Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансирования компании и определение направлений финансово-хозяйственной деятельности, связанных с увеличением прибыли. Исходя из цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить состояние финансовых ресурсов предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности;
- рассмотреть общую характеристику деятельности ОАО «РЖД»;
- определить стратегию предпринимательства по управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Введение 3
1. Способы финансирования деятельности организации 4
1.1 Самофинансирование 5
1.2 Финансирование через механизмы рынка капитала 6
1.3 Банковское кредитование 7
1.4 Бюджетное финансирование 7
1.5 Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов 7
1.6 Лизинг как источник финансирования 8
2 Самофинансирование 9
2.1 Сущность и возникновение самофинансирования предприятий 9
2.2 Принципы организации системы самофинансирования 14
3. Управление финансированием текущей деятельности ОАОО «Российские железные дороги» 17
3.1 Общая информация об организации 17
3.2 Самофинансирование ОФО «РЖД» 18
3.3 Совершенствование системы управления финансами 28
Заключение 30
Список литературы 32
Органы управления ОАО "РЖД"
1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.
2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ..
3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.
4. Правление общества.
По итогам 2009 года, Компания вышла на положительные итоги работы — сумма чистой прибыли составила более 14,4 млрд. руб., с увеличением к предыдущему году на 7,5%. Наряду с достижением основных ключевых показателей работы Компании удалось обеспечить максимально эффективное финансовое управление Холдингом, осуществив мобилизацию денежных средств на наиболее приоритетных направлениях хозяйствования Компании.
Основные мероприятия сконцентрированы на мобилизации внутренних резервов, проведении активной маркетинговой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов, реализации проектов международной деятельности, являющихся дополнительным источником доходов для Российских железных дорог.
Таблица 3.2. Доходы и расходы с 2006 – 2009 гг.
Наименование показателя |
2009 |
2008 |
2007 |
2006 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
1 050 157 925 |
1 101 710 458 |
975 590 231 |
848 947 834 |
- грузовые перевозки |
783 035 973 |
847 037 159 |
754 947 008 |
658 015 891 |
- пассажирские перевозки в дальнем следовании |
132 646 056 |
130 730 157 |
109 356 507 |
91 922 750 |
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении |
18 361 313 |
19 676 019 |
20 076 997 |
22 001 634 |
- прочие виды деятельности |
59 208 650 |
61 025 325 |
91 209 719 |
76 937 559 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
999 853 882 |
1 035 247 879 |
895 361 302 |
774 920 337 |
- грузовые перевозки |
691 136 467 |
722 685 769 |
639 413 303 |
552 736 753 |
- пассажирские перевозки в дальнем следовании |
160 137 194 |
162 413 036 |
132 150 410 |
113 209 191 |
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении |
43 150 613 |
54 501 886 |
47 802 469 |
43 934 426 |
- прочие виды деятельности |
46 537 351 |
51 518 463 |
75 995 120 |
65 039 967 |
Валовая прибыль |
50 304 043 |
66 462 579 |
80 228 929 |
74 027 497 |
Коммерческие расходы |
82 649 |
71 063 |
3 643 554 |
3 229 707 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
50 221 394 |
66 391 516 |
76 585 375 |
70 797 790 |
- прибыль от перевозки грузов |
91 899 506 |
124 351 390 |
115 533 705 |
105 279 138 |
- прибыль от перевозки пассажиров в дальнем следовании |
27 491 138 |
31 682 879 |
22 793 903 |
21 216 441 |
- прибыль от перевозки
пассажиров в пригородном |
24 789 300 |
34 825 867 |
27 725 472 |
21 932 792 |
- прибыль от прочих видов деятельности |
12 588 650 |
9 435 799 |
11 571 045 |
8 667 885 |
Прочие доходы и расходы | ||||
Проценты к получению |
4 038 234 |
1 128 149 |
1 579 128 |
1 173 854 |
Проценты к уплате |
18 432 493 |
10 739 271 |
3 816 959 |
4 211 768 |
Доходы от участия в других организациях |
1 573 197 |
1 164 346 |
372 693 |
159 354 |
Прочие доходы |
177 111 731 |
214 290 558 |
147 840 864 |
76 027 496 |
Прочие расходы |
154 196 836 |
217 460 438 |
93 604 296 |
84 784 226 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
60 315 227 |
54 774 860 |
128 956 805 |
59 162 500 |
Отложенные налоговые активы |
3 706 931 |
5 344 512 |
2 855 540 |
3 184 415 |
Отложенные налоговые обязательства |
14 111 898 |
15 146 255 |
12 783 524 |
11 286 612 |
Текущий налог на прибыль |
34 822 516 |
30 433 540 |
34 962 139 |
30 714 082 |
Налог на единый вмененный доход |
60 |
- 162 |
92 200 |
138 906 |
Налог на прибыль за предыдущие периоды |
593 298 |
1 807 211 |
934 722 |
2 527 928 |
Отложенные налоговые активы, списанные в отчетном периоде на счет прибылей и убытков |
228 269 |
359 406 |
1 165 665 |
80 304 |
Отложенные налоговые обязательства, списанные в отчетном периоде на счет прибылей и убытков |
262 154 |
354 292 |
568 745 |
342 933 |
Расходы по уплате штрафных санкций в бюджет |
91 636 |
- 680 327 |
139 762 |
-8 524 735 |
Расходы по уплате штрафных санкций по социальному страхованию и обеспечению |
- 10 758 |
7 402 |
-2 192 244 |
56 756 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
14 447 393 |
13 400 339 |
84 495 322 |
26 409 995 |
Постоянные налоговые обязательства (активы) |
33 502 100 |
27 406 011 |
14 152 312 |
24 458 938 |
Базовая прибыль (убыток) на акцию |
9,14 |
8,69 |
55.00 |
17.19 |
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
- |
- |
- |
- |
Таблица 3.2. Рентабельность за 2008 – 2009 гг.
Рентабельность |
2008 |
2009 |
+/- |
% |
перевозок |
7% |
5% |
-2 п.п. |
71,9 |
грузовых перевозок |
17% |
13% |
-4 п.п. |
77,3 |
грузовых перевозок с учетом компенсации |
17% |
19% |
2 п.п. |
111,5 |
пассажирских перевозок |
-31% |
-26% |
5 п.п. |
83,9 |
пассажирских перевозок в дальнем следовании |
-20% |
-17% |
2 п.п. |
88,0 |
пассажирских перевозок в дальнем следовании с учетом компенсации |
-8% |
5% |
13 п.п. |
-70,4 |
пассажирских перевозок в пригородном сообщении |
-64% |
-57% |
6 п.п. |
89,9 |
пассажирских перевозок в пригородном сообщении с учетом компенсаций |
-60% |
-53% |
7 п.п. |
87,7 |
прочих видов деятельности |
5% |
8% |
3 п.п. |
172,1 |
Доходы от осуществления перевозок, предоставления услуг инфраструктуры и локомотивной тяги
Доходы от всех перевозочных видов деятельности ОАО «РЖД», по итогам 2009 года, составили 956,8 млрд. руб. 2009 год был крайне сложным как для экономики страны в целом, так и для Российских железных дорог.
Промышленное производство
сократилось в 2009 году почти на 11%.
Более глубокий спад погрузки по сравнению
с сокращением промышленного
производства объясняется тем, что
кризис в первую очередь «ударил»
по отраслям, формирующим основную
часть грузовой базы железнодорожного
транспорта, в частности по строительному
комплексу, где снижение объемов
выпуска отдельных видов
Доходы снизились к уровню прошлого года на 57,7 млрд. руб. Вместе с тем разработанный план антикризисных мероприятий позволил не только сформировать сбалансированный финансовый план, но и обеспечить получение
сверхплановых доходов по итогам года в сумме 8,5 млрд. руб. (+0,9%).
Грузовые перевозки
Доходы от грузовых перевозок, которые в составе доходов от всех перевозочных видов деятельности являются основной частью (81,8%), оказались ниже уровня предыдущего года на 64 млрд. руб. и составили в 2009 году 783,0 млрд. руб.
Основной причиной снижения доходов к уровню предыдущего года является значительный спад погрузки грузов в 2009 году, который составил 15%, что обусловлено, главным образом, снижением потенциального объема грузовой базы железнодорожного транспорта. В 2009 году объем погрузки сократился на 195,6 млн. т, из них 181 млн. т (свыше 90%) — потери в результате сокращения объемов промышленного производства продукции, в том числе по:
• строительным грузам — 77 млн. т;
• каменному углю — 27,6 млн. т;
• промышленному сырью и формовочным материалам — 17 млн. т;
• железной и марганцевой руде — 8,3 млн. т;
• лесным грузам — 8,2 млн. т;
• черным металлам — 7,8 млн. т;
• цементу — 6,2 млн. т.
Вместе с тем рост средней доходной ставки (руб./10 т-км) к уровню прошлого года составил лишь 5%, при индексации грузовых тарифов в 2009 году на 12,4%. Потери доходов по этой причине составили в 2009 году 52 млрд. руб.
Разрыв между уровнем запланированной индексации тарифов и фактическим ростом средней доходной ставки вызван следующими основными причинами:
• изменение структуры грузооборота по видам сообщения: рост доли грузооборота в международном сообщении на 5,8 п.п., где уровень доходной ставки ниже чем во внутригосударственном сообщении на 23%. Потери доходов составили около 8,0 млрд. руб.;
• увеличение доли объема перевозок в собственных или арендованных вагонах операторов почти на 20 п.п. (с 54% в 2008 году до 69% в 2009 году) за счет не оплачиваемой в тарифе вагонной составляющей. Потери доходов — около 13 млрд. руб.;
• изменение структуры перевозок международных грузов в части увеличения доли перевозок грузов, следующих «через порты России», на 4 п.п. (уголь, кокс, нефтеналивные грузы, черные металлы, хлебные грузы) и оплачиваемых по внутрироссийским тарифам. Потери доходов — 4,0 млрд. руб.;
• увеличение отправок отправительскими маршрутами на 3,5 п.п. Потери доходов — около 4 млрд. руб.
• рост объема перевозок с применением исключительных тарифов на 2,7 п.п. Снижение доходов — 8,1 млрд.
Пассажирские перевозки
Доходы от пассажирских перевозок за 2009 год составили 151,0 млрд. руб. При этом, доходы от пассажирских перевозок в поездах дальнего следования получены в размере 132,6 млрд. руб., что выше уровня прошлого года на 1,9 млрд. руб., или на 1,5%. Анализ объемов перевозок в дальнем следовании показал, что наметившаяся тенденция снижения перевозок пассажиров в конце 2008 года сохранилась и в 2009 году. При этом к концу 1 кв. ситуация значительно ухудшилась. В марте 2009 года снижение составило 14%. Перелом наметившейся тенденции начался с апреля 2009 года — в связи с началом продажи билетов на летний период. К осени ситуация значительно усугубилась, при этом наибольшее негативное влияние начавшегося кризиса отразилось на перевозках в дерегулируемом сегменте — вагонах СВ и купейных вагонах. В ноябре объём перевозок к уровню 2008 года сократился на 16%, в том числе в купейных вагонах и вагонах СВ — на 24%.
Пригородные перевозки
Доходы от перевозок пассажиров
в пригородном сообщении
Фактический рост доходов к уровню 2008 года (в сопоставимых условиях с учетом выхода направлений в пригородные компании в течение 2009 года) составил 19,7%, что соответствует росту тарифов в пригородном сообщении в среднем по сети железных дорог.
Рост доходов платной категории пассажиров, доля которых в общих доходах от пригородных перевозок составила 57%, к уровню 2008 года достиг +14,6% (в сопоставимых условиях). Услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении воспользовались более 1,0 млрд. чел., снижение числа отправленных пассажиров к уровню 2008 года составило 12,1%.
Прочие виды деятельности
Положительная динамика финансовых
показателей по прочим видам деятельности,
наблюдавшаяся в течение
В 2009 году доходы Компании составили
93,4 млрд. руб., с приростом в размере
6,1 млрд. руб. (+7,0%) к уровню 2008 года, что
обусловлено расширением
В условиях снижения активности основных рынков менеджмент Компании принял исчерпывающие меры по сохранению рыночной позиции и ее укреплению путем проведения гибкой тарифной политики на предоставляемые услуги, своевременно реагируя на текущий спрос, что позволило получить за 2009 год прибыль в объеме 7,2 млрд. руб., превышающую уровень прошлого года на 3,2 млрд. руб., или на 78,1%.
Особенно необходимо отметить сложившуюся ситуацию по ремонту подвижного состава. Предложив рынку в условиях кризиса снижение цены на ремонт приватных вагонов, Компания смогла сохранить объем ремонта приватного парка на докризисном уровне, в том числе за счет увеличения объема ремонта грузовых вагонов ОАО «ПГК». Такое решение было позитивно воспринято рынком и в то же время позволило обеспечить загрузку мощностей ремонтных депо, сохранить рабочие места, а также избежать закрытия ремонтных предприятий.
Необходимо отметить качественное улучшение финансовых показателей деятельности социальной сферы. Убытки социальной сферы к аналогичному периоду прошлого года сократились на 1,4 млрд. руб. Реальное снижение убытков стало возможно за счет вовлечения в гражданско-правовой оборот убыточных объектов социальной сферы. За 2009 год было передано в муниципальную собственность 159 общежитий, что составляет свыше 393 тыс. кв. м. Существенное влияние на выполнение доходов по прочим продажам оказывают услуги по предоставлению имущества в аренду, доходы по которым возросли по сравнению с 2008 годом, в том числе от сдачи в аренду недвижимого имущества, грузовых вагонов, а также электропоездов.
В 2009 году, наряду с проводимой работой по преодолению воздействия финансово-экономического кризиса, Компания не только не снизила, но и активно продолжила совершенствование финансовых инструментов эффективного функционирования ОАО «РЖД» как на транспортном рынке страны, так и выхода на финансовые и инвестиционные направления экономики.
1. Наряду с ежегодным
формированием отчетности ОАО
«РЖД» необходимо разработать
методики автоматизированного
2. В целях эффективного
функционирования всех
с учетом реализации завершающего
этапа структурной реформы
3. Выстроить единая финансовая
политика управления денежными
средствами на основе