Федеральный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны.

Содержание

Введение.
1. Принцип построения бюджетной системы РФ.
1.1. Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
1.2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
2. Анализ принципов построения бюджетной системы РФ.
2.1 Анализ современного состояния бюджетной системы.
2.2 Принципы устройства бюджетной системы российской федерации.
3. Направления развития современной бюджетной системы.
4. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года.
5. Основные проблемы и вызовы бюджетной политики.
6. Основные цели и задачи бюджетной политики.
7. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАЧЕТ ФИНАНСЫ.docx

— 79.49 Кб (Скачать файл)

Бюджет  не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.      

Снижение  под воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом.      

Эта вынужденная мера должна реализовываться  совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.       

Отдельная глава полностью посвящена политике в сфере межбюджетных отношений.      

Несмотря  на положительные изменения в  системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.       

Объем принятых на этих уровнях бюджетной  системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.       

Действующая система разграничения расходных  обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных услуг.      

Неоправданно  возросло число субвенций и субсидий, не связанных с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, с  другой - ограничивает самостоятельность  и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.      

Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.      

Причины существования и роста неэффективных  расходов ясны - сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.      

В целях решения проблем в сфере  межбюджетных отношений следует  действовать в следующих направлениях:       

- инвентаризация, анализ финансового обеспечения  и оптимизация публичных обязательств;       

- обеспечение  режима экономного и рационального  использования бюджетных средств,  оптимизация расходов на содержание  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;       

- обеспечение  реструктуризации бюджетной сети  при сохранении качества и  объемов государственных и муниципальных  услуг, разработка критериев качества  предоставления услуг, методик  расчета финансового обеспечения  государственных и муниципальных  заданий, переход от финансирования  бюджетных учреждений к финансированию  предоставления государственных  и муниципальных услуг;      

- при значительном  снижении доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов (более 30 процентов по  сравнению с аналогичным периодом  предыдущего финансового года), что  требует предоставления финансовой  помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов  финансового администрирования,  предусматривающих подписание соглашений  между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также  между органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;       

- создание стимулов  для повышения качества управления  бюджетным процессом на региональном  и местном уровнях, включая  создание системы мониторинга  и оценки качества управления  бюджетным процессом в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях, разработка показателей  оценки качества такого управления;       

- выделение субсидий  субъектам Российской Федерации  исключительно в случаях, когда  они направлены на снижение  значительных различий между  субъектами Российской Федерации  в обеспечении предоставления  отдельных государственных (муниципальных)  услуг, а также на повышение  качества (объема) отдельных государственных  (муниципальных) услуг в целом  по Российской Федерации;      

- переход в  ряде случаев от предоставления  субсидий к конкурсной системе  выделения грантов из федерального  бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации на структурные  преобразования;      

- активное расширение  региональных и местных полномочий  с учетом принципа закрепления  за каждым уровнем власти тех  из них, которые могут быть  наиболее эффективно выполнены  на данном уровне власти;      

- дальнейшее  усиление стимулов для увеличения  собственной доходной базы бюджетов  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, прежде всего  за счет развития и поддержки  малого и среднего предпринимательства.       

Таким образом, проводимая бюджетная политика дает возможность реализовывать на практике принципы организации бюджетной  системы и бюджетного устройства, совершенствовать их для организации  эффективной бюджетной системы.      

Все вышесказанное еще раз доказывает, насколько важна бюджетная система для государства, насколько она влияет на экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.  
 
 
 

4. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

Бюджетная система  в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению  экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Внесены изменения  в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведется плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а  за 2011 год он увеличится более чем  на 9 процентов. В соответствии с  требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильем более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной  войны. В 2011 году получат новое жилье  еще около 40 тысяч ветеранов, которые  встали на учет до 1 января 2011 г.

В 2010 году была принята  и начала реализовываться Программа  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны  отраслевые (ведомственные) планы повышения  эффективности бюджетных расходов.

Началась работа по комплексному реформированию системы  государственных и муниципальных  закупок, которая должна исправить  недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного  завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках  для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы.

Начался переход  на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок  их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.

Сформирована  нормативно-правовая база для повышения  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг, внедрения  государственных и муниципальных  заданий, расширения самостоятельности  и ответственности учреждений за их выполнение.

Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных  правовых актов, необходимых для  исполнения федерального бюджета.

В 2010 году впервые  отчет об исполнении федерального бюджета  был утвержден Федеральным Собранием  Российской Федерации до внесения проекта  федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, что повысило качество его подготовки и рассмотрения. 

I5. Основные проблемы и вызовы бюджетной политики Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено

формирование  условий для модернизации экономики  и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы  страны сохраняются риски, обусловленные  высокой зависимостью экономики  и, соответственно, бюджетных доходов  от внешнеэкономической конъюнктуры.

Система государственного управления во многом функционирует  в ручном режиме, требует постоянной подстройки. Зачастую принимаемые меры недостаточно эффективны,  поскольку  в силу оперативных изменений не до конца прорабатываются механизмы их применения. Это касается, к примеру, сложностей с применением новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации (повышенная амортизационная премия, дополнительный коэффициент к затратам на НИОКР).

По-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и  образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.

К таким барьерам, в частности, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и  проблемы управления интеллектуальной собственностью.

Отрицательные финансовые последствия глобального  экономического кризиса не позволили  сбалансировать принятое решение о  повышении с 1 января 2011 г. суммарной  ставки страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды с 26 до 34 процентов  мерами по частичной компенсации  возросшей финансовой нагрузки на работодателей, что оказало негативное влияние  на перспективы экономического роста.

Проблема была несколько смягчена за счет предоставления права уплаты страховых взносов  по пониженным тарифам ряду категорий  организаций. Но эти меры имеют фрагментарный  характер, в то время как проблема требует системного решения.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ