Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что деятельность государства по управлению финансами в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Вложенные файлы: 1 файл

анорм.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Финансы»

 

на тему: «Управление  финансами»

 

 

 

Студент: Мохов Артём Александрович ДЭЭ-206

 

 

 

Преподаватель: _______________________________

 

 

 

МОСКВА 2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая деятельность государства по управлению финансами - это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования.

Актуальность темы состоит  в том, что деятельность государства по управлению финансами в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Федеральные государственные  органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития1. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации2. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти3.

Существует система  органов управления, для которых  сама финансовая деятельность - основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, финансовые департаменты в субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Научную базу: составили труды отечественных правоведов, посвятивших свои исследования проблемам изучения государственного управления финансов.

Методологическую  основу составляет общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений.

Объектом исследования являются  государственное управление в сфере финансовой деятельности Российской Федерации.

Предметом исследования  выступает правовая сущность государственного управления финансами.

Цель исследования: рассмотреть  понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, охарактеризовать компетенцию органов по управления финансами в Российской Федерации.

 

Задачи работы:

1. Дать понятие управления  государственными финансами, определить  объекты и субъекты управления, цели управления.

2.Охарактеризовать компетенцию  федеральных органов государственного управления финансами в Российской Федерации.

3.Охарактеризовать административно-правовой  статус и компетенцию специализированных  органов государственного управления  финансами.

4. Изучить организационно-правовую  систему управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления финансами

 

1.1. Понятие, цели, объекты и субъекты управления финансами

 

Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государственное воздействие на бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. То есть государство не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики4. Непосредственно в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий). Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление государственными финансами - набор стимулов и санкций  для быстрого решения поставленных задач государственной политики5.

Объектом управления выступает система финансов или  совокупность денежных отношений.

Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают  финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В управлении государственными финансами выделяют несколько функциональных элементов:

- планирование - оценивает  состояние финансов и направления  эффективного их использования;

- оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;

- контроль осуществляется  ан всех стадиях использования  финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- финансовый контроль;

- принятие финансового  законодательства;

- система методов мобилизации  финансовых ресурсов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по налогам и сборам, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам и другие.

         1.2. Организационно-правовая система  управления финансами

 

Неотъемлемой частью управления экономикой является осуществление  государственными органами функций  в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской, аудиторской и другой деятельности, связанной с финансами. Финансы - локомотив экономики.

Финансовая политика Правительства направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию  ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей. Для этого предусматривается прямое государственное регулирование, включающее: сокращение и ликвидацию дефицитного бюджета; ужесточение контроля за его исполнением и величиной государственного долга; сокращение объемов субсидий и дотаций; перерегистрацию и пересмотр налоговых льгот; программу мер по совершенствованию системы платежных и расчетных отношений между предприятиями и др.6

Постановлением Правительства "О мерах по повышению результатов  бюджетных расходов" от 22 мая 2004 г.7 одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах. Ею должны руководствоваться федеральные органы исполнительной власти при формировании и организации исполнения федерального бюджета, а также при подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Целью Концепции является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

Бюджетная политика - ключевое звено экономической политики государства. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят уровень социальной защиты граждан, инвестиционные возможности государства, степень влияния России на международной арене и даже предпринимательская активность граждан. Приоритетные направления расходов, меры в области налоговой политики и межбюджетных отношений обозначаются в бюджетном послании Президента РФ в Федеральное Собрание и Правительство на очередной год8.

Бюджет - это форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Бюджет должен быть реальным и выполнимым, в нем на основе точной оценки возможностей экономики и государства отражаются приоритеты экономической и социальной политики.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и финансирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в стране, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс определяет бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Рассмотрение и утверждение  проекта закона (иных нормативных  правовых актов) на очередной финансовый год производится законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Исполнение федерального, государственного внебюджетного фонда, субъекта Федерации, территориального государственного внебюджетного фонда и местного бюджетов обеспечивается соответственно Правительством, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством.

Обеспечение бесперебойного и полноценного исполнения бюджета  по расходам должно производиться прежде всего по защищенным статьям - заработной плате и др. Бюджет должен исполняться равномерно и неукоснительно. Этим целям служат утвержденные Правительством 18 октября 2004 г. Правила осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации9.

Важное значение в  обеспечении исполнения бюджета  принадлежит бюджетному учету, который  представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений.

Государство для осуществления возложенных на него задач и функций должно располагать собственными финансовыми ресурсами. Решающее значение в доходах государства имеют налоги и сборы.

Основы государственного управления в сфере федеральных  налогов и сборов закреплены в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Федеральных законах  и ряде правовых актов по сбору и контролю за налогами и сборами. Региональные налоги и сборы устанавливаются как Налоговым кодексом РФ, так и законами субъектов РФ. Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налоговым законодательством определены общие начала и принципы, виды налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, формы и порядок налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Одним из основных сегментов  экономики является банковская система. Стратегия банковского развития на ближайшие годы предусматривает  повышение роли банковского сектора в экономике страны. Банки обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают базовые финансовые услуги широким слоям населения, а также осуществляют доступ к платежным системам. Кроме того, некоторые банки создаются в целях предоставления кредитов и поддержания ликвидности компаний в сложных рыночных отношениях10.

Информация о работе Управление финансами