Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:06, контрольная работа
Краткое описание
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2030г. Об этом он сообщил на совещании с вице-премьерами. Как сообщает пресс-служба кабинета министров, документ разработан Министерством экономического развития в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012г. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030г. предусматривает создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест, ускоренное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, повышение инвестиционной активности и улучшение предпринимательского климата, рост производительности труда и решение задач социального развития.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Раздел I 1.Характеристика сценариев долгосрочного развития…………………………4 1.1.Консервативный сценарий…………………………………………………...5 1.2.Инновационный сценарий……………………………………………………6 1.3.Целевой (форсированный) сценарий………………………………………..7 1.4.Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2030 годы……………………………………9 1.5.Основные характеристики сценариев долгосрочного экономического развития…………………………………………………………………………..11 1.6.Сравнение основных макроэкономических параметров………………….13 Раздел II Факторы и этапы экономического развития…………………………………18 Заключение……………………………………………………………………….31 Список использованных источников…………………………………………...32
В 2000-е годы динамичный рост
российской экономики со среднегодовым
темпом около 7% более чем наполовину определялся
эффектом улучшения внешнеэкономической
конъюнктуры, ростом добычи и экспорта
углеводородов и сырья, а также реализацией
общих преимуществ догоняющего развития
(около 4 п.п. прироста ВВП в год). Вклад накопления
капитала и увеличения занятости добавлял
к росту ВВП около 2,5 п. пункта. Инновационная
компонента развития оценивалась в 0,5
процентных пункта.
После кризиса 2008 - 2009 гг. и завершения
восстановительного периода наступила
новая фаза развития российской экономики,
когда структура движущих сил роста кардинально
меняется. Эффект улучшения внешнеэкономической
конъюнктуры и роста нефтегазового комплекса
значительно ослабевает и не может дать
в долгосрочной перспективе более 1,5 п.п. роста
ВВП, при этом основная часть вклада приходится
на долю эффекта догоняющего развития. Вклад
накопления капитала и занятости оценивается
в 1,3-1,4 п.п., при этом эффект занятости становится
отрицательным из-за ее существенного
сокращения. В то же время роль инновационного
фактора значительно повышается и оценивается
в инновационном варианте как минимум
в 1,5-1,8 п.п., или более трети прогнозируемого
прироста экономики.
Цены на нефть в долгосрочный
период будут оставаться одним из важных
факторов, определяющих динамику экономического
роста. В условиях сценария низких цен
на нефть (вариант А - цена на нефть около
80 долларов США за баррель в постоянных
ценах) в ближайшие 20 лет экономика будет
расти со средним темпом 3% в год. За этим
будут стоять ограниченные возможности,
как бизнеса, так и бюджета, по поддержанию
внутреннего спроса, а также по финансированию
программ развития. Со стороны платежного
баланса низкие доходы от экспорта будут
ограничивать покупку оборудования и
технологий из развитого мира, существенно
ослабнеткурс рубля.
В основных сценариях, предполагающих
рост цен на нефть в реальном выражении
на 1% в год, дополнительный ежегодный прирост
экономики за счет "фактора нефти"
составит в среднем 0,2-0,4 п.п. в год. К 2030 году
уровень ВВП в консервативном варианте
будет на 12% превосходить уровень варианта
А за счет роста доходов экспортеров и
эффекта более устойчивой и мощной бюджетной
и кредитной систем.
В консервативном сценарии
развития потенциальные темпы роста экономики
России не превышают 3,5-3,6% в год. Вклад совокупной
факторной производительности сокращается
с 1,2 п.п. в 2015 году до 0,7 п.п. в 2030 году. На протяжении
периода 2015 - 2030 гг. вклад капитала в рост
ВВП будет составлять около 1,4 п.п. в год. Слабый
вклад инновационного фактора не компенсирует
снижение совокупной эффективности факторов
производства и капитала.
Вклад в рост ВВП
за 2012 - 2030 годы, %
Таблица 4
Вариант
Иннова-ционный
Консерва-тивный
Форсиро-ванный
ВВП
4,2
3,3
5,4
Совокупная производительность
Всего
2,2
1,9
2,5
в том числе
догоняющее развитие
1,2
1,2
1,2
расходы на НИОКР
гос.
0,2
0,1
0,3
частные
0,1
0,1
0,2
гос.
0,4
0,3
0,5
частные
0,1
0,1
0,1
Всего
0,2
0,1
0,3
в том числе
расходы на здравоохранение
гос.
0,2
0,1
0,3
частные
0,1
0,1
0,1
Капитал
1,8
1,4
2,6
Инновационный сценарий характеризуется
более высокими параметрами импортозамещения
и инновационной активности компаний,
а также более высоким уровнем частных
и государственных инвестиций в развитие
человеческого капитала, инновационной
и транспортной инфраструктуры. Эти факторы
повышают среднегодовой темп роста ВВП
на 0,9 п.п. в год по сравнению с параметрами
консервативного сценария. В результате
к 2030 году ВВП будет на 19% превышать уровень
консервативного сценария.
Существующий разрыв между
качеством капитала и уровнем организации
производственных процессов в России
и в странах - экономических лидерах дает
возможность и далее обеспечивать рост
производительности за счет заимствования
существующих практик и закупки передового
оборудования. Реализация этого потенциала
обеспечит в среднем ежегодный дополнительный
прирост ВВП на уровне 1,2 п. пункта. Максимальный
экономический эффект этого фактора будет
проявляться до 2020 года, когда вклад в
прирост ВВП может превышать 2 п. пункта. По
мере приближения к уровню развитых стран
действие этого фактора будет ослабевать.
Инновационный и консервативный
варианты различаются прежде всего за
счет инновационной составляющей роста. В
консервативном варианте ее вес остается
на уровне 2000-х годов (0,5-0,6 п.п.), тогда как
в инновационном сценарии ее вклад повышается
как минимум втрое.
Увеличение инновационной компоненты
развития обеспечивается за счет вклада
науки и технологий (и частных, и государственных
затрат), который дает около 0,3 п.п. роста
ВВП, и повышения качества человеческого
капитала (образования и здравоохранения)
- 0,7 п.п. экономического роста. При этом
предполагается опережающий рост частных
инвестиций по сравнению с бюджетными.
Увеличение государственных
и частных расходов на научную деятельность
и опытно-конструкторские разработки
по инновационному варианту обеспечит
устойчивый рост доли науки в производстве
ВВП с 1% в 2010 году до 2% в 2030 году (расходов
на НИОКР до 3% ВВП). Предполагается перелом
в динамике частных расходов на НИОКР,
которые с нынешнего минимального уровня
0,4% ВВП повысятся до 1,4-1,5% ВВП и станут
сопоставимы с уровнем государственной
поддержки НИОКР.
Предполагается опережающий
рост прикладных исследований и разработок,
особенно связанных с задельными поисковыми
работами, обеспечивающими создание новых
прорывных технологий. Реализация государственной
программы развития науки и технологий
обеспечит создание новых мощных научных
установок ("мега сайнс"), расширяющих
горизонты фундаментальных исследований. Значительно
возрастет вовлеченность высшего образования
в научные и инновационные исследования
и разработки. Сформируется сеть университетов,
обладающих компетенциями мирового уровня.
В отличие от инновационного
сценария в консервативном сценарии доля
сектора науки в ВВП не повысится и будет
сохраняться в диапазоне 1-0,8% на протяжении
2010 - 2030 годов.
Инновационный характер развития
экономики обеспечивается также за счет
более высоких расходов на человеческий
капитал, которые к 2030 году вырастут до
14,1% ВВП (в 2010 году 9,8% ВВП). Рост будет происходить
как за счет государственных, так и за
счет расходов граждан и организаций.
Расходы на человеческий
капитал
Таблица 5 (в % к ВВП)
варианты
2010 г.
2011 - 2015 гг.
2016 - 2020 гг.
2021 - 2025 гг.
2026 - 2030 гг.
Расходы на образование
2
5,2
5,0
5,8
6,6
7,0
1
4,9
5,2
5,8
5,9
в том числе:
государственные расходы
2
4,3
4,2
4,8
5,3
5,3
1
4,1
4,4
4,8
4,8
частные расходы
2
0,9
0,8
1,0
1,3
1,6
1
0,8
0,8
1,0
1,1
Расходы на здравоохранение
2
4,6
5,1
5,8
6,5
7,0
1
4,9
5,2
5,7
5,9
в том числе:
государственные расходы
2
3,6
4,2
4,6
4,9
5,0
1
4,1
4,2
4,5
4,6
частные расходы
2
0,9
0,9
1,1
1,5
1,9
1
0,8
1,0
1,2
1,3
Возросший объем финансирования
этих отраслей позволит устранить существующий
дисбаланс в оплате труда медицинских
и педагогических работников с занятыми
в других отраслях, сделать эти профессии
конкурентными на рынке труда и привлекательными
для молодежи. Реализовываться это будет
через эффективный контракт.
Соотношение заработной
платы в бюджетных отраслях и в целом по
экономике (вариант 2)
Таблица 6
2011 г.
2015 г.
2020 г.
2025 г.
2030 г.
В целом по экономике
100
100
100
100
100
в бюджетном секторе образования
68
75
77
77
78
в бюджетном секторе здравоохранения
74
80
107
107
107
Предусматривается также модернизация
материально-технического обеспечения
системы здравоохранения, дошкольного,
общего и профессионального образования,
обновление профессиональных компетенций,
повышение уровня подготовки персонала.
В результате должна быть сформирована
гибкая и диверсифицированная система
профессионального образования, отвечающая
требованиям рынка труда и потребностям
инновационной экономики как в части образовательных
программ, так и в части условий и материально-технического
оснащения процесса обучения.
В части дошкольного и общего
образования должна быть обеспечена доступность
образовательных услуг при одновременной
модернизации как учебной работы с детьми,
так и работы по их воспитанию и социализации.
В области здравоохранения
должна быть сформирована система доступной
медицинской помощи, обеспечивающей оказание
услуг, объемы, виды и качество которых
соответствуют уровню заболеваемости
и потребностям населения, передовым достижениям
медицинской науки. Улучшение качества
медицинского обслуживания имеет не только
высокий социальный приоритет, но и является
важным фактором предложения труда через
снижение заболеваемости и смертности
в трудоспособном возрасте и развитие
инновационных технологий. Расходы бюджетной
системы на здравоохранение будут по-прежнему
играть основную роль, хотя их вес должен
сократиться с 82 до 72% к 2030 году. Инвестиции
в здравоохранение могут повысить рост
ВВП на 0,3 процентных пункта.
Инновационная компонента содержится
не только в эффекте совокупной эффективности
(производительности) и вкладе фактора
трудовых ресурсов, но в определенной
части и во вкладе фактора капитала. В инновационном
варианте в структуре вклада капитала
(1,6-2 п.п.) в экономический рост можно выделить
эффект модернизации транспортной инфраструктуры
(без трубопроводного транспорта), на который
приходится около 0,3-0,5 п.п. роста экономики.
Вклад фактора капитала в экономический
рост особенно высок в форсированном сценарии,
предполагающем также более благоприятную
демографическую ситуацию. В рамках этого
сценария средние темпы роста ВВП в долгосрочной
перспективе могут превысить 5%, а в период
2016 - 2020 гг. составят в среднем 6,7% в год. Средние
темпы роста инвестиций в 2015 - 2030 гг. предполагаются
на 1 п.п. в год выше, чем в инновационном
сценарии. При этом наиболее высокие темпы
роста предполагаются в 2016 - 2020 гг., для
модернизации производств и обновления
технологий потребуется рост инвестиций
в среднем на 11-12% в год, что не менее чем
на 5 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. За
счет этого фактора обеспечивается дополнительный
прирост ВВП в 1 п.п. в год. В 2021 - 2025 гг. разница
в темпах прироста инвестиций уменьшается
примерно до 1,5 п.п., а дополнительный вклад
этого фактора - до 0,4 процентных пункта. К
2026 - 2030 гг. темпы роста инвестиций в варианте
3 замедлятся до 3,7-4,2% в год, что уже не будет
создавать дополнительных возможностей
для повышения темпов экономического
роста по отношению к инновационному варианту. Кроме
ускоренного роста инвестиций в основной
капитал дополнительный вклад в повышение
темпов роста ВВП в варианте форсированного
развития создается также за счет более
высоких вложений в развитие науки и технологий
и в человеческий капитал. Дополнительный
вклад за счет этого фактора оценивается
в 0,2 п.п. темпа прироста ВВП.
Усиление инвестиционного спроса
потребует мобилизации дополнительных
финансовых ресурсов. Норма сбережения
домашних хозяйств в 2015 - 2025 гг. будет выше,
чем в других сценариях. При этом норма
накопления достигнет максимальных значений
в 2023 - 2024 гг. - около 33% (в варианте 2 норма
накопления возрастает к 2030 году до 31%). Это
будет требовать постоянного притока
иностранного капитала и нахождения сальдо
счета по текущим операциям в отрицательной
области на большей части прогнозного
периода. Таким образом, в сценарии форсированного
развития создается достаточно высокая
степень напряжения в пропорциях между
текущим потреблением и накоплением ресурсов
национального дохода, формируются риски
недостижения поставленных целей.