Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка участия федерального бюджета в финансировании инноваций. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать инструменты и условия бюджетного финансирования инноваций;
- определить объекты и формы бюджетного финансирования;
- рассмотреть федеральные целевые программы как основной инструмент реализации инновационной политики государства;
- охарактеризовать и оценить выполнение федеральных целевых программ, на примере Федеральной космической программы России на 2006- 2015 годы.

Содержание

Введение
1. Участие федерального бюджета в финансировании инноваций
1.1 Характеристика федерального бюджета в рамках государственной инновационной политики
1.2 Объекты бюджетного финансирования
1.3 Бюджетные ассигнования как основная форма бюджетного финансирования инноваций
2. Механизм бюджетного финансирования инноваций
2.1 Федеральные целевые программы и порядок их реализации
2.2 Федеральные целевые программы в области развития высоких технологий
3. Характеристика и анализ Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 101.05 Кб (Скачать файл)

- создание, развертывание и эксплуатация элементов российского сегмента международной космической станции для проведения фундаментальных и прикладных исследований, реализация долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском сегменте международной космической станции;

- обеспечение функционирования российского сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания  КОСПАС – САРСАТ;

- создание перспективных средств выведения космических аппаратов;

- поддержание объектов космодрома Байконур и их развитие;

- обеспечение создания изделий ракетно-космической техники с характеристиками мирового уровня

Государственным заказчиком программы является Роскосмос.

Приоритетными направлениями  космической деятельности, способствующими  достижению стратегических целей, являются:

- мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли;

- обеспечение спутниковой связи и вещания на всей территории Российской Федерации, в том числе удовлетворение государственных

- нужд в доведении до населения социально-ориентированного блока радиотелевизионных программ, обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, обеспечение связи в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в интересах обороны, безопасности страны и охраны правопорядка;

- обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления геофизической, в том числе гидрометеорологической информацией;

- реализация космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей;

- обеспечение равноправного участия Российской Федерации в международных космических программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этих программ (проектов);

- осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач;

- отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ.

Мероприятия, финансируемые  за счет бюджетных средств, включают работы, по следующим разделам:

раздел I – «Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы»;

раздел II – «Закупки  серийной  космической  техники  для поддержания  функционирования группировки космических  аппаратов в требуемом составе, обеспечения выполнения опытно-конструкторских  работ, а также для управления космическими аппаратами, принятыми  в эксплуатацию»;

раздел III – «Поддержание объектов наземной космической инфраструктуры»;

раздел IV – «Государственные капитальные вложения на реконструкцию, техническое переоснащение промышленных предприятий и развитие объектов наземной космической инфраструктуры».

Сроки и этапы реализации  Программы – 2006 – 2015 годы

Результаты выполнения основных этапов программы на первом этапе (период до 2010 года), следующие:

2006 год - Проведены запуски 2-х пилотируемых кораблей “Союз-ТМА” и 3-х грузовых кораблей “Прогресс”. Проведены запуски КА “Ресурс-ДК” и МКА “Компас-2”. Завершена наземная экспериментальная отработка МКА “Стерх”. Проведены летные испытания и введены в опытную эксплуатацию КА “Ресурс-ДК” и КА “Монитор-Э”. Обеспечено поддержание в работоспособном и технически исправном состоянии технологических и обеспечивающих объектов космодрома Байконур.

 2007 год - Запуски КА №1 гидрометеорологической системы "Электро", КА №1 оперативного мониторинга чрезвычайных ситуаций "Канопус-В" и КА для наблюдения солнца "Коронас-ФОТОН". Изготовление ракет-носителей "Союз-ФГ" для запуска грузовых транспортных кораблей "Прогресс-М" и пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМ" ракет-носителей для запуска КА "Экспресс-АМ33, АМ-44". Будут продолжены работы по созданию командной измерительной системы (ОКР "Клен"). Выполнение работ по созданию и техническому обслуживанию объектов космической инфраструктуры космодрома "Байконур".

2008-2010 годы - Запуск КА "Спектр-Р" и "Стерх". Изготовление 4-х РН "Союз-ФГ" и РН "Рокот". Изготовление универсальной космической платформы для КА "Метеор-М". Обеспечение готовности к летным испытаниям КА "Луч-5А", "Луч-5Б". Запуск КА "Экспресс-АМ4". Запуск КА "Ресурс-П" №1 космической системы на основе электронного космического комплекса исследования природных ресурсов Земли. Начало эксплуатации космической системы (в составе 2-х КА) на основе геостационарного метеорологического комплекса. Проводятся работы по развертыванию МКС. Прием в эксплуатацию РН "Союз-2", модернизация РН "Космос-3М". Выполнение работ по модернизации объектов космодрома "Байконур" и наземной экспериментальной базы.

- космических комплексов технологического назначения в составе 1 космического аппарата и одиночных космических аппаратов с малым сроком активного существования

 На II этапе - период до 2015 года, уже выполнено следующее:

2012 год - Продолжение модернизации существующих технических комплексов космических аппаратов (КА) научного и социально-экономического назначения, закупки серийной космической техники для поддержания функционирования группировки КА в необходимом составе, обеспечения выполнения опытно-конструкторских работ, а также управления космическими аппаратами, принятыми в эксплуатацию. Поддержка содержания и технического обслуживания объектов космической инфраструктуры космодрома Байконур. Проведение запусков, выполнение программы научно-прикладных исследований и экспериментов в рамках работ по Международной космической станции. Запуски КА: космической системы ретрансляции «Луч-5Б»; оперативного мониторинга чрезвычайных ситуаций «Канопус-В» № 1; «Экспресс-АМ 5» космических комплексов системы фиксированной связи, подвижной президентской связи и телерадиовещания.

2013 год - Планируется реконструкция и техническое переоснащение промышленных предприятий и развитие объектов наземной космической инфраструктуры. Закупка серийной космической техники для поддержания функционирования группировки КА, управление КА, принятыми в эксплуатацию, а также выполнения опытно-конструкторских работ. Выполнение работ по Международной космической станции, проведение запусков пилотируемых КА, КА космических средств связи, вещания и ретрансляции, дистанционного зондирования Земли. http://www.programs-gov.ru/

В результате анализа запланированных  мероприятий, были выявлены следующие  задержки в исполнении: ряд намечавшихся запусков запланированных на 2011 был отложен. На 2012 год перешел запуск КА «Канопус-В» №1 в связи с необходимостью доработки целевой аппаратуры отечественного производства и математического обеспечения системы ориентации производства британской компании SSTL, а также запуск КА «Ресурс-П» №1 в связи с задержкой поставки оптико-электронной съемочной системы «Геотон-Л1» (решение Совета главных конструкторов от 6 сентября 2011 г.).

На неопределенный срок были отложены запланированные на 2011 год запуски пяти КА «Гонец-М» в связи с неготовностью РН «Рокот» после неудачного запуска 1 февраля 2011 г. КА «Гео-ИК-2».

Основные трудности реализации ФКП-2015 как прогрессивной программы  с инновационными проектами в  ее составе состоят в следующем. Существующие на настоящий момент возможности  РКП, обусловленные моральным и  физическим старением производственно-технологической  базы, потерей в 1990-х годах высококвалифицированного кадрового потенциала отрасли, не обеспечивают в полном объеме реализацию целей  и решение задач программы.

На практике это проявляется: в задержках по изготовлению бортовых специальных комплексов КА с мировым  уровнем качества и, как следствие, в переносах запусков космических  аппаратов (доля КА с характеристиками мирового уровня в составе российской орбитальной группировки составляет 86%); в вынужденной аренде услуг  и закупках космических средств  и комплектующих иностранного производства (порой не лучшего качества) для  отечественной РКТ; в аварийных пусках средств выведения и запусках КА; в увеличении сроков и затрат на создание РКТ; в неполном удовлетворении потребностей социально-экономической сферы в космических услугах.

 http://www.space-ins.ru/index.php/results/270--2011---.html

Бюджетные назначения, предусмотренные  федеральным бюджетом и фактически произведенные финансовые вложения, по направлению НИОКР на Федеральную космическую программу России, млн.руб., представлены ниже:

Наименование

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Бюджетные назначения по направлению "НИОКР", (млн рублей)

предусмотренные федеральным бюджетом

16612,0000

16965,0000

19614,0000

41513,2000

45823,5000

52482,9000

66031,1000

Профинансировано  по направлению НИОКР (данные федерального казначейства), (млн рублей), фактическое финансирование

16612,0000

16965,0000

19614,0000

41513,1200

45823,5000

51980,0477

66024,1575


 

Таблица 6  - Бюджетные назначения, предусмотренные федеральным бюджетом по направлению НИОКР и фактически произведенных, 2006 -  2012 гг.

Как видно из таблицы, бюджетные назначения, предусмотренные федеральным бюджетом  и фактически произведенные финансовые вложения совпадают, за исключением 2011 года, в котором недофинансирование составило 502 000. 8253, и 2012  года, в  котором недофинансирование составило 6 000. 425 руб.

Вклад Федеральной космической  программы в достижении целей  и задач научно технического прогресса  РФ огромен, так как основой космической деятельности являются отечественные космические средства, создавая и развивая которые, Россия ускоряет процесс становления рыночной экономики, обеспечивает эффективное развитие научной, технической и социальной сфер, укрепляет обороноспособность. Обобщенный экономический эффект в результате реализации программы составит более 600 млрд. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании инновационной  стратегии Правительство РФ разрабатывает  государственную инновационную  программу, которая является составной  частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную  программу на основании конкурсного  отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие  в конкурсном отборе инновационные  проекты подлежат обязательной государственной  научно-технической и экологической  экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая  и экологическая эффективность. По результатам экспертизы принимается  решение о предоставлении бюджетных  ассигнований.

Непосредственным механизмом осуществления бюджетных финансовых вложений выступает федеральная  целевая программа. Сущностью федеральных  целевых программ является консолидация и программно-целевое использование  финансовых ресурсов. Наряду с региональными  и внебюджетными фондами федеральный  бюджет является главным источником финансирования ФЦП, что объясняется  необходимыми крупными финансовыми  вложениями и законодательным запрещением  финансирования и софинансирования регионами собственности другого уровня.

В настоящий момент действуют 11 федеральных целевых программ в области развития высоких технологий, направленных на достижение как и стратегических государственных целей, так и на повышение социально-экономического уровня.

В 3 главе подробно была подробно описана и охарактеризована одна из 11 федеральных целевых программ в области развития высоких технологий -

Федеральная космическая  программа России на 2006  - 2015 года.

Была раскрыта цель и основные задачи, стоящие перед исполнителями  данной программы, а также указаны  этапы реализации и мероприятия, запланированные в рамках каждого  этапа.

 Согласно результатам,  представленным на сайте Федеральных  целевых программ, мероприятия, запланированные  в рамках программы, в основном, выполняются в срок, но существуют  и некоторые задержки в запусках  космических аппаратов, что связано  с моральным и физическим старением производственно-технологической базы, потерей в 1990-х годах высококвалифицированного кадрового потенциала отрасли, не обеспечивающего в полном объеме реализацию целей и решение задач программы.

Информация о работе Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций