Управление финансированием текущей деятельности ОАОО «Российские железные дороги»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение финансирования компании и определение направлений финансово-хозяйственной деятельности, связанных с увеличением прибыли. Исходя из цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить состояние финансовых ресурсов предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности;
- рассмотреть общую характеристику деятельности ОАО «РЖД»;
- определить стратегию предпринимательства по управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Способы финансирования деятельности организации 4
1.1 Самофинансирование 5
1.2 Финансирование через механизмы рынка капитала 6
1.3 Банковское кредитование 7
1.4 Бюджетное финансирование 7
1.5 Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов 7
1.6 Лизинг как источник финансирования 8
2 Самофинансирование 9
2.1 Сущность и возникновение самофинансирования предприятий 9
2.2 Принципы организации системы самофинансирования 14
3. Управление финансированием текущей деятельности ОАОО «Российские железные дороги» 17
3.1 Общая информация об организации 17
3.2 Самофинансирование ОФО «РЖД» 18
3.3 Совершенствование системы управления финансами 28
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.37 Кб (Скачать файл)

Органы управления ОАО "РЖД"

1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.

2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ..

3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.

4. Правление общества.

 

    1. Самофинансирование ОФО «РЖД»

 

По итогам 2009 года, Компания вышла на положительные итоги  работы — сумма чистой прибыли  составила более 14,4 млрд. руб., с увеличением  к предыдущему году на 7,5%. Наряду с достижением основных ключевых показателей работы Компании удалось  обеспечить максимально эффективное  финансовое управление Холдингом, осуществив мобилизацию денежных средств на наиболее приоритетных направлениях хозяйствования Компании.

Основные мероприятия  сконцентрированы на мобилизации внутренних резервов, проведении активной маркетинговой  политики, эффективном использовании  финансовых ресурсов, реализации проектов международной деятельности, являющихся дополнительным источником доходов  для Российских железных дорог.

 

Таблица 3.2. Доходы и расходы  с 2006 – 2009 гг.

Наименование показателя

2009

2008

2007

2006

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей)

1 050 157 925

1 101 710 458

975 590 231

848 947 834

- грузовые перевозки

783 035 973

847 037 159

754 947 008

658 015 891

- пассажирские перевозки  в дальнем следовании

132 646 056

130 730 157

109 356 507

91 922 750

- пассажирские перевозки  в пригородном сообщении

18 361 313

19 676 019

20 076 997

22 001 634

- прочие виды деятельности

59 208 650

61 025 325

91 209 719

76 937 559

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

999 853 882

1 035 247 879

895 361 302

774 920 337

- грузовые перевозки

691 136 467

722 685 769

639 413 303

552 736 753

- пассажирские перевозки  в дальнем следовании

160 137 194

162 413 036

132 150 410

113 209 191

- пассажирские перевозки  в пригородном сообщении

43 150 613

54 501 886

47 802 469

43 934 426

- прочие виды деятельности

46 537 351

51 518 463

75 995 120

65 039 967

Валовая прибыль

50 304 043

66 462 579

80 228 929

74 027 497

Коммерческие расходы

82 649

71 063

3 643 554

3 229 707

Управленческие расходы

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от продаж

50 221 394

66 391 516

76 585 375

70 797 790

- прибыль от перевозки  грузов

91 899 506

124 351 390

115 533 705

105 279 138

- прибыль от перевозки  пассажиров в дальнем следовании

27 491 138

31 682 879

22 793 903

21 216 441

- прибыль от перевозки  пассажиров в пригородном сообщении

24 789 300

34 825 867

27 725 472

21 932 792

- прибыль от прочих  видов деятельности

12 588 650

9 435 799

11 571 045

8 667 885

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

4 038 234

1 128 149

1 579 128

1 173 854

Проценты к уплате

18 432 493

10 739 271

3 816 959

4 211 768

Доходы от участия в  других организациях

1 573 197

1 164 346

372 693

159 354

Прочие доходы

177 111 731

214 290 558

147 840 864

76 027 496

Прочие расходы

154 196 836

217 460 438

93 604 296

84 784 226

Прибыль (убыток) до налогообложения

60 315 227

54 774 860

128 956 805

59 162 500

Отложенные налоговые  активы

3 706 931

5 344 512

2 855 540

3 184 415

Отложенные налоговые  обязательства

14 111 898

15 146 255

12 783 524

11 286 612

Текущий налог на прибыль

34 822 516

30 433 540

34 962 139

30 714 082

Налог на единый вмененный доход

60

- 162

92 200

138 906

Налог на прибыль за предыдущие периоды

593 298

1 807 211

934 722

2 527 928

Отложенные налоговые  активы, списанные в отчетном периоде  на счет прибылей и убытков

228 269

359 406

1 165 665

80 304

Отложенные налоговые  обязательства, списанные в отчетном периоде на счет прибылей и убытков

262 154

354 292

568 745

342 933

Расходы по уплате штрафных санкций в бюджет

91 636

- 680 327

139 762

-8 524 735

Расходы по уплате штрафных санкций по социальному страхованию  и обеспечению

- 10 758

7 402

-2 192 244

56 756

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода

14 447 393

13 400 339

84 495 322

26 409 995

Постоянные налоговые обязательства (активы)

33 502 100

27 406 011

14 152 312

24 458 938

Базовая прибыль (убыток) на акцию

9,14

8,69

55.00

17.19

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

-

-

-

-




 

Таблица 3.2. Рентабельность за 2008 – 2009 гг.

Рентабельность

2008

2009

+/-

%

перевозок

7%

5%

-2 п.п.

71,9

грузовых перевозок

17%

13%

-4 п.п.

77,3

грузовых перевозок с  учетом компенсации

17%

19%

2 п.п.

111,5

пассажирских перевозок

-31%

-26%

5 п.п.

83,9

пассажирских перевозок  в дальнем следовании

-20%

-17%

2 п.п.

88,0

пассажирских перевозок  в дальнем следовании с учетом компенсации

-8%

5%

13 п.п.

-70,4

пассажирских перевозок  в пригородном

сообщении

-64%

-57%

6 п.п.

89,9

пассажирских перевозок  в пригородном

сообщении с учетом компенсаций

-60%

-53%

7 п.п.

87,7

прочих видов деятельности

5%

8%

3 п.п.

172,1


 

Доходы от осуществления  перевозок, предоставления услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

Доходы от всех перевозочных видов деятельности ОАО «РЖД», по итогам 2009 года, составили 956,8 млрд. руб. 2009 год был крайне сложным как для экономики страны в целом, так и для Российских железных дорог.

Промышленное производство сократилось в 2009 году почти на 11%. Более глубокий спад погрузки по сравнению  с сокращением промышленного  производства объясняется тем, что  кризис в первую очередь «ударил» по отраслям, формирующим основную часть грузовой базы железнодорожного транспорта, в частности по строительному  комплексу, где снижение объемов  выпуска отдельных видов продукции  составило 20 — 40%. Сокращение внутреннего  спроса в 2009 году на фоне падения цен на мировых товарных рынках, девальвации национальной валюты и дефицита кредитных ресурсов привело к изменению структуры грузовых железнодорожных перевозок. Объемы перевозок во внутрироссийском сообщении были снижены значительно в большей степени, чем в международном (снижение на 21,1% против 8,9% соответственно). Общие потери доходов от спада погрузки к уровню 2008 года составили в 2009 году 127,1 млрд. руб.

Доходы снизились к  уровню прошлого года на 57,7 млрд. руб. Вместе с тем разработанный план антикризисных  мероприятий позволил не только сформировать сбалансированный финансовый план, но и обеспечить получение

сверхплановых доходов по итогам года в сумме 8,5 млрд. руб. (+0,9%).

Грузовые перевозки

Доходы от грузовых перевозок, которые в составе доходов  от всех перевозочных видов деятельности являются основной частью (81,8%), оказались  ниже уровня предыдущего года на 64 млрд. руб. и составили в 2009 году 783,0 млрд. руб.

Основной причиной снижения доходов к уровню предыдущего  года является значительный спад погрузки грузов в 2009 году, который составил 15%, что обусловлено, главным образом, снижением потенциального объема грузовой базы железнодорожного транспорта. В 2009 году объем погрузки сократился на 195,6 млн. т, из них 181 млн. т (свыше 90%) —  потери в результате сокращения объемов промышленного производства продукции, в том числе по:

• строительным грузам — 77 млн. т;

• каменному углю — 27,6 млн. т;

• промышленному сырью  и формовочным материалам — 17 млн. т;

• железной и марганцевой  руде — 8,3 млн. т;

• лесным грузам — 8,2 млн. т;

• черным металлам — 7,8 млн. т;

• цементу — 6,2 млн. т.

Вместе с тем рост средней  доходной ставки (руб./10 т-км) к уровню прошлого года составил лишь 5%, при  индексации грузовых тарифов в 2009 году на 12,4%. Потери доходов по этой причине  составили в 2009 году 52 млрд. руб.

Разрыв между уровнем  запланированной индексации тарифов  и фактическим ростом средней  доходной ставки вызван следующими основными  причинами:

• изменение структуры  грузооборота по видам сообщения: рост доли грузооборота в международном  сообщении на 5,8 п.п., где уровень доходной ставки ниже чем во внутригосударственном сообщении на 23%. Потери доходов составили около 8,0 млрд. руб.;

• увеличение доли объема перевозок  в собственных или арендованных вагонах операторов почти на 20 п.п. (с 54% в 2008 году до 69% в 2009 году) за счет не оплачиваемой в тарифе вагонной составляющей. Потери доходов — около 13 млрд. руб.;

• изменение структуры  перевозок международных грузов в части увеличения доли перевозок  грузов, следующих «через порты России», на 4 п.п. (уголь, кокс, нефтеналивные грузы, черные металлы, хлебные грузы) и оплачиваемых по внутрироссийским тарифам. Потери доходов — 4,0 млрд. руб.;

• увеличение отправок отправительскими маршрутами на 3,5 п.п. Потери доходов — около 4 млрд. руб.

• рост объема перевозок  с применением исключительных тарифов  на 2,7 п.п. Снижение доходов — 8,1 млрд.

Пассажирские перевозки

Доходы от пассажирских перевозок  за 2009 год составили 151,0 млрд. руб. При  этом, доходы от пассажирских перевозок  в поездах дальнего следования получены в размере 132,6 млрд. руб., что выше уровня прошлого года на 1,9 млрд. руб., или  на 1,5%. Анализ объемов перевозок  в дальнем следовании показал, что  наметившаяся тенденция снижения перевозок  пассажиров в конце 2008 года сохранилась  и в 2009 году. При этом к концу 1 кв. ситуация значительно ухудшилась. В марте 2009 года снижение составило 14%. Перелом наметившейся тенденции начался с апреля 2009 года — в связи с началом продажи билетов на летний период. К осени ситуация значительно усугубилась, при этом наибольшее негативное влияние начавшегося кризиса отразилось на перевозках в дерегулируемом сегменте — вагонах СВ и купейных вагонах. В ноябре объём перевозок к уровню 2008 года сократился на 16%, в том числе в купейных вагонах и вагонах СВ — на 24%.

Пригородные перевозки

Доходы от перевозок пассажиров в пригородном сообщении составили  в 2009 году 18,4 млрд. руб. со снижением  к 2008 году на 6,7%. Снижение вызвано расширением  полигона обслуживания пригородными компаниями.

Фактический рост доходов  к уровню 2008 года (в сопоставимых условиях с учетом выхода направлений  в пригородные компании в течение 2009 года) составил 19,7%, что соответствует  росту тарифов в пригородном  сообщении в среднем по сети железных дорог.

Рост доходов платной  категории пассажиров, доля которых  в общих доходах от пригородных  перевозок составила 57%, к уровню 2008 года достиг +14,6% (в сопоставимых условиях). Услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении воспользовались более 1,0 млрд. чел., снижение числа отправленных пассажиров к уровню 2008 года составило 12,1%.

Прочие виды деятельности

Положительная динамика финансовых показателей по прочим видам деятельности, наблюдавшаяся в течение предыдущих лет, сохранилась даже несмотря на влияние  кризиса.

В 2009 году доходы Компании составили 93,4 млрд. руб., с приростом в размере 6,1 млрд. руб. (+7,0%) к уровню 2008 года, что  обусловлено расширением спектра  и ростом объемов оказываемых  услуг.

В условиях снижения активности основных рынков менеджмент Компании принял исчерпывающие меры по сохранению рыночной позиции и ее укреплению путем проведения гибкой тарифной политики на предоставляемые услуги, своевременно реагируя на текущий спрос, что позволило  получить за 2009 год прибыль в объеме 7,2 млрд. руб., превышающую уровень  прошлого года на 3,2 млрд. руб., или на 78,1%.

Особенно необходимо отметить сложившуюся ситуацию по ремонту  подвижного состава. Предложив рынку  в условиях кризиса снижение цены на ремонт приватных вагонов, Компания смогла сохранить объем ремонта приватного парка на докризисном уровне, в том числе за счет увеличения объема ремонта грузовых вагонов ОАО «ПГК». Такое решение было позитивно воспринято рынком и в то же время позволило обеспечить загрузку мощностей ремонтных депо, сохранить рабочие места, а также избежать закрытия ремонтных предприятий.

Необходимо отметить качественное улучшение финансовых показателей  деятельности социальной сферы. Убытки социальной сферы к аналогичному периоду прошлого года сократились  на 1,4 млрд. руб. Реальное снижение убытков  стало возможно за счет вовлечения в гражданско-правовой оборот убыточных  объектов социальной сферы. За 2009 год было передано в муниципальную собственность 159 общежитий, что составляет свыше 393 тыс. кв. м. Существенное влияние на выполнение доходов по прочим продажам оказывают услуги по предоставлению имущества в аренду, доходы по которым возросли по сравнению с 2008 годом, в том числе от сдачи в аренду недвижимого имущества, грузовых вагонов, а также электропоездов.

 

    1. Совершенствование системы управления финансами

 

В 2009 году, наряду с проводимой работой по преодолению воздействия  финансово-экономического кризиса, Компания не только не снизила, но и активно  продолжила совершенствование финансовых инструментов эффективного функционирования ОАО «РЖД» как на транспортном рынке страны, так и выхода на финансовые и инвестиционные направления  экономики.

1. Наряду с ежегодным  формированием отчетности ОАО  «РЖД» необходимо разработать  методики автоматизированного формирования  консолидированного финансового  плана холдинга ОАО «РЖД

2. В целях эффективного  функционирования всех предприятий  холдинга «РЖД»,

с учетом реализации завершающего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта, в Компании необходимо провести систематическую работу по актуализации финансовой модели с учетом выделения различных видов бизнеса  и их позиционирования на рынке.

3. Выстроить единая финансовая  политика управления денежными  средствами на основе стратегической  и оперативной системы управления  ликвидностью Компании, которая  представляет собой систему взаимосвязанных  элементов финансового планирования, функционирующих на каждом уровне  вертикальной системы управления  Компании.

Информация о работе Управление финансированием текущей деятельности ОАОО «Российские железные дороги»