Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 21:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В сложных экономических условиях даже самый добросовестный клиент может иметь финансовые трудности в виду изменения финансовых потоков, например, в связи с усложнением кредитования, повышением налоговой базы, усилением государственного надзора за установлением цен и многое другое. Однако выход (выведение) клиента из цепочки товарооборота, в целом, ведет к снижению оборота предприятия, поэтому нужно находить пути взаимодействия между покупателем и продавцом с минимизацией рисков по возврату дебиторской задолженности.
Введение…………….…………………………………………………………….3
1 Характеристика регионального фармацевтического рынка, теоретические аспекты поведения дебиторской задолженности, проблемы, связанные с возвратностью дебиторской задолженности и способы их разрешения………………………………………………….……………………..5
Дебиторская задолженность, как теоретический показатель и практический фактор влияния на устойчивость бизнеса ………………5
Характеристика фарм.рынка Пермского края ………….………………..8
Дебиторская задолженность – как товарный кредит…………………….9
2 Анализ системы управления дебиторской задолженностью в компании ООО «Годовалов»………………………………………………………………13
2.1 Система мероприятий, веденная в работу по дебиторской задолженности
...................………………………………………………………………………..13
2.2 Дебиторская задолженность как конкурентное преимущество …………14
Заключение…………………………………………………………………...…. 15
Список литературных источников ……………………………………………..17
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
Тема: «Управление дебиторской задолженностью»
По предприятию: ООО «Годовалов»
Пермь – 2013
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………….…………………………………………
1 Характеристика регионального фармацевтического
рынка, теоретические аспекты поведения
дебиторской задолженности, проблемы,
связанные с возвратностью дебиторской
задолженности и способы их разрешения………………………………………………….
2 Анализ системы управления дебиторской
задолженностью в компании ООО «Годовалов»…………………………………………………
2.1 Система мероприятий, веденная в работу по дебиторской задолженности
...................……………………………
2.2 Дебиторская задолженность как
конкурентное преимущество …………
Заключение……………………………………………………
Список литературных источников ……………………………………………..17
Приложения. ………………………………...…………………………………..
Введение.
Деятельность каждого предприятия предполагает расчеты с покупателями за товар, выполненные работы и оказанные услуги. Не всегда деятельность предприятия осуществляется по предоплате и (либо) с оплатой по факту, покупатель может иметь отсрочку платежа. Именно отсрочка накапливает дебиторскую задолженность.
Актуальность темы исследования. В сложных экономических условиях даже самый добросовестный клиент может иметь финансовые трудности в виду изменения финансовых потоков, например, в связи с усложнением кредитования, повышением налоговой базы, усилением государственного надзора за установлением цен и многое другое. Однако выход (выведение) клиента из цепочки товарооборота, в целом, ведет к снижению оборота предприятия, поэтому нужно находить пути взаимодействия между покупателем и продавцом с минимизацией рисков по возврату дебиторской задолженности.
Объект исследования – оптовая фармацевтическая компания ООО «Годовалов», которая осуществляет доставку медикаментов и другого аптечного ассортимента на территории шести регионов: Пермский край, Свердловская область, Удмуртская Республика, Кировская область, Республика Башкортостан, Тюменская область. ООО «Годовалов» входит в группу компаний «Партнерство Шаврин и Годовалов», в состав которой входит также розничное звено – сеть аптек ООО «Аптека-Таймер», она насчитывает 85 аптек в Пермском крае, Удмуртской Республике, Кирове и Уфе, симбиоз опта и розницы в структуре холдинга дает возможность анализа и прогнозирования ситуации на розничном фармацевтическом рынке. Для курсовой работы область изучения деятельности компании можно ограничить региональным фарм.рынком Пермского края.
Предмет исследования – дебиторская задолженность и управление ею.
Цель работы. Разработать адекватную к сложным экономическим условиям систему критериев платежеспособности клиентов ООО «Годовалов», которая даст возможность максимально снизить финансовые риски.
Задачи. Для выполнения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую базу предмета исследования;
- провести анализ фарм.рынка на региональном уровне;
- изучить клиентскую базу;
- дать краткую технико-
- изучить приемы воздействия на клиента по возврату дебиторской задолженности;
- изучить накопленный предприятием опыт в управлении дебиторской задолженности;
- предложить мероприятия по
управлению дебиторской
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: системный анализ, метод от общего к частному, от частного к общему, скоринговый метод.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературных источников, приложений.
Степень изученности поведения дебиторской задолженности и управления ею: тема курсовой работы недостаточно изучена в отечественной литературе, т.к. законы рынка еще формируются, до сих пор не принят закон о коллекторской деятельности в РФ, судебная система предполагает различные судейские решения спорных вопросов относительно возврата дебиторской задолженности. Реально использовать на практике можно материал, который дается на тренингах, семинарах, конференциях. Вообще, «тим-билдинг», являясь дорогим видом обучения, оправдывает себя информативностью и адекватностью предлагаемого материала.
Рассмотрим теоретические аспекты предмета в первой главе курсовой работы.
1. Характеристика регионального фармацевтического рынка , теоретические аспекты поведения дебиторской задолженности, проблемы, связанные с возвратностью дебиторской задолженности и способы их решения.
1.1 Дебиторская задолженность, как теоретический показатель и практический фактор влияния на устойчивость бизнеса
Дебиторская задолженность отражает сумму долга предприятию со стороны различных юридических и физических лиц, имеющих прямые отношения с предприятием. Дебиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе в разделе II «Оборотные активы».
Итак, дебиторская задолженность возникает в результате продажи покупателю товара и отсрочки оплаты за него.
Существуют причины возникновения дебиторской задолженности объективные – наличие у компании определенного круга хозяйственных правоотношений, необходимых для осуществления своей деятельности, и субъективные – отсутствие финансовой дисциплины, нечеткость критериев добросовестности и лояльности должников в отношениях с кредиторами. 1
Классификацию дебиторской задолженности можно сделать, в том числе, по степени возвратности возникающего долга.
По степени возвратности:
- текущая (нормальная) дебиторская задолженность, возникает в результате постоянных договорных отношений, когда поставка осуществляется с определенной периодичностью и дебиторская задолженность возвращается с отсрочкой по условиям договора 2;
- в соответствии с Федеральным законом сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией 3, однако на практике такую задолженность нужно разделить на две группы:
В современном бизнесе к возврату дебиторской задолженности относятся очень серьезно, добиться от контрагента исполнения договора или обязательств по нему – ключевой фактор выживаемости бизнеса, поэтому на крупных предприятиях существуют отделы или отдельные специалисты по работе с дебиторской задолженностью. На одних предприятиях вся дебиторская задолженность относится к деятельности менеджера по дебиторской задолженности, на других – «зависшую» дебиторскую задолженность и, соответственно, клиентов-дебиторов классифицируют «проблемными» и относят к группе «риска», именно с этого момента такими клиентами занимается менеджер по дебиторской задолженности, который работает по возврату задолженности как в досудебном порядке, так и после решения суда. В ООО «Годовалов» менеджер отдела продаж работает со своими клиентами, как в отношении продаж, так и в отношении дебиторской задолженности, в случае, когда дебиторская задолженность начинает значительно превышать оплату по поставкам, клиент «передается» менеджеру по дебиторской задолженности.
Согласно международной практике, индикатором серьезных угроз бизнесу из-за не возврата выданных кредитов считается уровень просроченной дебиторской задолженности в размере 10% от выданных кредитов 4. Компания ООО «Годовалов» специализируется не на «виртуальных» (финансовых) кредитных пакетах, а в реальном секторе экономики – продажа конкретного товара, приобретаемого у своих поставщиков. Невозвращенные деньги исчисляются уже, в принципе, не стоимостью проданного товара, а минусом из фактической прибыли, т.е. убыток. На данный момент в компании сумма «мертвой» дебиторской задолженности составляет 0,3% от годового товарооборота. А вот в валовой прибыли она составляет уже примерно 1%. Правда в эту цифру уже входит и вся «мертвая» дебиторская задолженность за предыдущие 3 года. В конце текущего года, возможно, этот показатель даст положительный сдвиг. Причина этому – комплексная работа взаимосвязанных подразделений, как с новыми, так и со старыми должниками. Менеджер по дебиторской (просроченной) задолженности в штат компании был принят недавно, его работа в основном ориентирована на работу со «старыми» должниками.
Судебная практика
Судебное разбирательство из-за просроченных платежей считается исключительной мерой, однако из-за проблем с кредитованием объем просроченных долгов у компаний в разных отраслях вырос в несколько раз, особенно ритейл (розничная торговля), именно на этот рынок осуществляет свои поставки изучаемая в курсовой работе компания. В Арбитражные суды в ситуации экономического кризиса подается рекордное количество исков по требованиям возврата задолженности. Кредиторы идут по формальному пути взыскания задолженности, прежде всего, чтобы заявить о себе и занять жесткую позицию. Тогда у них есть шансы решить спор полюбовно (подписать мировое соглашение) и отказаться от взыскания штрафов, если ответчик оперативно погасит или реструктурирует долг перед кредитором. Если договоренностей не достигают, то иск не отзывается. Получается, что средний срок рассмотрения иска составляет несколько месяцев, после чего начинается исполнительное производство, которое может также занять длительное время. При этом компании, на которые подают в суд, нередко выводят активы еще до начала рассмотрения дела, и в итоге кредиторы оказываются не в состоянии возвратить свои средства даже при положительном решении арбитражного суда. 5 Поэтому суд нельзя назвать однозначно эффективным способом ускорения решения проблемы неплатежей.
В фармацевтической отрасли, также как в других, существуют и «фирмы–однодневки», и другие проявления мошенничества и недобросовестного ведения бизнеса, несмотря на введенные законодательством барьеры входа на этот рынок. В компании ООО «Годовалов» судебными тяжбами занимается юридический отдел, одновременно клиентом продолжает заниматься менеджер по дебиторской задолженности. Как уже отмечено ранее, судебный процесс считается исключительной мерой. Но в юридический отдел компании теперь гораздо быстрее попадают документы по просроченной дебиторской задолженности. В отдельных случаях иск отзывается в связи с досудебным возвратом долгов «живыми» дебиторами компании. Мало того, в компании внедрена система по работе с дебиторской задолженностью, по предотвращению возникновения подробных случаев. Однако в сложившейся экономической ситуации систему по работе с дебиторской задолженностью нужно оптимизировать для укрепления позиции компании, снижения рисков, а также с наиболее важной целью - удержание клиентов и объема оборота компании, для этого в работе с дебиторской задолженностью доминируют экономические методы, но они тесно связаны с юридическими аспектами.
1.2 Что представляет собой фарм. рынок Пермского края
Под критерий влиятельных поставщиков (оптовиков) в Пермском крае можно отнести всего несколько: ООО «Годовалов» г.Пермь, ООО «Сиа-Интернешнл» г.Москва, «ЦВ Протек» г.Москва, ЗАО «Катрен» г. Новосибирск. Прочие оптовики (поставщики неосновного ассортимента) в новых экономических условиях имеют вместе (их около 10) менее 7% всего рынка края. Компания ООО «Годовалов» имеет 25 % оптового рынка в денежном выражении. Рынок можно назвать олигополией, здесь наблюдается затрудненный вход на рынок, достаточно высокие требования к условиям работы и др. Розничный рынок состоит из аптечных учреждений разной организационно-правовой формы: частные, государственные, муниципальные. В первом полугодии 2009 года в Пермском крае осуществляют деятельность 943 аптеки, которые относятся как к большим сетям, так и к «частникам», либо небольшим розничным структурам (5-10 аптек). Компания работает не со всеми названными аптеками, на данный момент обслуживает 840 аптек. В остальную сотню (сотрудничество с которыми не ведется либо остановлена отгрузка и поданы иски в Арбитражные суды) входит, например, сеть «36,6» – клиент с «плохой кредитной историей». Оборот лекарственных средств, изделий медицинского назначения, парафармацевтики и бадов в марте составил около 400 млн.руб. фарм.рынка в Пермском крае.
По данным "Фармэксперта", темпы роста фарм.рынка в рублях — 35% по итогам первых двух месяцев 2009-го. А вот динамика натурального потребления (в штуках) в конце 2008-го — начале 2009 года показала снижение на 4-5%. 6 Однако, не смотря на отрицательную динамику, фарм.рынок находится в более выигрышном положении, чем, например, та же отрасль автомобилестроения, где снижение наблюдается на 70% минимум по всем показателям. Поэтому, не смотря на сложные экономические условия, фарм.рынок остается рентабельным.
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью по предприятию: ООО «Годовалов»