Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить статьи, касающиеся дивидендной политики российских компаний и установить, каким образом строится эффективная дивидендная политика.
Основные задачи:
- рассмотрение теоретических основ дивидендной политики и влияния ее на инвестиционную привлекательность компании
- определение способов эффективного управления дивидендной политикой.
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой составляющей эффективного корпоративного управления является результативная дивидендная политика. Дивидендная политика подразумевает обязательства компании направлять акционерам определенную часть чистой прибыли. Она включает выбор размера дивиденда, источника финансирования дивидендных выплат, формы выплаты дивидендов.
Актуальность темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Правильно выбранная дивидендная политика указывает на уровень профессионализма менеджмента компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в частности как инвестиционно-привлекательного объекта. Дивидендная политика должна соответствовать общим целям компании, одной из задач которой является максимизация богатства акционеров. Однако, дивидендная политика существует не только для удовлетворения потребностей определяемых под общим понятием «обогащение акционеров», но как и прибыльное применение дивидендов внутри компании, могущее повлиять на структуру капитала и финансирование компании. Кроме того, дивидендная политика может оказать существенное влияние на цену акций компании.
Цель данной курсовой работы: изучить статьи, касающиеся дивидендной политики российских компаний и установить, каким образом строится эффективная дивидендная политика.
Основные задачи:
- рассмотрение теоретических
- определение способов
Объектом исследования являются наиболее крупные российские нефтяные компании.
Предметом исследования является дивидендная политика этих компаний.
Работа состоит из трех глав. В первой главе изучается роль дивидендной политики, факторы, определяющие ее, типы и этапы формирования дивидендной политики общества. Вторая глава посвящена сравнительному анализу нефтяных компаний по вопросу формирования дивидендной политики, оценке основных показателей предприятия. Заключительный раздел посвящен выявлению имеющихся проблем и составлению мероприятий по совершенствованию дивидендной политики в Российской Федерации.
Информационной базой исследования являются данные бухгалтерской отчетности и устава предприятия, научные публикации, учебная и методическая литература, Интернет-ресурсы, а также нормативные правовые акты Российской Федерации.
Положения, выводы и практические рекомендации, содержащиеся в работе, ориентированы на акционерные общества, разрабатывающие и совершенствующие дивидендную политику.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ
1.1 СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ВАРИАНТЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли акционерных обществ.
Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке.
Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (таблица 1).
Таблица 1 - Основные типы дивидендной политики акционерного общества [8]
Определяющий подход к формированию дивидендной политики |
Варианты используемых типов дивидендной политики |
I. Консервативный подход |
1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат |
II. Умеренный (компромиссный) подход |
3. Политика минимального
стабильного размера |
III. Агрессивный подход |
4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов |
1. Остаточная политика
фонд выплаты дивидендов образуется после
того, как за счет прибыли удовлетворена
потребность в формировании собственных
финансовых ресурсов, обеспечивающих
в полной мере реализацию инвестиционных
возможностей предприятия. Если по имеющимся
инвестиционным проектам уровень внутренней
ставки доходности превышает средневзвешенную
стоимость капитала (или другой избранный
критерий, например, коэффициент финансовой
рентабельности), то основная часть прибыли
должна быть направлена на реализацию
таких проектов, так как она обеспечит
высокий темп роста капитала (отложенного
дохода) собственников. Преимуществом
политики этого типа является обеспечение
высоких темпов развития предприятия,
повышение его финансовой устойчивости.
Недостаток же этой политики заключается
в нестабильности размеров дивидендных
выплат, полной непредсказуемости формируемых
их размеров в предстоящем периоде и даже
отказ от их выплат в период высоких инвестиционных
возможностей, что отрицательно сказывается
на формировании уровня рыночной цены
акций. Такая дивидендная политика используется
обычно лишь на ранних стадиях жизненного
цикла предприятия, связанных с высоким
уровнем его инвестиционной активности.
2. Политика стабильного размера
дивидендных выплат
3. Политика минимального
по весьма распространенному мнению представляет
собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом
является стабильная гарантированная
выплата дивидендов в минимально предусмотренном
размере (как в предыдущем случае) при
высокой связи с финансовыми результатами
деятельности предприятия, позволяющей
увеличивать размер дивидендов в периоды
благоприятной хозяйственной конъюнктуры,
не снижая при этом уровень инвестиционной
активности. Такая дивидендная политика
дает наибольший эффект на предприятиях
с нестабильным в динамике размером формирования
прибыли. Основной недостаток этой политики
заключается в том, что при продолжительной
выплате минимальных размеров дивидендов
инвестиционная привлекательность акций
компании снижается и соответственно
падает их рыночная стоимость.
4. Политика стабильного уровня
дивидендов предусматривает
5. Политика постоянного
Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике, представленном на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики [18]
Доход акционера (инвестора) традиционно состоит из двух важных составляющих: собственно дивидендных выплат и прибылей или убытков, связанных с изменением капитализации стоимости фирмы. Таким образом, доходность вложенного акционером капитала может быть рассчитана в виде относительной прибыли периода владения акциями :
где r – относительная прибыль за весь период владения ценными бумагами (измеренная в сотых долях от вложенного капитала);
P0 – цена покупки ценной бумаги, ден.ед.;
P1 – цена продажи ценной бумаги, ден.ед.;
D – дивиденды, выплаченные за период владения ценными бумагами, ден.ед.
Таким образом, из приведенной выше формулы (1) видно, что в целом доход инвестора состоит не только из дивидендных выплат D, но и из капитализированных прибылей или убытков, которые проявляются в разнице цен акций P1 - P0. Последние могут составлять значительную величину в практике ведения корпоративного бизнеса, чем собственно и объясняется большая озабоченность корпоративного менеджмента курсом собственных акций вместо дивидендной политики. Поскольку изменения в капитализации могут быть как позитивными, так и негативными, а, кроме того, значительно превышать самые щедрые дивидендные выплаты (рисунок 1), то озабоченность менеджеров курсом собственных акций выглядит абсолютно оправданной. Кроме того, они рассматривают курс собственных акций как барометр, который сигнализирует об эффективности менеджмента компании. Барометр по сути несовершенный, поскольку существуют случайные колебания (флуктуации) на рынке, однако лучшего никто еще не придумал.
1.2 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам рисунке 2.
Рисунок 2 - Последовательность формирования дивидендной политики [18]
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1. факторы, характеризующие
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);