Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:47, контрольная работа
Федеральный бюджет — основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Введение………………………………………………………ст.3
1.Федеральный бюджет, его значение………………………ст.6
1.1Понятие Федерального бюджета………………………....ст.6
1.2Роль Федерального бюджета……………………………...ст.6
2.Доходы федерального бюджета……………………………ст.9
2.1Структура доходов…….…………………………………..ст.9
2.2Классификация доходов бюджета………………………..ст.14
2.3Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета
РФ 2011-2013…………………………………………………………..ст.16
2.4Государственный долг и источники финансирования дефицита Федерального бюджета РФ……………………………………………ст.19
Заключение……………………………………………………………..ст.23
Список литературы…………………………………………………….ст.25
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.
Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета. Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Задачи по укреплению доходов бюджетов РФ заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности7.
Доходы бюджета классифицируются:
Формирование доходной части бюджета приобрело в настоящее время в основном налоговый характер.
Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжении органов государственной власти.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.
2.3Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ 2011-2013
Согласно Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г. г. должно быть "проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов".
Ранее в 2000-е годы, в России наблюдался рост экономики, однако, единственной его причиной был высокий уровень цен на сырьевые ресурсы, которые собственно и стали причиной резкого сокращения доходов бюджета в 2008 году, когда уровень цен на нефть упал более чем в два раза. Наряду с прямой причиной возросшего дефицита бюджета в 2008 году, существуют и косвенные причины - это отсутствие роста отраслей, отвечающих за инновацию и модернизацию экономики, то есть те, которые могли бы пополнять не нефтегазовые доходы бюджета.
Выявив такие провалы в структуре доходов бюджета, одной из основных позиций бюджетной политики на 2011-2013 г. г. стала уменьшение зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов, и тем самым, сокращение бюджетного дефицита к 2013 году в два раза по сравнению с 2009 годом.
В целом макроэкономические показатели, на основе которых формируется федеральный бюджет на 2011-2013 г. г., обладают незначительно, но положительной динамикой. Объем ВВП в 2011 году составит 50 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 920 млрд. рублей при темпах роста соответственно 104,2%, 103,9% и 104,5%. Рост ВВП в 2011-2013 г. г. будет значительно ниже, чем в докризисный период (в 2003 - 2008 г. г. он составлял в среднем 107%). В 2011-2013 г. г. прогнозируется последовательное снижение целевого показателя инфляции с 6-7% в 2011 году до 5-6% в 2012 году и 4,5-5,5% в 2013 году.
При расчете проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации исходило из цен на нефть марки "Urals" в 75-79 долларов США за баррель, но все же существуют риски падения цены при нестабильности мировой экономики или же замедление темпов ее роста.
Источник: www.minfin.ru
Рис.2 Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
Частично на снижение дефицита повлияет прекращение действия антикризисных мер поддержки экономики, на которые за все три этапа антикризисной программы было выделено около 9 трлн. руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование. Но все же часть уже начатых мер будет продолжать свое существование, например, поддержка рынка труда, автомобильной промышленности, самолетостроения и другие.
Еще один источник покрытия дефицита - это государственные заимствования, если в 2010 году таковым источников являлся Резервный Фонд, то, начиная с 2011 года, было принято решение о постепенном прекращение использования его как основного источника. Однако увеличение государственных займов влечет за собой и рост расходов бюджета за счет обслуживания этого долга, что при уменьшении дефицита бюджета, будет несколько его увеличивать обратно. Следовательно, необходимо сокращать расходы федерального бюджета РФ, что и видно из диаграммы. При этом будут урезаны некоторые статьи расходов. Но учитывая основные цели, отраженные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ, будут оставлены без изменения или увеличены статьи расходов по следующим направлениям:
· разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций (одним из основных проектов являет построение НТК в Сколково);
· обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
· повышение качества человеческого капитала (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование);
· повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Основные характеристики и структура федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г. г., соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г. г. и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.
Федеральный бюджет 2011-2013 г. сформирован с дефицитом, тому есть множество причин, основными из которых являются снижение налоговой нагрузки с реального сектора экономики, как одна из антикризисных мер, а также увеличение расходных обязательств по целевым статьям. Относительно тенденции развития дефицита федерального бюджета наблюдается постепенное его снижение: с 5,3% ВВП в 2010 до 2,9% ВВП запланированных к 2013 году, при этом значительное изменение номинального показателя происходит только в 2010-2011 г. г., когда дефицит снижается на 557,9 млрд. рублей, а на протяжении трех лет 2011-2013 г. г. дефицит будет примерно на одном уровне.
Таблица 1. Источники покрытия дефицита федерального бюджета
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
|
% к ВВП |
|
% к ВВП |
|
% к ВВП | |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
1814 |
3,60 |
1734,4 |
3,10 |
1795,7 |
2,90 |
За счет средств Резервного фонда |
284,4 |
0,56 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
За счет средств Фонда национального благосостояния |
5 |
0,01 |
7,5 |
0,01 |
10 |
0,02 |
Иные источники |
1524,6 |
3,03 |
1726,9 |
3,09 |
1785,7 |
2,88 |
Государственные ценные бумаги в валюте РФ |
1340,8 |
|
1504,4 |
|
1485,3 |
2,40 |
Государственные ценные бумаги в иностранной валюте |
137,5 |
|
174,4 |
|
176,1 |
0,28 |
Кредиты в иностранной валюте |
-45,4 |
|
-27 |
|
-24,6 |
-0,04 |
Приватизация |
298 |
|
276,1 |
|
309,4 |
0,50 |
Исполнение государственных гарантий РФ |
-65 |
|
-137,8 |
|
-117 |
-0, 19 |
Прочие источники |
-141,3 |
|
-63,2 |
|
-43,4 |
-0,07 |