Федеральное казначейство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи написания данной работы: характеристика исполнения расходной части федерального бюджета через органы федерального казначейства. Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ 4
1.1 Сущность и функции Федерального казначейства 4
1.2 Роль Федерального казначейства 12
1.3 Задачи Федерального казначейства 14
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА 20
2.1 Федеральное казначейство на современном этапе 20
2.2 Развитие современных технологий 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Перед Финансы Курсовая работа.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

  Понятие «кассовое  обслуживание исполнения бюджетов»  субъектов РФ и местных бюджетов органами Федерального казначейства лучше выражает суть деятельности органов Федерального казначейства по отношению к территориальным бюджетам, так как исполнение бюджета - это функция исполнительных органов власти. Что касается федерального бюджета, то Федеральное казначейство, находясь до 2005 г. в составе Минфина России, непосредственно участвовало в его исполнении, хотя и в этом случае можно говорить об обслуживании исполнения данного бюджета в части кассового его исполнения с точки зрения казначейских методов и технологий. В новых условиях Федеральное казначейство как самостоятельная служба продолжает участвовать в исполнении федерального бюджета, также обслуживая это исполнение с помощью казначейских методов и технологий.

Согласно БК РФ принцип  единства кассы означает «зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации…».Этот принцип - важное условие, характеризующее казначейское исполнение бюджета.

 С точки зрения  казначейского метода, главное в  нем то, что бюджетные средства  не только концентрируются для  управления ими у финансового органа соответствующего исполнительного органа власти на едином счете (или счетах) данного бюджета, находящихся в учреждении банка, а также с отражением на едином казначейском счете в органе федерального казначейства, но и распределяются до конечных получателей бюджетных средств. Это позволяет иметь также возможность управлять остатками бюджетных средств и устанавливать контроль за обоснованностью цен, тарифов на оплату товаров и услуг.

 Участие органов  Федерального казначейства в  исполнении территориальных бюджетов путем обслуживания кассового их исполнения (в части проведения и учета кассовых операций) по казначейским методам и технологиям отвечает принципу единства бюджетной системы, обеспечивая сочетание в этой системе интересов субъектов РФ, их муниципальных образований и Федерации в целом. Наиболее острой проблемой в настоящее время является ответ на вопрос: казначейские методы и технологии исполнения территориальных бюджетов должны осуществляться органами Федерального казначейства, на которые возложено кассовое обслуживание исполнения бюджетов, или их могут выполнять самостоятельно органы исполнительной власти, в частности, финансовые органы на региональном и местном уровнях? Острота его усилилась в последнее время в связи с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ (ст. 215.1), согласно которой «кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством».

 Для объективной  оценки качества исполнения на  местах казначейских методов  и технологий исполнительными органами власти, их финорганами требуется сравнить имеющуюся практику по данному вопросу со стандартами таких методов и технологий. Для поиска ответа на поставленный вопрос требуется проанализировать плюсы и минусы разных вариантов проведения и учета кассовых операций и использованием казначейских методов и технологий.

 В принципе же, если  рассматривать казначейское исполнение  бюджетов, включая использование  казначейских методов и технологий  кассового обслуживания, то постановка  вопроса о непосредственном участии исполнительных органов власти, их финорганов в казначейском исполнении своих территориальных бюджетов (в части кассовых операций и их учета) вполне правомерна. Участие же в этом процессе путем кассового обслуживания исполнения территориальных бюджетов органов Федерального казначейства отвечает требованию о том, что бы интересы региональных и местных органов власти по бюджетным вопросам не противоречили общегосударственным интересам, что соответствует принципу единства бюджетной системы страны.

 

 

 

1.2 Роль Федерального  казначейства

 

Становление казначейской системы происходит уже в течение  длительного периода времени. Этот процесс сопровождается рядом трудностей. Он затрагивает интересы многих государственных  структур и имеет не только сторонников, но и противников.

Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а так же осуществляет управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными  финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.

Органы казначейства представляют интересы государства  и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований о подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюджетных средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по определению направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др. [4;25]

Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет  федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейство на счетах, открытых для учета доходов  и средств в Центральном банке  и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. [5; 12]

Основным принципом  исполнения бюджета является принцип  единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицит бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.

Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено. Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств. [10;10]

 

1.3 Задачи Федерального  казначейства

 

В настоящее время  создана единая централизованная система  органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, включающая Главное управление Федерального казначейства, 89 управлений казначейства по субъектам Российской Федерации и 2311 отделений казначейства в регионах.

Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства. Организационная структура органов  казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура  построения соответствует существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии.

1-й уровень - Главное  управление Федерального казначейства (ГУФК) Министерства финансов Российской  Федерации.

2-й уровень - управления  Федерального казначейства (УФК)  по субъектам Российской Федерации,  краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

3-й уровень - отделения  Федерального казначейства (ОФК)  по городам (за исключением  городов районного подчинения), районам и районам в городах. [11; 210]

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации возглавляет начальник  в ранге заместителя министра финансов. Основными функциями ГУФК являются:

- осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;

- управление движением  средств на счетах казначейства;

- доведение информации  о результатах исполнения федерального  бюджета до высших исполнительных  и законодательных органов власти;

- руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета;

- обеспечение исполнения  нижестоящими органами казначейства  бюджета в соответствии с действующим  законодательством.

Управления Федерального казначейства по республикам в составе  Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляются  руководителями, назначаемыми на должность  и освобождаемыми от занимаемых должностей министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета. [1: 7]

Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем УФК. Основные функции ОФК:

- формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

- обеспечение целевого  финансирования расходов по бюджетополучателям;

- ведение учета операций по  движению средств на счетах  казначейства;

- представление вышестоящим органам  казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Все органы казначейства - юридические лица. Они относятся  к органам исполнительной власти и руководствуются в своей  деятельности законодательными и нормативно-правовыми  документами, утвержденными Президентом  РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства.

Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы казначейства не имеют права.

Основными задачами органов  Федерального казначейства Российской Федерации являются:

- организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках исходя из принципа единой кассы;

- регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

- краткосрочное прогнозирование  объемов государственных финансовых  ресурсов, а также оперативное  управление этими ресурсами в  пределах установленных государственных  расходов;

- сбор, обработка и  анализ информации о состоянии  государственных финансов, представление  высшим законодательным и исполнительным  органам власти и управления  отчетности о финансовых операциях,  о государственных внебюджетных  фондах, а также о состоянии  бюджетной системы в целом;

- управление и обслуживание  совместно с Банком России  и другими уполномоченными банками  государственного внутреннего и  внешнего долга Российской Федерации;

Информация о работе Федеральное казначейство