Факторный анализ прибыли предприятия на примере ОАО «Дальмалекс» г. Владивостока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости и сущности анализа прибыли предприятия 5
1.1. Экономическая сущность прибыли
1.2. Источники аналитической информации для анализа прибыли организации 14
1.3. Краткая характеристика исследуемой организации 18
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности организации
2.1. Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли за отчетный период 20
2.2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции 22
Заключение. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по фин.отчетности.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

Показатель

 

2004 г.

 

2005 г.

Изменение (+,-)

тыс. руб.

%

Выручка от продажи товаров, работ,

 услуг, тыс. руб.

131 020

158 719

27 699

121,1

Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

-55 194

-67 452

-12 258

-122,2

Стоимость имущества

119 780

130 475

10 695

108,9

Прибыль до

 налогообложения

20 907

32 129

11 222

153,1

Прибыль от продаж

42 866

52 956

10 090

123,5

Чистая прибыль

15 969

19 556

3 587

122,4


 

Проанализировав финансово – хозяйственную деятельность, можно увидеть, что стоимость имущества в 2005 г. увеличилась на 10 695 тыс. руб., или на 8,9%. Увеличение чистой прибыли на 3 587 тыс. руб., или на 22,4% связано с увеличением прибыли до налогообложения в отчетном периоде на 11 222 тыс. руб., или на 53,1%. На данное изменение повлияло увеличение прибыли от продаж в отчетном периоде на 10 090 тыс. руб., или на 23,5%.

Увеличение прибыли от продаж способствовало увеличению выручки от продажи товаров, работ, услуг в 2005 г. на 27 699 тыс. руб., или на 21,1%, и в тоже время на уменьшение себестоимости на -12 258 тыс. руб., или на -22,2%.

Следовательно, условия «золотого правила» выполняются, т.к. для успешной деятельности организации необходимо, чтобы темпы роста выручки от продажи опережали темпы роста себестоимости, т.е себестоимость должна снижаться. 
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности организации

2.1. Анализ состава, динамики  и выполнения плана прибыли  за отчетный период

Приступая к анализу финансовых результатов, необходимо прежде всего выявить, в соответствии ли с установленным порядком рассчитана балансовая прибыль (убыток) и все исходные составляющие для ее формирования, в частности такие, как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие и управленческие расходы; проценты к получению и уплате; прочие операционные и внереализационные доходы и расходы.

На основе представленных в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» ОАО «Дальмалекс» (см. приложение 1) необходимо оценить состав, структуру и динамику факторов (элементов) формирования финансовых результатов организации (табл.1).

 

Таблица 1

Состав, структура и динамика финансовых результатов ОАО «Дальмалекс» за 2004-2005гг.

 

 

 

Показатель

Абсолютная величина, тыс.руб.

Удельный вес, 

%

Изменение

(+,-)

 

прошлый год

 

отчетный год

 

прошлый год

 

отчетный год

 

тыс. руб.

% к прош-лому году

 

удель-ного веса

1. Выручка (нетто) от реализации

товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и

аналогичных обязательных платежей)

 

 

 

 

131 020

 

 

 

 

158 719

 

 

 

 

100

 

 

 

 

100

 

 

 

 

27 699

 

 

 

 

121,14

 

 

 

 

-

2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

 

 

55 194

 

 

67 452

 

 

42,13

 

 

42,5

 

 

12 258

 

 

122,2

 

 

0,37

3. Валовая   

 прибыль

72 826

91 267

57,87

57,5

15 441

120,36

-0,37

4. Коммерческие

 расходы

2 179

537

1,66

0,34

-1 642

24,6

-1,32

5. Управленческие расходы

30 781

37 774

23,49

23,8

6 993

122,72

0,31

6. Прибыль

(убыток)

от продаж

 

42 866

 

52 956

 

32,72

 

33,4

 

10 090

 

123,54

 

0,68

7. Проценты

 к получению

94

106

0,07

0,07

12

112,77

-

8. Проценты

 к уплате

3 861

1 287

2,95

0,81

-2 574

33,33

-2,14

9. Доходы от

 участия в других организациях

 

23

 

-

 

0,02

 

-

 

-23

 

-

 

-0,02

10. Прочие

 операционные 

доходы

 

14 992

 

23 431

 

11,44

 

14,76

 

8 439

 

156,29

 

3,32

11. Прочие

 операционные расходы

 

29 657

 

35 418

 

22,64

 

22,31

 

5 761

 

119,43

 

-0,33

12. Внереали-

зационные доходы

8 330

9 000

6,36

5,67

670

108,04

-0,69

13. Внереали-

зационные

расходы

 

11 880

 

16 659

 

9,07

 

10,5

 

4 779

 

140,23

 

1,43

14. Прибыль

(убыток) до

 налогообложения 

 

20 907

 

32 129

 

15,96

 

20,24

 

11 222

 

153,68

 

4,28

15. Отложенные

 налоговые активы

-

343

-

0,22

343

-

0,22

16. Отложенные

 налоговые обязательства

 

-

 

3 668

 

-

 

2,31

 

3 668

 

-

 

2,31

17. Текущий налог на прибыль

4 911

8682

3,75

5,47

3 771

176,79

1,72

18. Санкции в

 бюджет и иные платежи

 

27

 

566

 

0,02

 

0,36

 

539

 

2 096,3

 

0,34

19. Чистая

 прибыль (убыток) отчетного периода

 

15 969

 

19 556

 

12,19

 

12,32

 

3 587

 

122,46

 

0,13


 

По данным таблицы видно, что за исследуемый период в отчетном году прибыль от продаж увеличилась на 10 090 тыс. руб., или на 23, 54%.Это обусловлено тем, что темп роста выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг) опережает темп роста затрат.

Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) увеличилась в отчетном году по сравнению с предыдущим на 27 699 тыс. руб., а затраты возросли на 17 609 тыс. руб. (12 258-1642+6993).

2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции

История факторного анализа начинается с 1919 года, когда впервые была предложена детерминированная модель Дюпона (The DuPont System of Analysis) для расчета коэффициента рентабельности совокупного капитала (ROA).

Факторный анализ – определение влияния факторов на результат - является одним из сильнейших методических решений в анализе хозяйственной деятельности компаний для принятия решений. Для руководителей - дополнительный аргумент - дополнительный «угол зрения».

Факторный анализ - это процедура, с помощью которой большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводят к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами. При этом в один фактор объединяются переменные, сильно коррелирующие между собой. Переменные из разных факторов слабо коррелируют между собой. 
Таким образом, целью факторного анализа является нахождение таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии.

Однако на практике применяется редко в силу нескольких причин: реализация требует усилий и специфического инструмента (программный продукт), у компаний есть другие «вечные» первоочередные задачи. Еще лучше, если факторный метод анализа (как в нашем случае) «встроен» в финансовую модель.  
Виды факторного анализа.

Различают два основных вида факторного анализа – детерминированный и стохастический. Суть стохастического метода – измерение влияния стохастических зависимостей с неопределенными и приблизительными факторами. Стохастический метод целесообразно применять для экономических исследований с неполной (вероятностной) корреляцией: например, для задач маркетинга. Поэтому, говоря о факторном анализе, речь пойдет о детерминированном анализе.  
Задачи факторного анализа. 
Это задачи, целью которых является анализ влияния отдельных факторов (или причин) на результирующий показатель. Это может быть как прямой факторный анализ, когда некоторый результирующий показатель дробят на некоторые составные части, так и обратный (синтетический) анализ, когда отдельные элементы (исходные показатели) соединяют в общий результативный (синтетический) показатель. Зачастую такой синтетический показатель, полученный аналитико-статистическими методами, имеет другой смысл, чем традиционно используемые в качестве интегральных показатели, сформированные на основе умозрительных заключений. Этот класс задач близко примыкает к задачам анализа относительных показателей.

Факторный метод анализа часто используется для оценки влияния количества, цены, номенклатуры - на выручку, а также - для анализа структуры маржинальной прибыли, себестоимости, коэффициентных показателей, в методике определения величин резервов, в балансовом методе и для других задач.

Следующий этап анализа прибыли от продаж состоит в расчете факторов, влияющих на ее величину.

Прежде всего следует определить влияние инфляции. Для этого надо выручку от продажи товаров отчетного периода (V1) привести в сопоставимый вид по формуле


Vcon=V1/JP,                                              

где Vcon – выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.;

JP – индекс цен.

Цены на продукцию ОАО «Дальмалекс» в 2005 г. Выросли в среднем на 11,5 %. Таким образом, индекс цен составил 1,115 [(100+11,5) : 100)].

В анализируемой организации выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах равна 142 348,89 тыс. руб. (158 719 тыс. руб. : 1,115).

Изменение выручки от продажи продукции под влиянием цены (ΔV(P)) определяется как разность между выручкой от продажи продукции отчетного периода и выручкой от продажи продукции в сопоставимых ценах, т.е.:

ΔV(P) = V1 – Vcon =158 719 – 142 348,89 = 16 370,11 тыс.руб.

Влияние на сумму прибыли от продаж (ΔПР(v)) изменения выручки от продаж (исключая влияние цены) можно рассчитать по формуле


ΔПР(v) = [(V1-V0) - ΔV(p)]*Rпр0  / 100,

где Rпр0 – уровень рентабельности продаж прошлого периода, %;

V1,V0 – выручка от продажи товаров отчетного и прошлого периодов соответственно.

В ОАО «Дальмалекс» прибыль от продаж за счет изменения выручки от продаж (исключая влияние цены) составила 3706,48 тыс. руб.:

ΔПР(v) = [(158 719 – 131 020) – 16 370,11] 32,717 / 100 = 3706,47 тыс. руб.

Влияние ценового фактора определяется по формуле


ΔПР(р) = ΔV(p)*Rпр0  / 100,

где  ΔПР(р) –прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения цен на продукцию.

За счет увеличения цен на продукцию на 11,5% ОАО «Дальмалекс» получило прибыль в сумме 5355,83 тыс. руб.:

ΔПР(р) = 16 370,11*32,717 / 100 = 5355,83 тыс. руб.

На прибыль от продаж влияет себестоимость продукции товаров. Себестоимость проданной продукции может увеличиваться, и это неизбежно, так как цены на материальные ресурсы, затраты на оплату труда и другие составляющие возрастают. Для успешной деятельности необходимо, чтобы темпы роста выручки от продажи продукции опережали темпы роста себестоимости, т.е. уровень себестоимости снижался.

Более правильным будет расчет изменения прибыли от продаж за счет фактора «себестоимость проданной продукции» с применением относительного показателя себестоимости. Для расчета используется формула


ΔПР(с) = - (УС1-УС0)*V1 / 100,

где ΔПР(с) – прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения уровня себестоимости продукции, тыс. руб.;

УС1,УС0 – уровни себестоимости в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение себестоимости проданной продукции к выручке от продажи продукции, %.

По данным таблицы 1 себестоимость проданных товаров, продукции в отчетном периоде увеличилась на 12 258 тыс. руб., а ее уровень по отношению к выручке от продажи вырос на 0,37 процентных пункта.

Прибыль от продаж за счет роста уровня себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) ОАО «Дальмалекс» снизилась на 587,26 тыс. руб.:

ΔПР(с) = - (42,5 – 42,13)*158719 / 100 = -587, 26 тыс. руб.

Одним из факторов роста прибыли от продаж является снижение уровней коммерческих и управленческих расходов, так как прибыль находится в обратной зависимости от величины расходов. Мероприятия любого рода по снижению затрат организации увеличивают сумму прибыли. Для расчета влияния уровня коммерческих расходов используют формулу


ΔПР(кр) = - (УКР1-УКР0)*V1 / 100,

где ΔПР(кр) – увеличение (снижение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня коммерческих расходов, тыс. руб.;

 УКР1,УКР0 – уровни коммерческих расходов в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение коммерческих расходов к выручке от продажи продукции, %.

Снижение уровня коммерческих расходов на 1,32 процентных пункта привело к увеличению прибыли от продаж на 2095,09 тыс. руб.:

ΔПР(кр) = - (0,34 – 1,66)*158 719 / 100 = + 2095,09 тыс. руб.

Влияние уровня управленческих расходов на прибыль от продаж рассчитывают по формуле


ΔПР(ур) = (УУР1-УУР0)*V1 / 100,                  

где ΔПР(ур) – увеличение (уменьшение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня управленческих расходов, тыс. руб.;

УУР1,УУР0 – уровни управленческих расходов отчетного и прошлого периодов соответственно, т.е. отношение управленческих расходов к выручке от продаж продукции, %.

В анализируемой организации увеличение уровня управленческих расходов на 0,31 процентных пункта привело к снижению прибыли от продаж на 495,13 тыс. руб.:

ΔПР(ур) = - (23,8 – 23,49)* 159 719 / 100 = - 495,13 тыс. руб.

Таким образом, в процессе финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Дальмалекс» в 2005 г. получило на 10090,02 тыс. руб. прибыли больше, чем в 2004 г. Как видно из данных табл. 2, следует более детально изучить влияние отрицательных факторов, повлиявших на прибыль от продаж: себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), а также управленческие расходы. [1. 107-111с]

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Факторы, влияющие на прибыль от продаж

Информация о работе Факторный анализ прибыли предприятия на примере ОАО «Дальмалекс» г. Владивостока