Факторы и этапы экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2030г. Об этом он сообщил на совещании с вице-премьерами.
Как сообщает пресс-служба кабинета министров, документ разработан Министерством экономического развития в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012г. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030г. предусматривает создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест, ускоренное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, повышение инвестиционной активности и улучшение предпринимательского климата, рост производительности труда и решение задач социального развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел I
1.Характеристика сценариев долгосрочного развития…………………………4
1.1.Консервативный сценарий…………………………………………………...5
1.2.Инновационный сценарий……………………………………………………6
1.3.Целевой (форсированный) сценарий………………………………………..7
1.4.Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2030 годы……………………………………9
1.5.Основные характеристики сценариев долгосрочного экономического развития…………………………………………………………………………..11
1.6.Сравнение основных макроэкономических параметров………………….13
Раздел II
Факторы и этапы экономического развития…………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа - копия.docx

— 70.55 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 (среднегодовые темпы прироста, %)

 

Варианты

2011 - 2015 гг.

2016 - 2020 гг.

2021 - 2025 гг.

2026 - 2030 гг.

2013 - 2030 гг.

Валовой внутренний продукт

1

2

3

3,7

4,0

4,8

3,7

4.4

6,6

3,1

4,2

5,3

2,5

3,8

4,3

3,2

4,1

5,4

Промышленность

1

2

3

3,5

3,7

4,1

2,7

3,4

5,0

2,3

3,1

4,1

2,3

2,9

3,3

2,6

3,2

4,2

Инвестиции в основной капитал

1

2

3

7,0

7,3

9,5

5,1

6,6

11,6

4,3

5,5

7,1

3,6

4,8

4,0

4,7

5,9

8,1

Реальная заработная плата

1

2

3

4,4

5,1

5,8

4,7

5,4

7,8

3,7

4,6

6,3

3,1

4,1

4,3

3,8

4,8

6,2

Оборот розничной торговли

1

2

3

5,7

6,0

6,3

4,5

4,7

7,0

3,3

4,4

6,1

2,3

4,2

4,5

3,7

4,6

5,9

Экспорт - всего (на конец периода), млрд. долл. США

1

2

3

540

540

548

698

734

767

870

992

1055

1143

1398

1566

 

Импорт - всего (на конец периода), млрд. долл. США

1

2

3

428

425

439

566

573

694

708

766

976

915

1071

1250

 

 

 

Консервативный сценарий обеспечивает к 2020 году частичное снятие ограничений развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется:

реализацией (в том числе в рамках государственно-частного партнерства и иностранного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть Восточной Сибири, газ Арктического шельфа и другие), и строительством соответствующих трубопроводов; уровень добычи и экспорта углеводородов в консервативном варианте превышает параметры инновационного сценария;

резким повышением эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий;

диверсификацией направлений экспорта российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;

развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках Евразийского союза и с другими государствами, при сохранении значительных "узких мест" в дорожной и железнодорожной инфраструктуре до 2025 года;

модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, вводом новых эффективных генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике с постепенным развитием атомной электроэнергетики, угольной, гидро- и альтернативной энергетики;

концентрацией инновационной активности преимущественно в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающих их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках;

сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта.

 

1.5.Основные характеристики сценариев долгосрочного экономического развития

Таблица 2

 

Консервативный (вариант 1)

Инновационный

(вариант 2)

Форсированный

(вариант 3)

Социальное развитие

Частичная модернизация социальной сферы и частичная реализация целей социального развития к 2018 году.

Усиление дифференциации по доходам, низкая доступность социальных услуг

Доля среднего класса около трети населения

Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.

Снижение дифференциации доходов

Доля среднего класса приближается к половине населения

Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.

Снижение дифференциации доходов

Доля среднего класса приближается к половине населения

Дополнительные расходы на оплату труда

Сдвиг основных мероприятий по реализации указов Президента РФ на период после 2015 года

Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года

Относительно равномерный рост расходов на реализацию указов

 

Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года

Увеличение объема расходов на реализацию указов за счет концентрации бюджетных учреждений в субъектах РФ с более высокой заработной платой по экономике

Приближение соотношения заработной платы в социальных отраслях и экономике в целом к среднеевропейскому уровню после 2018 года

Транспортная инфраструктура

Преодоление "узких мест" в развитии транспортной инфраструктуры после 2020 года

Масштабная модернизация транспортной системы к 2025 - 2030 гг.

Строительство высокоскоростных магистралей

Модернизация транспортной системы к 2025 году

Строительство высокоскоростных магистралей

Конкурентные преимущества

Используется потенциал нефтегазового сектора и транзитный

Сохранение невысокой конкурентоспособности машиностроительного сектора

Рост производительности труда в 1,3 раза к 2018 году и в 1,9 раза к 2030 году

Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости

 
 
 

Рост производительности труда в 1,4 раза к 2018 году и в 2,3 раза к 2030 году

Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости

 
 
 

Рост производительности труда в 1,5 раза к 2018 году и в 2,7 раза к 2030 году

Изменение структуры экономики

Доминирование сырьевого сектора

Развитие энергоемких производств

Рост импорта товаров и технологий

Диверсификация экономики и экспорта

Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний

Диверсификация экономики и экспорта

Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний

Бюджет

Бюджетное правило

Скорректирвоанное (смягченное) бюджетное правило

Скорректирвоанное (смягченное) бюджетное правило

Пенсионная реформа

Реализация пенсионной реформы с 2015 года - индексация базовой части пенсий в соответствии с прожиточным минимумом пенсионера, а страховой части в соответствии с законодательством

Финансирование экономического роста

Приток капитала на уровне 0,2-0,5% ВВП

 

Задолженность населения к 2030 году 50% ВВП

Задолженность предприятий к 2030 году 77% ВВП

Счет текущих операций сбалансирован

Приток капитала на уровне 1,5-2% ВВП

 

Задолженность населения к 2030 году 53% ВВП

Задолженность предприятий к 2030 году 80% ВВП

Счет текущих операций сбалансирован

Приток капитала в корпоративный и банковский сектор на уровне 4-6% ВВП

Задолженность населения к 2030 году 68% ВВП

Задолженность предприятий к 2030 году 130% ВВП

Дефицит счета текущих операций 3-4% ВВП

Региональный аспект

Рост регионального неравенства при формировании новых энерго-сырьевых кластеров на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Сокращение регионального неравенства

Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, на Урале и в Сибири

Сокращение регионального неравенства

Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, на Урале и в Сибири

Место в мировой экономике

Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также импорта технологий

Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции

Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения

Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции

Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения




 

 

 

Сценарий инновационного развития опирается на использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и "экономике знаний" и масштабное изменение структуры российского экспорта. 

 

1.6.Сравнение основных макроэкономических параметров

Таблица 3

 

варианты

2010

2020

2030

Доля России в мировом ВВП, %

1

2

3

3,8

3,8

4,0

4,6

3,6

4,3

5,3

ВВП по ППС на душу населения, тыс.долл. США

1

2

3

20

28

30

33

38

44

52

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, долл. США

1

2

3

690

1378

1468

1955

2505

3101

4418

ВВП,

% (2007=100)

1

2

3

101

146

153

176

192

227

281

Инвестиции,

% (2007 г.=100)

1

2

3

98

177

192

268

260

318

460

Отношение производительности труда в России к США, %

1

2

3

40

53

56

63

64

75

90

Энергоемкость, % (2007 г.=100)

1

2

3

98

78

74

65

66

56

46


 

 

Он предусматривает:

создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России в отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую существенное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики: транспорта, включая реализацию проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей и новой сетки региональных и местных авиаперевозок, что обеспечит качественно иной уровень мобильности населения, а также электроэнергетики при значительно более высоком, чем в консервативном сценарии, повышении эффективности энергосбережения;

создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;

развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических связей с США, Евросоюзом, Китаем, Индией, и формирование новых более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ;

улучшение диверсификации российской экономики и российского экспорта. Определится специализация России на рынках высокотехнологичной продукции - авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создания программного обеспечения, космических запусков, услуг космической связи, навигации и геоинформационного обеспечения. Экспорт машиностроительной продукции в долларовом выражении увеличится к 2020 году по отношению к 2010 году в 2,5 раза;

ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и усиление предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей. 

Сценарий форсированного роста соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста. Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур. 

Формирование валового сбережения национальной экономики в прогнозный период при принятых сценарных условиях форсированного варианта развития будет характеризоваться восходящим трендом его относительного уровня. К 2030 году норма сбережения вырастет до 30,6% ВВП по сравнению с 28% в 2012 году.

Инвестиционная активность российской экономики в среднесрочной перспективе по форсированному варианту развития должна существенно возрасти. После сжатия инвестиций в 2009 году (до 18,9% ВВП) накопление основного капитала в последующие годы ускорилось. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление, должны возрасти с 25% ВВП в 2012 году (основного капитала - 21% ВВП) до 32% ВВП в 2018 году (основного капитала - 28% ВВП). Уровень валового накопления достигнет пиковых значений (37% ВВП) к 2023 - 2024 гг., несколько раньше, чем при развитии экономики по консервативному и инновационному вариантам, после чего в последующие пять лет произойдет его корректировка в сторону понижения в пределах 2,2 п. пункта. К 2030 году норма накопления составит 34% ВВП (основного капитала - 31% ВВП).

Опережающая потребность в масштабном финансировании инвестиционных программ по сравнению с ростом внутренних сбережений приведет к необходимости повышения объемов заимствования недостающих ресурсов из-за рубежа, которые будут значительно выше соответствующих показателей консервативного и инновационного вариантов. Если в 2012 году Россия была чистым кредитором зарубежных стран (2,6% ВВП), то в прогнозный период она станет чистым заемщиком. К 2018 году национальная экономика должна последовательно увеличить объемы чистого заимствования у остального мира до 3,7% ВВП, а к 2023 - 2024 гг. - до 6,4-6,5% ВВП. К 2030 году чистый приток капитала в частный сектор снизится до 3,9% ВВП. 

Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых секторах (около трети занятых и 10% ВВП). 

Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Однако основные барьеры вызваны не проблемами недостаточной доходности, а дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий. Переход к инновационному социально-ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в мире.

Информация о работе Факторы и этапы экономического развития