Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:18, реферат

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы является финансовая система в Российской Федерации.

Предметом изучения является эффективность управления финансами в системе факторов стабилизации социально – экономического развития РФ.

Целью курсовой работы является изучение вопроса эффективного управления финансами и исследование факторов социально – экономического развития.

Основные задачи при изучении данного вопроса - это исследование:

1.основных направлений и методов управления финансами.

2. системы органов управления финансами.

3. государственной финансовой политики РФ и направлений для стабилизации социально – экономического развития.

Содержание

Введение.

1.Теоретические вопросы организации управления финансами.
1.1. Сущность и методы управления финансами.

1.2. Объекты управления.

1.3. Субъекты управления.

1.4. Основные методы и формы управления.

1.5. Система государственных органов управления.

2.Анализ управления финансами.
3.Направления улучшения управления финансами.
Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы отл.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

      Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

      Правительство РФ – рассматривает федеральный  бюджет, выступает как единый центр  управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

      Министерство  финансов РФ (МФ РФ):

  • осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • развивает бюджетный федерализм;
  • разрабатывает проект федерального бюджета;
  • составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
  • составляет консолидированный бюджет;

      На  Министерство финансов возложены следующие  функции:

  • участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
  • подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
  • проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

      Министерство  по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой  полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

      Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового  рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

      Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.                                ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным  казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

      Счетная палата Российской Федерации – это  специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и  контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

      Субъектом оперативного управления финансами  является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная  палата, финансовые органы субъектов  Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

1.4 Основные методы и формы управления финансами.

      Субъекты  управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи  и единые приемы и способы управления.

        Конкретными методами и формами управления финансами служат:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • финансовое регулирование;
  • оперативное управление;
  • финансовый контроль;
 

  Финансовое планирование и прогнозирование.

      Финансовое  планирование занимает важное место  в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

      Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение  между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

      Конкретные  задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение  объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.  

      Финансовое  планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

      1) регламентированность (упорядоченный  процесс);

      2) связь с обработкой информации;

      3) направленность на достижение  определенных целей;

      4) временный характер.

      Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых  установок количественного и  качественного характера и определение  путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов(система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив , которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

      Планирование  на уровне государства и его субъектов.

      Финансовое  планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы  предполагает разработку комплекса  финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

      Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих  планах, которые образуют единую систему финансового планирования . Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

      Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  стандартов на основе нормативов  финансовых затрат, а также в соответствии  с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

      Наряду  с бюджетами на федеральном уровне , уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти  сметы представляют собой ни что иное , как финансовые планы внебюджетных фондов.

      На  общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов , а также балансов движения доходов и расходов населения.

      Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики , а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ , законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и современного принятия соответствующих мер.

      Перспективные финансовые планы разрабатываются  на три года , из которых первый год- это год, на который составляют бюджет; следующие два года- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

      Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных  образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

      Баланс  финансовых ресурсов представляет собой  совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и хозяйствующих  субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

      Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ.Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финасово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направление финансовой политики.

      В балансе денежных доходов и расходов государства отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и  безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:

      -заработная  плата и надбавки к заработной  плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

      -доходы  от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий,  операций с личным имуществом  и доходы от кредитно-финансовых  операций;

      -социальные  трансферты.

      Расходы подразделяются на :

      -потребительские  расходы;

      -налоги  и другие обязательные платежи,  добровольные взносы;

      -денежные  накопления и сбережения.

      Баланс  доходов и расходов населения  используется для планирования наличного  денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и других финансовых органов.

      Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел  в будущем, т. е. прогностическая  информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз- это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

      Финансовое  прогнозирование-это прежде всего  обоснование финансовых планов , предвидение  финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

      Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

Информация о работе Управление финансами