Поэтому решение проблемы бегства капитала должно исходить со стороны государства, которое должно создавать эффективную регулятивную и законодательную основу для функционирования финансового рынка.

По отчетам ФСФР, в 2011г. из общего объема IPO в 4 млрд. долл. российские компании 3 млрд. долл. разместили через SPV на западных рынках. Такой объем  сделок заставил задуматься регулятора о реальной опасности перехода рынка акционерного капитала за рубеж. [См.: 16, 218]

На настоящий момент реальной возможностью для решения  проблемы бегства капитала может  стать отмена ограничений на выпуск и обращение ценных бумаг российских предприятий на зарубежных площадках. Такая отмена позволит легально размещаться на биржах Америки, Европы и Азии без привлечения оффшорных холдинговых компаний (SPV своего рода). Таким образом, акционерный капитал российских операционных активов останется российским акционерным капиталом.

Отмена ограничения  позволит предоставить российским компаниям  свободу выбора - размещаться в  России или за рубежом, то есть повышается конкурентная составляющая между отечественными и зарубежными площадками. В этой связи для, того, чтобы в Москве был создан международный финансовый центр, то необходимо создать и предложить такие условия, чтобы инвесторы были заинтересованы вкладывать свои средства именно в России. Объединение двух бирж ММВБ и РТС может стать драйвером для того, чтобы донести до эмитентов преимущества российских площадок. Так, у новой биржи появляется прекрасная возможность воспользоваться ситуацией и предложить понятные и выгодные условия для IPO в России. Дополнительным эффектом отмены ограничения может стать увеличение прибылей институтов финансовой инфраструктуры.

В этой связи, вопросы  о создании центрального депозитария  приобретают еще одно специфическую  особенность. Но все же рассмотрим аспекты  создания центрального депозитария  в разрезе решения проблем по управлению акционерным капиталом.

Необходимость Центрального депозитария в России очевидна. Прежде всего, отсутствие Центрального депозитария - очень серьезное препятствие  для иностранных инвесторов. Может  быть, это даже непреодолимый барьер для инвестиций. Так, согласно правилам акта об инвестиционных компаниях комиссии по ценным бумагам и биржам США фонды имеют право напрямую инвестировать в ценные бумаги другой страны только при наличии в ней центрального депозитария. Наличие в стране единой биржи с понятными правилами игры также способствует повышению интереса со стороны инвесторов. [См.: 14, 112]

Еще одной важной задачей  создания центрального депозитария, является срочная необходимость упорядочения взаимоотношений между инфраструктурными  субъектами рынка, профессиональными его участниками: депозитариями и регистраторами. И в данном случае роль Центрального депозитария чрезвычайно важна. Это неизбежный фигурант любого процесса, связанного с подтверждением прав собственности, который делает этот процесс понятным, прозрачным и коротким, поскольку только он должен являться номинальным держателем акций и никто больше.

Центральный депозитарий  как институт финансового рынка  позволит создать унифицированную  и четкую учетно-клиринговую систему, что положительно скажется на ликвидности и емкости локального рынка. Наряду с естественным увеличением объема торгов, связанного с удобством торговли и расчетов, мощным драйвером увеличения ликвидности и объема рынка станет отток части ликвидности с международных площадок на российские, что принимает особое значение на фоне отмены ограничений на размещение и обращение ценных бумаг на зарубежных фондовых площадках. Привлечение глобальных инвесторов, традиционно не инвестирующих в локальные акции, за счет создания условий для инвестиций, конкурентных с условиями, сложившимися на мировых рынках, и снижения рисков осуществления инвестиций в локальные акции тоже может стать следствие создания центрального депозитария.

Повышение прозрачности расчетов и их унификация в соответствие с общепризанными стандартами западных рынков стимулирует расширение базы и повышение активности иностранных брокеров при торговле ценными бумагами по поручению своих клиентов на российском фондовом рынке. Как дополнительный эффект появится возможность перенимания зарубежного опыта у зарубежных участников финансового рынка.

Тем не менее, создание центрального депозитария не может рассматриваться  как полное решение всех проблем  учетно-клиринговой системы. В этой связи необходимо принимать во внимание программу ММВБ-РТС по полной реконструкции инфраструктуры финансового рынка. К слову говоря, эта программа разработана с целью привлечения иностранных инвесторов в Россию. [См.: 19]

Итак, программа по созданию инфраструктуры для прихода в  Россию иностранных инвесторов предполагает:

1) Создание центрального  депозитария:

  • право окончательного подтверждения права собственности по всем торгуемым ценным бумагам;
  • соответствие требованиям правила 17f-7 SEC, определяющее требования надежности к иностранному депозитарию для учета средств инвестиционных фондов (который должен иметь централизованную систему учета и разумные средства защиты от возникающих рисков);

2) Введение центрального  контрагента:

  • Центральный контрагент берет на себя обязательства / гарантии по сделкам, становится стороной по сделкам между участниками клиринга;

3) Введение единого  клиринга биржевых и внебиржевых  сделок (двухуровневый клиринг):

  • единый пул для фондового и срочного рынков;
  • введение требований к системам риск-менеджмента, финансовой устойчивости участников клиринга;
  • взносы участниками клиринга в единый гарантийный фонд для управления дефолтами;

4) Расчеты по акциям  на T+3:

  • депонирование заявок для сокращения сроков поставки ценных бумаг и расчетов по сделкам.

Таким образом, программа  позволит достичь следующих результатов:

  • снятие препятствий для иностранных инвесторов для осуществления инвестиций и признание ЦД иностранными регуляторами;
  • высокий уровень прозрачности для участников рынка;
  • сокращение сроков поставки ценных бумаг и проведения расчетов по сделкам;
  • унификация начала обращения ценных бумаг на фондовой бирже в день T+3 (по аналогии с международными рынками);
  • значительное снижение рисков инвесторов при поставке ценных бумаг и расчетов по сделкам;
  • соответствие наилучшей международной практике.

Если говорить о перспективах коллективных инвестиций в России, то стоит иметь в виду два альтернативных сценария развития. Первый - что все  останется на существующем уровне и  не произойдет значительных изменений  ни в количественных, ни в качественных показателях; второй - то будут предприняты необходимые усилия как со стороны государственных органов, так и со стороны участников рынка. Первый сценарий приведет к еще большему отставанию от развитых стран и усугублению существующих проблем и противоречий. Второй сценарий может стать основой для укрепления позиций России на международной арене, залогом стабильного экономического развития и улучшения социально-экономической обстановки в стране. Сейчас подходящий момент для изменений в отрасли: решение задач развития может быть разработано и реализовано в рамках создания в РФ МФЦ. Уже существуют предложения и программы по развитию отрасли коллективных инвестиций, необходима лишь их грамотная инициатива по их разработке и реализации.

Следует иметь в виду те целевые показатели, к которым может стремиться институт коллективного инвестирования в России. Естественно, что в ближайшее время ориентиром должна стать Бразилия (отношение активов фондов к ВВП - 48%). [См.: 2, 167]

Как рекомендацию к решению  проблем рынка акционерного капитала следует также рассматривать диверсификацию отраслевой принадлежности эмитентов. Традиционно сильные позиции на российском рынке первичных публичных размещений занимали компании сырьевого сектора. Принимая во внимание отраслевую специализацию российской экономики и состав крупнейших частных компаний, необходимо согласиться с тем, что компании, связанные с эксплуатацией природных ресурсов, и далее будут занимать значительную долю рынка IPO. Тем не менее, в 2009-2011 годах можно было наблюдать увеличение числа размещений высокотехнологичных компаний. Так, к числу таких компаний можно отнести 9 из рассмотренных 6 компаний. Конечно, их количество пока незначительно, а число крупных компаний в этом секторе и вовсе ограничено. Однако, после того как ММВБ открыла сектор инновационных компаний (Рынок инноваций и инвестиций (РИИ)), на биржу стали выходить небольшие компании: «Институт стволовых клеток человека», производитель биологически активных добавок «Диод», разработчик навигационных систем «РНТ», производитель инновационных лекарств «Фармсинтез», интернет-магазин «Ютинет.ру», а также ряд венчурных фондов. Общий объем привлекаемых средств и количество размещений пока незначительны и в разы меньше показателей инновационных сегментов бирж других развивающихся стран, в частности Китая, на которых только за 2010 год разместили акции и привлекли 35 млрд. долл. около 300 компаний. [См.: 20]

Итак, проблемы управления акционерным капиталом в России могут быть сформулированы так:

  • Превалирование размещения на зарубежных фондовых площадках, в том числе «оффшорные размещения»;
  • Низкая ликвидность и емкость российского рынка акционерного капитала;
  • Высокая доля сделок с ГДР/АДР в общем объеме сделок
  • Слабость и неразвитость российских финансовых институтов (как банков, так и института коллективного инвестирования, финансовых посредников);
  • Неразвитость учетно-клиринговой системы;
  • Переход от стадии формирования финансового рынка;
  • Недоверия инвестиционного сообщества к финансовому рынку;
  • Сырьевая направленность российской экономики, что отражается на структуре первичного акционерного капитала;
  • Отсутствие у дивидендных выплат сигнальной функции инвестиционному сообществу;
  • Низкие дивидендные выплаты.

По моему мнению, действенными способами преодоления проблем могут стать:

  • Создание центрального депозитария и института центрального контрагента;
  • Отмена ограничений на размещение и обращение ценных бумаг на зарубежных фондовых площадках;
  • Развитие рынка коллективных инвестиций и использования зарубежных схем коллективного инвестирования;
  • Ориентация на долгосрочное финансирование и улучшение корпоративной дивидендной политики;
  • Более сильная ориентация на миноритарных акционеров;
  • Создание новых инновационных продуктов с целью привлечения более широких масс инвестиционного сообщества (например, использование опционов, структурированных продуктов, производных финансовых инструментов и др.);
  • Диверсификация отраслей и сегментов компаний, представленных на финансовом рынке, отход от сырьевой направленности отечественной экономики.

Заключение

Акционерным обществом  является организация, созданная на основе добровольного оглашения  юридических и физических лиц (в  том числе и иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Информация о работе Управление акционерным капиталом