Управление финансовыми ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

С переходом экономики к рыночным отношениям повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это увеличивает роль рационального управления финансовыми ресурсами предприятия.
Финансы как денежные отношения. Финансы всегда выступают в денежной форме - имеют распределительный характер, отражают формирование и использование различных видов доходов, накоплений субъектов хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности, государства и участников непроизводственной сферы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Основные понятия управления финансами………………………..
5
1.1Сущность, цели и задачи управления финансами ……………………….
5
1.2Управление финансовыми ресурсами…………………………………….
8
1.3 Эффективность использования финансовых ресурсов………………….
13
Глава 2. Задачи, методы и модели в области управления финансами на предприятии……………………………………………………………………
20
2.1Основные задачи анализа движения денежных средств………………...
20
2.2 Методы расчета ……...................................................................................
22
2.3Стоимость капитала предприятия………………………………………
23
2.4 Модели в области управления финансами предприятия………………
25
Глава 3. Система управления финансами за рубежом ……………………...
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
30
Список использованных источников………………………………………...
31

Вложенные файлы: 1 файл

управление финансами на предприятии.docx

— 436.39 Кб (Скачать файл)

Результатом анализа является построение для денежного потока обычного балансового уравнения:

     

где ДСн — остаток денежных средств на начало периода (приводится в балансе);

ДСп — суммарный приток денежных средств за период;

ДСо — суммарный отток денежных средств за период;

ДСк — остаток денежных средств на конец периода (приводится в балансе).

В западной учетно-аналитической практике методика подобного анализа разработана достаточно подробно и сводится к анализу потока денежных средств по трем основным направлениям: основная, инвестиционная и финансовая деятельность.

Основная деятельность включает поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций (рис. 2.1)

 

Рис. 2.1. Структура потоков от основной деятельности

 

Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанные с приобретением, продажей долгосрочных активов и доходы от инвестиций (рис. 2.2)

Рис. 2.2. Структура потоков от инвестиционной деятельности

 

Финансовая деятельность включает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплату дивидендов (рис.2.3)

Рис. 2.3. Структура потоков от финансовой деятельности

2.2 Методы расчета

Для того чтобы эффективно управлять потоком денежных средств, необходимо знать какова его величина за тот или иной период времени, каковы его основные элементы и какие виды деятельности предприятия их формируют. Двумя основными методами расчета величины денежного потока являются косвенный и прямой.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия.

С помощью данного метода предприятие получает следующие возможности управления:

  • мониторинг основных источников притока и направлений оттока денежных средств.

  • информация для оперативных выводов относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам.

  • установление взаимосвязи между реализацией и денежной выручкой за отчетный период.

Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Косвенный метод основан на анализе движения денежных средств по направлениям деятельности, он показывает, где конкретно овеществлена прибыль корпорации или куда инвестированы «живые» деньги.

Косвенный метод базируется на отличии величины потока денежных средств от размера чистой прибыли. При расчете потока наличности чистая прибыль от основной деятельности корректируется на величину изменений, неучтенных в ней.

 

2.3Стоимость капитала  предприятия

Одна из важнейших предпосылок эффективного управления капиталом предприятия — оценка его стоимости. Под стоимостью (ценой) капитала предприятия понимают ту величину, в которую обходится предприятию привлекаемые на рынке капитала финансовые ресурсы как собственные, так и заемные, или это размер финансовой ответственности организации за использование собственных и заемных средств в своей деятельности.

Концепция такой оценки исходит из того, что капитал как один из важных факторов производства имеет определенную стоимость. Эта концепция одна из базовых в системе управления финансовой деятельностью предприятия.

Средства, используемые для формирования капитала предприятия, имеют свою цену. Эта цена в немалой степени определяется имеющимися у предприятия возможностями выбора источников финансирования, а также уровнем риска вложения капитала. Однако сам термин «стоимость капитала» не следует понимать буквально, принимая за него процентную ставку, которую организация платит за капитал, предоставленный ей в кредит. Указанная ставка не отражает в полной мере даже стоимость заемного капитала, поскольку реальная цена, к примеру, кредита может быть выше, а порой и ниже объявленной процентной ставки. Тоже самое можно сказать и о стоимости собственного капитала.

Поскольку любое предприятие обычно финансируется из нескольких принципиально различающихся источников и их стоимость варьируется, в качестве интегральной оценки стоимости капитала следует использовать некий средний показатель. Такой показатель называется средневзвешенной стоимостью капитала - ССК. Рассчитывается ССК как средневзвешенная величина из индивидуальных стоимостей, в которые обходятся компании привлечение различных видов источников средств.

Совершенствование управления финансами на предприятии методом повышения эффективности управления оборотным капиталом. 
Под эффективным управлением оборотными средствами понимается такое их функционирование, при котором обеспечивается устойчивое состояние финансов, строгое соблюдение финансово-расчетной дисциплины, достижение наивысших результатов при наименьших затратах.

Эффективность использования оборотных средств предприятия зависит от умения управлять ими, улучшать организацию торговли и услуг, повышать уровень коммерческой и финансовой работы.

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому, это вовсе не означает, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности — векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Однако в настоящее время существуют проблемы рациональной организации оборотных средств:

  1. От правильности планирования оборотных средств зависит и финансовый результат, который получает предприятие. Сейчас это является проблемой, т.к. планирование оборотных средств на предприятиях поставлено плохо.

  1. Нормирование оборотных средств как часть планирования практически забыто.

  1. Высокие темпы инфляции, существующие в настоящее время. Это очень важно, поскольку оборотные средства носят авансированный характер.

  1. Источники финансирования потребностей в оборотные средства.

Проблема организации оборотных средств может быть решена только в том случае, если руководители предприятий будут уделять должное внимание этой проблеме.

2.4 Модели в  области управления финансами  предприятия

Статистические модели.

При использовании моделей описание параметров показателей осуществляется с помощью регрессионной зависимости, установленной для совокупности идентичных фирм. Однако выбранная регрессия может не подходить для отдельно взятой фирмы.

Использование статистических моделей осложняется установлением взаимосвязи между отдельными переменными. Как правило, удается установить ярко выраженную зависимость именно для группы сходных компаний, в то время как для отдельно взятой компании действие установленной регрессионной зависимости между результирующим и исходными параметрами (факторами) не подтверждается.

Эконометрическая модель.

Эконометрическая модель это статистическая модель, которая является средством прогнозирования значений определенных переменных, называемых эндогенными переменными. Например, в эконометрической модели уровень продаж автомашин в следующем году может быть привязан к уровню валового внутреннего продукта и процентных ставок. Чтобы сделать прогноз относительно объема продаж автомобилей в следующем году (это эндогенная переменная), следует получить данные о величине валового внутреннего продукта и процентных ставок для будущего года, которые относятся к экзогенным переменным.

Соответствующие модели (модели соответствия).

Данные модели широко используются в практической деятельности, поскольку они просты в использовании, удобны при выборе одного решения из множества имеющихся альтернатив и представляют удобную интерпретацию результатов в системе "обобщения результатов".

Основываясь на фундаментальных разновидностях родственных статистических и эконометрических моделях, соответствующие модели отличаются от последних, основанных на регрессионной зависимости, местом и ролью индивидуальной информации. На практике каждая корпорация индивидуальна, ей доступны определенные ресурсы, она владеет определенной частной информацией о внешнем окружении и своей собственной степенью свободы в принятии финансовых решений.

Модели, основанные на рядах данных с фиксированными результатами.

Использование данных моделей предполагает устанавливать ряды данных по выбранным финансовым параметрам и показателям для одной и той же фирмы в разные периоды времени и наблюдать их. Эта совокупность показателей образует область так называемых «наблюдаемых атрибутов». Сюда включаются наиболее важные для корпорации финансовые показатели и коэффициенты, и их значения фиксируются в обозначенные периоды времени. Остальные финансовые показатели образуют группу "ненаблюдаемых атрибутов", значения которых контролируются с использованием фиксированных результатов корпорации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Система управления финансами за рубежом

Исследователи японской экономики, в том числе и один из известных за рубежом специалистов по японскому менеджменту Уильям Оучи, считают, что успехи японской экономики главным образом стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления. Развитие финансового менеджмента в России нельзя напрямую сопоставлять со становлением этой дисциплины на Западе. Российский финансовый менеджмент имеет свои особенности. На Западе развитие системы управления финансами происходило более последовательно, чем в России. Сначала новые задачи управления финансами возникали на прогрессивных предприятиях, затем они вставали перед менее развитыми компаниями, а передовые предприятия в это время решали уже более сложные проблемы.

На сегодняшний день российские компании, возникшие и прошедшие стадию становления в условиях экономики переходного периода, находятся на разных этапах развития. В нашей стране нет общей массы предприятий, сотрудники которых пытаются решить одинаковые проблемы управления финансами. Одни предприятия, достигнув за годы переходной экономики значительных результатов в управлении финансами, опережают западные компании, другие организации еще не освоили инструментов, разработанных за границей на первом этапе развития финансового менеджмента. Применение сложных моделей и методов управления финансами компаниями последнего типа невозможно, поскольку в них отсутствуют элементарные основы управления финансами. Менеджмент, одних предприятий, решает более простые задачи. Другие, более развитые предприятия, в процессе управления сталкиваются с проблемами повышенной сложности, например, необходимостью осуществления эффективного использования фондовых инструментов в управлении финансами.

Фирмы более активно используют собственный, а не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так как свободный остаток прибыли используется в основном на финансирование перспективных научных исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование.

Активную роль в развитии национальной экономики играет государство: разрабатываются общенациональные программы экономического развития; анализируются существующие и перспективные тенденции в структуре экономики; выявляются приоритетные отрасли хозяйства (в XXI в. Япония будет в приоритетном порядке наращивать исследования в следующих направлениях: лазеры, спутниковая связь, наручные телефоны и персональные компьютеры, управляемая термоядерная энергетика).

Для перекачки капиталовложений в наиболее важные сферы экономики применяются налоговые льготы и поощряется ускоренная амортизация основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.

Специалисты прекрасно знают, что на протяжении многих десятилетий, и особенно в последнее время, во многих странах мира активно изучают японский опыт менеджмента. Причем особый интерес к японским методам управления проявляют в США, где постепенно приходят к выводу о неэффективности многих западных принципов управления, не позволяющих в полной мере использовать человеческие ресурсы. Японская же система управления дает возможность наиболее полно использовать знания и навыки персонала для достижения целей организации. В последнее время все большее число американских предприятий внедряют в свою деятельность наиболее рациональные методы японского управления, позволяющие им создать условия для более производительной работы сотрудников. Нам, россиянам, таким образом, достается японский опыт уже прошедший адаптацию на Западе.

Японский опыт управления (не подвергнутый предварительной адаптации на Западе) мог бы быть воспринят в России, как евроазиатской стране, с большей эффективностью, по той причине, что он более близок к российскому хозяйственному менталитету, чем западному. Для наиболее эффективного управления российскими предприятиями представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:

  1. Россия находится на стыке цивилизаций, поэтому она может воспринять наиболее рациональные черты и западной и восточной культур управления;

  1. В общественном сознании населения Японии и России в настоящее время осуществляется переход от коллективных ценностей к индивидуальным;

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами на предприятии