Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка участия федерального бюджета в финансировании инноваций. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать инструменты и условия бюджетного финансирования инноваций;
- определить объекты и формы бюджетного финансирования;
- рассмотреть федеральные целевые программы как основной инструмент реализации инновационной политики государства;
- охарактеризовать и оценить выполнение федеральных целевых программ, на примере Федеральной космической программы России на 2006- 2015 годы.

Содержание

Введение
1. Участие федерального бюджета в финансировании инноваций
1.1 Характеристика федерального бюджета в рамках государственной инновационной политики
1.2 Объекты бюджетного финансирования
1.3 Бюджетные ассигнования как основная форма бюджетного финансирования инноваций
2. Механизм бюджетного финансирования инноваций
2.1 Федеральные целевые программы и порядок их реализации
2.2 Федеральные целевые программы в области развития высоких технологий
3. Характеристика и анализ Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 101.05 Кб (Скачать файл)

Таблица 2  - Объемы бюджетных  ассигнований  на НИОКР

Выделение бюджетных средств  ныне осуществляется при соблюдении ряда условий:

- федеральные целевые инновационные программы и перспективные инновационные проекты финансируются на конкурсной основе (рассматриваются бизнес-план, техническое задание, календарный план выполнения работ и т.д.; решение также зависит и от того, какой материальной и организационной базой располагает предприятие, какова кадровая обеспеченность, основные экономические показатели и возможности научной деятельности). К инновационным программам, получающим государственную финансовую поддержку, предъявляются достаточно жесткие требования. Так, право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% общей суммы) из собственных средств компании; срок окупаемости, как правило, не должен превышать два года. Инновационные программы, прошедшие конкурсный отбор, получают государственное финансирование из средств федерального бюджета (на возвратной основе) либо на условиях передачи части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность.

- инновационные программы, выставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Как показывает таблица 3, бюджетные  ассигнования федерального бюджета распределяются по ведомствам

Виды агентов

Российская академия наук

Академии наук

Министерство экономического развития и торговли РФ

Министерство промышленности и энергетики РФ

Министерство информационных технологий и связи РФ

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по науке и инновациям


 Таблица 3 - Распределение ассигнований на гражданские НИОКР по министерствам и агентам

Приложение № 3 к письму Министерства финансов РФ от 2 августа 2010 года № 16-01-05/53, Методические указания по распределению бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств  федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов

Между тем в целях совершенствования  государственного финансирования науки  представляется важным преодоление  ведомственной разобщенности. Сегодня  программная часть ассигнований в науку формируется в Министерстве экономического развития и торговли РФ, а внепрограммная часть - через  Министерство финансов РФ. В свою очередь, на Министерство образования и науки  РФ возложена разработка, совместно  с Российской академией наук, предложений  в отношении бюджетного финансирования фундаментальной науки.

Государственные фонды поддержки  научной, научно-технической, инновационной  деятельности в свою очередь передают гранты научным и научно-педагогическим работникам, другим физическим лицам, а также научным организациям, образовательным учреждениям высшего  профессионального образования, другим юридическим лицам.

Теперь, когда процесс  и формы бюджетного финансирования инноваций определен, а также  установлены его объекты и  субъекты и определены условия получения  бюджетных ассигнований, важно рассмотреть  на каких основаниях и с помощью  какого механизма происходит реализация денежных средств федерального бюджета.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

2.1 Федеральные  целевые программы и порядок  их реализации.

В проекте документа «Основы  политики Российской Федерации в  области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», опубликованного 04.08.2012 выделяются два  этапа решения задач для достижения стратегической цели государственной  политики - выход России к 2020 году на мировой уровень исследований и  разработок и освоение в Россией  шестого технологического уклада.

На первом этапе (2011 – 2015 гг.) основные усилия сосредоточиваются  на повышении эффективности государственного участия в развитии науки и  технологий и активизации государством инновационных процессов. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до уровня не менее 1,5 %.

На втором этапе (2016 – 2020 гг.) приоритет отдается направлениям деятельности по решению задачи обеспечения  рациональной интеграции отечественной  науки и технологий в мировую  инновационную систему и стимулирование коммерческого финансирования инноваций.

Непосредственным инструментом осуществления вышеназванных целей  выступает широкий перечень научно-технических  программ. Федеральная целевая программа - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научных исследований и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального  и культурного развития Российской Федерации.

Программные средства управления инновационными проектами по существу базируются на комплексе взаимосвязанных  по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение важнейших научно-технических  проблем по приоритетным направлениям.

С точки зрения организации  бюджетного процесса именно целевые  программы как основная форма  реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых  относятся:

- четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности;

- сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора;

- объединение отдельных мероприятий и достижение мультипликативного эффекта, выраженного в развитии исследовательской, конструкторской, внедренческой и производственной деятельности;

- консолидация ресурсов, позволяющая более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития страны и отраслей, повысить степень координации и качество управления программой, что особенно важно в случае осуществления долгосрочных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сферы экономики.

Бюджетный кодекс России определяет порядок формирования и реализации долгосрочных целевых программ. Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые  за счет средств федерального бюджета  утверждаются Правительством РФ. Правительство  РФ также определяет сроки реализации и порядок принятия решений о  разработке долгосрочных целевых программ.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых  программ утверждается решением о бюджете  в составе ведомственной структуры  расходов бюджета по соответствующей  каждой программе целевой статье расходов бюджета.

Федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная  с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством РФ не позднее  одного месяца до дня внесения проекта  решения о соответствующем бюджете  в представительный орган.

Реализация мер программно-целевого регулирования предполагает решение  существующих проблем в различных  отраслях российской экономики, в том  числе и в области высокотехнологичного. Наукоемкого производства.

 

2.2 Федеральные  целевые программы в области  развития высоких технологий

В рамках пакета федеральных  целевых программ представлен блок целевых научно-технических программ. На их реализацию в 2013г. будет выделено 323045,5692 млн. руб. (см. приложение 1). Включенные в эти программы мероприятия охватывают основные направления развития науки, технологий и высокотехнологичных отраслей промышленности, включая военно-промышленный комплекс. В таблице 4 представлены цели реализации федеральных целевых программ для развития высокотехнологичного сектора экономики. Из таблицы мы видим, что главным направлением в развитии является разработка новых технологий, соответствующих мировому уровню и позволяющих России войти в число технически-передовых стран, а также создание соответствующей инфраструктуры.

Таблица 4 - Федеральные целевые программы для развития высокотехнологичного сектора

Наименование программы

Направление реализации

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического потенциала для  реализации приоритетных направлений  развития нуаки, техники и технологий РФ на 2007-2013 гг.

Развитие научно-технического комплекса России

Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов  и на перспективу до 2020 г.

Разработка ядерных энерготехнологий нового поколения

Развитие гражданской  авиационной техники России на период до 2015г.

Модернизация существующих и создание новых конкурентноспособных образцов авиационной техники на период до 2015г.

Федеральная космическая  программа на период до 2015г.

Развитие ракетно-космической  промышленности России на 2006-2015 гг.

Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 гг

Развитие информационного  пространства РФ

Поддержание, развитие и  использование системы ГЛОНАСС  на 2012 - 2020 гг.

Расширение внедрения  отечественных спутниковых навигационных  технологий и услуг с использованием системы ГЛОНАСС

Развитие электронной  компонентной базы радиоэлектронники  на 2008-2015 гг.

Разработка новых технологий производства и модернизации предприятий  радиоэлектронного комплекса.

Развитие гражданской  морской техники на 2009-2016 гг.

Разработка новых технологий в судостроении и модернизации экспериментальной  базы.

Развитие российских космодромов  на 2006 - 2015 гг.

Создание полнофункциональной  наземной инфраструктуры для обеспечения  запусков ракет космического и оборонного назначения и постоянного присутствия  РФ в космосе и проведения ею независимой  космической политики.

Развитие фармацевтической и медицинской промышленности России на период до 2020г.

Переход фармацевтической и  медицинской промышленности на инновационную  модель развития.




 

Возникновение федеральных  целевых программ обуславливается наличием проблем в том или ином производственном или социально-экономическом секторе. Так, например, причиной возникновения программы развития фармацевтической и медицинской промышленности является отставание отечественных производителей в рыночной конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, но и производителям из Китая и Индии.

Проблемой может являться не только отставание в развитии технологий и производства, но и поддержание  ускоренного развития в целях  повышения конкурентоспособности и удержания позиций.

Бюджеты, выделяемые на финансирование каждой федеральной целевой программы, разные. В ниже представленной таблице указаны данные по объемам бюджетного финансирования по направлению НИОКР (10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета):

Таблица 5 – Ранжирование программ по объемам бюджетного финансирования по направлению НИОКР (10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета)

По каждой долгосрочной целевой  программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации, и представляются  отчеты в Минэкономразвития России об итогах выполнения ФЦП, ГП и Федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденной Минэкономразвития России 13 января 2012 г. (далее – ФАИП), за 2012 год для последующей подготовки сводного доклада к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РОССИИ на 2006-2015 годы

Дата принятия решения  о разработке Программы - 3 апреля 2003 г. (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 11)

Основной целью Федеральной космической программы России является удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах на основе: расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Российской Федерацией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны, а также расширения международного сотрудничества в области космической деятельности, и выполнения международных обязательств Российской Федерации в этой области.

Основные задачи Программы: 

- развитие, восполнение и поддержание орбитальной группировки космических аппаратов в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны (связь, телевещание, ретрансляция, дистанционное зондирование Земли, гидрометеорология, экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, фундаментальные космические исследования, космические микрогравитационные исследования);

Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций