Финаносовое планирование деятельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы финансового планирования коммерческого банка на основе анализа теоретического материала, обоснование роли и значения финансового планирования в системе управления банком, состава и назначения финансовых планов.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
1.1Рассмотреть необходимость содержания и задачи финансового планирования в коммерческом банке.
2.1Выявить основные финансовые планы, разрабатываемые и исполняемые в коммерческом банке.
3.1Проанализировать методику анализа доходов в коммерческом банке. 4.2Исследовать методику анализа планирования расходов в коммерческом банке.
5. Исследовать методику планирования прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

vvedenie (1).docx

— 221.86 Кб (Скачать файл)

          В завершающей  части финансового плана обычно  присутствует анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнять своевременные свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

          Необходимо  иметь в виду, что сумма собственного  и заемного капитала банка  должна быть достаточной для  покрытия отрицательной величины  денежных средств в любой период  времени, рассматриваемого в плане.

          Каждая  из альтернативных схем финансирования  тщательно просчитывается и оценивается  по последствиям ее использования. В плане учитываются показатели финансового состояния банка.

          Показатели финансового состояния фирмы характеризуют эффективность оперативной деятельности банка в ходе реализации намеченного:

          1) прибыльность;

         2) рентабельность капитала банка;

          3)1показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости банка).

 

В зависимости от срока, на который составляется план, принято различать (см. табл.1 ):          

                                      Виды планов и их особенности

Вид финансового плана

По содержанию

Срок, на который составлен финансовый план

Краткосрочный

Оперативное

1 год

Среднесрочный

Тактическое

1–3 года

Долгосрочный

Стратегическое

свыше 3 лет




 

 

 

 

 

 

  Долгосрочный план обычно охватывает длительные периоды времени свыше 3 лет, а иногда и более. Такие планы призваны определять долговременную стратегию коммерческого банка.

Долгосрочное планирование основывается преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствует оценке состояния объекта в будущем.                   

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов, основывается на них и служит обеспечению их выполнения. Разрабатываются среднесрочные планы на период от 1 до 3 лет.  Краткосрочные планы разрабатываются обычно сроком до одного года. Включают годовые, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточные планы. Наибольшую популярность сегодня получили планы, разрабатываемые на годовой период – текущие планы. Планы сроком действия до 1 года обычно относятся к категории оперативных планов.[4. c 126]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика анализа организации финансового      планирования в коммерческом банке

2.1 Методика анализа и планирование доходов коммерческого банка.

Доходы – это денежные поступления от производственной и непроизводственной деятельности. Коммерческий банк, как и любое другое коммерческое предприятие, может получать доходы от основной и побочной деятельности, а также случайные доходы, относящиеся к категории прочих. Соответственно, источником доходов банка является, его основная и побочная деятельность. Основной деятельностью банка считается совершение банковских операций и оказания банковских услуг клиентам. Вся  прочая деятельность банка приносящая доход, считается побочной. Источники доходов можно разделить на стабильные и нестабильные. Относительно стабильным источником доходов является оказание различных услуг клиентам. Не стабильными являются, как правило, доходы от операции на финансовых рынках, а также доходы от побочной деятельности банка и случайные доходы. Получаемые банком доходы должны покрывать его расходы и создавать прибыль. Часть доходов банка направляется на создание резервов для покрытия потенциальных рисков. Банк должен обеспечить не только достаточность объема доходов для покрытия своих расходов, но и ритмичность их поступления. Иными словами, поток доходов должен быть распределен во времени в соответствии с периодичностью произведения банком расходов. Совокупность всех доходов банка в отчетном периоде называется валовым доходом.(см.рис.4)      Рассчитывается валовый доход с помощью формулы;

С+lg+G+NX, где:       (2.1.1)     С - показатель потребительских расходов;        lg - сумма инвестиций компании;            G - закупки товаров;            NX - чистый экспорт.      

Рис.4. Схема Валового дохода       К началу 21-го века, коммерческий банк, способен предложить клиенту широкий спектр банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранить клиентов и оставаться доходным даже при весьма неблагоприятной рыночной конъюнктуре. Но далеко не все банковские операции повседневно используется в практике коммерческого банковского учреждения. [5. c.180]        Для увеличение доходности коммерческому банку необходимо, рационально использовать свои средства. При этом, экономию  можно достичь не только по средствам сокращения отдельных заранее известных элементов расходов, но и посредством совершенствования организационных структур, улучшения их производительной деятельности. Известно также, что посредством совершенствования процесса кредитования, самой технологии выдачи и погашения кредита можно также получить боле высокий положительный результат.        Особое место среди существующих теоретических и практических проблем банковской деятельности занимает проблема управления банковской доходностью. Ее сущность состоит в эффективном функционировании коммерческого банка в условиях неопределенности и неполноты информации, размещение всех доступных для инвестирования средств должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить максимальную доходность при его оптимальной ликвидности с учетом внутренних и внешних ограничений.                   Источниками доходов коммерческого банка являются различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса можно отнести: ссудный бизнес, дисконт-бизнес, гарантийную деятельность банка, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на приеме вкладов и осуществлении операций по поручению вкладчиков, на корреспондентских отношениях с другими банками, на оказании нетрадиционных банковских услуг. Ссудный бизнес включает два составных элемента: предоставление ссуд клиентам (юридическим и физическим лицам) и передача во временное пользование свободных ресурсов другим коммерческим банкам за процентное вознаграждение. Вторая часть ссудного бизнеса может иметь форму межбанковского кредита или срочного депозита в другом банке.  Условием развития ссудного бизнеса в виде продажи свободных ресурсов является наличие линий оперативной связи между кредитными учреждениями, появление надежных посредников, специализирующихся па перераспределении ресурсов на банковском рынке, а также грамотное управление корреспондентским счетом. Доход от ссудного бизнеса выступает в форме процента.[6. c 43]         Дисконт-бизнес основан на операциях по покупке банком неоплаченных векселей, чеков и требований с определенной скидкой-дисконтом. Разновидностью дисконт-бизнеса являются факторинговые операции банка. Последние могут быть двух видов: с правом регресса(с оборотом) и без права регресса (без оборота). В первом случае банк имеет право взыскать не погашенное плательщиком обязательство с получателя средств (поставщика). Во втором случае такого права у банка нет и он поэтому рискует больше, требуя и более солидное вознаграждение. Вознаграждение банка за факторинговую операцию уменьшает доход поставщика от проданной продукции, представляет скидку с её стоимости. Технология факторинговой  операции заключается в том, что банк оплачивает с корреспондентского счёта приобретаемое неоплаченное требование и относит сумму оплаты на счёт «Расчёты банка по факторинговым и форфейтинговым операциям» .        Бизнес с ценными бумагами складывается из таких составных элементов, как выпуск самим банком ценных бумаг и реализация их на рынке,  размещение ценных бумаг по поручению, вложения в ценные бумаги других  элементов с целью получения постоянного дохода или для перепродажи, оказание услуг  по приватизации. Доход  банка от  рассматриваемого вида коммерции складывается из курсовой разницы при продаже ценных бумаг, дивидендов, процентного дохода по долговым обязательствам, дохода от перепродажи ценных бумаг (спекулятивный доход), полученного комиссионного вознаграждения за услуги по приватизации, за размещение ценных бумаг. В связи с регулярной переоценкой пакета ценных бумаг доход банка формируется также за счёт положительных разниц  этих переоценки.       Гарантийная деятельность банка дает доход в прямой денежной форме или связана с опосредованной выгодой. За выдачу в разных формах гарантий и поручительств своим клиентам для осуществления ими расчетов и получения кредита банк может получать комиссионное вознаграждение в денежной форме. Возможна и бесплатная гарантийная деятельность, когда клиент выгоден для банка с точки зрения поддержания имиджа, получения выгодных услуг и т.д.           Бизнес, связанный с привлечением вкладов и осуществлением операций по поручению вкладчиков, дает возможность получать доход в следующих формах:           а) комиссионное вознаграждение за:       - открытие счета;           - ведение счета;           б) фиксированная комиссия за период (в денежных единицах);   в) комиссия с оборота (% от оборота) за:       - предоставление выписок об операциях по счету;     - закрытие счета; осуществление операций по выдаче наличных денег или расчетного характера.          Доходы банка могут складываться из всех или части перечисленных форм вознаграждений.          Источником дохода могут являться корреспондентские отношения, когда банк получает процент от кредитового сальдо на корсчете в другом банке или банковском объединении. Доход зависит от уровня процентной ставки, порядка начисления процента, размера и длительности кредитового сальдо.             Доход от нетрадиционных услуг банка складывается из дохода от лизинговых, информационных, консультационных услуг, услуг по обмену валюты, обучению клиентов и других. Доходы от лизинговых операций включают лизинговые платежи, процентные платежи и комиссию за услуги.  Доходы неординарного(непредвиденного) характера связаны с разовыми сделками по реализации имущества банка. Доход образуется в случае превышения рыночной цены над балансовой оценкой, в противном случае операции связаны с расходом, который образует прямой убыток банка.            Все виды доходов коммерческого банка по форме можно разделить : 1) Операционные доходы(занимают наибольшую долю в структуре доходов коммерческого банка);         а) процентные доходы(70-80% всех доходов банка);    б) комиссионные доходы;         в) от финансовых операций;        г) прочие операционные доходы;       2. Доходы от прочей (побочной) деятельности;     3. Прочие доходы.     

Рис.2. Доход от нетрадиционных услуг банка

Процентный доход может сочетаться с комиссией, например, при кредитных и факторинговых операциях банк может получать одновременно процентные платежи и комиссию. Комиссии за разные услуги могут объединяться, например, комиссионные за организацию займа или размещение облигаций могут включать плату за консультирование, при этом последняя будет получена банком только в том случае, если сделка состоится.            Ссудный процент является своеобразной ценой ссужаемой во временное пользование стоимости. Классификация видов ссудного процента основывается:            1) на формах кредита (коммерческий процент, банковский, потребительский и т.д.);           2)   на видах кредитных учреждений (учетный процент центрального банка, банковский, ломбардный);         3)   на сроках ссуд (по ссудам краткосрочным или ставки денежного рынка, по долгосрочным ссудам или ставки по облигационным займам);   4) на видах ссуд (процент по ссудам в оборотные средства по овердрафту, по учету векселей, по целевым ссудам и т.д.);      5) на видах операций (процент по ссудам, по межбанковским кредитам, депозитный);            6) способу начисления (простые и сложные проценты, обыкновенные и точные и т.д.).           Независимо от вида договорный ссудный процент формируется на основе цены кредитных ресурсов и маржи, необходимой для данного коммерческого банка. При этом цена кредитных ресурсов должна учитываться не рыночная (цена привлечения ресурсов), а реальная. Отклонение реальной цены ресурсов от рыночной происходит под влиянием нормы обязательных резервов, порядка отнесения процентного расхода банка на себестоимость и действующей системы налогообложения. Достаточная для банка процентная маржа должна покрывать общебанковские издержки и создавать прибыль. Кроме того, договорный процент должен учитывать темпы инфляции и банковские риски. Многообразие банковских операций приносит банку различный спектр доходов:          1) в виде процентов от размещения от своего имени и за свой счет привлеченных банком денежных средств клиентов;      2) от открытия и ведения банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов и осуществления расчетов по их поручению;    3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;       4)  от операций с иностранной валютой в наличной и безналичной формах;              5) от операций с драгоценными металлами;       6) от операций с валютными ценностями, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже валюты за счет и по поручению клиентов;         7) от операций по предоставлению банковских гарантий, обязательств, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;            8) от размещения резервов Федерального казначейства РФ и его территориальных органов (кроме случаев, когда указанные действия совершаются ЦБ РФ и его территориальными органами);      9) от приобретения права требования исполнения обязательств в денежной форме;            10) от доверительного управления денежными средствами или иным имуществом по договорам с клиентами, включая депозитарное обслуживание;             11) от операций с ценными бумагами;        12) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений и сейфов для хранения документов и ценностей;     13) в виде средств, полученных от клиентов в возмещение услуг связи;  14) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), ранее списанным на убытки банка, либо списанным за счет созданных резервов (при поступлении средств от должника), ранее сформированных банком для покрытия возможных потерь по сомнительной задолженности;           15) доходы ,полученные вследствие изменения правил бухгалтерского учёта(непредвиденные доходы).[7. c 216]        Доходы от услуг во всех перечисленных операциях должны возмещать издержки банка, покрывать риски и создавать прибыль. Другой общей чертой всех форм дохода является их ценностной характер. Цена на банковском рынке, как и на любом другом, формируется под влиянием спроса и предложения. В то же время каждая из форм дохода имеет специфику.   Комиссия является вознаграждением за банковские операции (услуги). В основе определения ее размера лежит себестоимость услуги и необходимая прибыль. Но в зависимости от спроса и предложения на рынке данного вида банковских услуг комиссия (тариф) может быть выше и ниже себестоимости. Регулярный контроль за фактической себестоимостью услуг и отклонением этой себестоимости от рыночной цены способствует решению вопроса о мероприятиях по снижению себестоимости услуг, по направлению развития услуг и т.д.            Источники дохода делятся на стабильные и нестабильные. К относительно стабильным источникам дохода относят процентный доход и беспроцентный доход от банковских услуг, нестабильным – доходы от операций с ценными бумагами на вторичном рынке, от непредвиденных (неординарных) операций. Желательным направлением развития банка является рост доходов за счет стабильных источников, отсутствия значительного влияния нестабильных источников дохода на рост чистой прибыли.  По одной операции банк может получать несколько видов дохода. 
 Также доходы коммерческого банка можно классифицировать на процентные и непроцентные доходы.         В основе классификации доходов может лежать принятая система учёта. В соответствии с действующим планом счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях в седьмом разделе к 706-му(текущий год) и 707-му(прошлый год) балансовым счётам первого порядка открывается по пять счетов второго порядка. В основе выделения этих счетов лежит природа дохода, определяемая характером операции или видом инструмента  денежного рынка. В соответствии с такой системой учёта доходов,  можно выделить следующие  их виды:     1) доходы(70601);          2) доходы от переоценки ценных бумаг(70602);     3) положительная переоценка средств в иностранной валюте(70603);  4) положительная переоценка драгоценных  металлов(70604);   5) доходы от применения встроенных производных инструментов, не отделяемых от основного договора(70605).      К каждому балансовому счёту второго порядка открываются счета аналитического учёта, которые позволяют выделить доходы по видам контрагентов(плательщиков), по форме, по степени стабильности. В зависимости от периода, к  которому  относится получение доходов, они делятся на финансовый результат текущего года и финансовый результат прошлого  года.            Таким образом целью структурного анализа доходов является выявление основных видов доходов и источников прибыли для оценки их надёжности и возможности сохранения в будущем. Надёжность зависит от формы дохода, вида банковской операций, степени стабильности источника прибыли. Оптимальной структурой доходов банка является преобладание процентного и комиссионного доходов. Однако в условиях нарастания темпов инфляции банк должен стремиться к относительному сокращению доли процентного дохода, сопряженного с процентным риском. Напротив, желательно повышение доли комиссионных доходов от банковских услуг до такой степени, чтобы около 30%  чистого дохода формировалось за счёт этого источника. Поэтому для получения максимального дохода банк разрабатывает и придерживается определённых методов управления доходностью.[8. c 96]           Основной целью функционирования коммерческого банка является получение максимальной прибыли при допустимом уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса. Поэтому в управлении доходностью банка принимают участие различные его подразделения: руководящие органы, департаменты, отделы. К их числу относятся, во-первых, функциональные подразделения, т.е.  управления и отделы, прямо участвующие в проведении активных и пассивных операций банка. В их функции по управлению доходностью входит оценка и анализ рентабельности создаваемых продуктов, контроль за сделками, предоставление информации в сводные аналитические управления.   Во-вторых, к числу подразделений кредитной организации, участвующих в управлении доходностью относится казначейство банка, в функции которого входят составление плана доходов и расходов банка, анализ и оценка уровня доходности.      Третьим подразделением банка, является бухгалтерия, которая обеспечивает аналитические службы необходимой информацией. И ,наконец, четвёртое подразделение- службы внутреннего контроля, в функции которого входит контроль за правильностью формирования и использования доходности.            На размер доходности банка влияет множество факторов: структура привлеченных ресурсов и политика в области установления депозитных ставок, основные направления вложения ресурсов, их рискованность, уровень маржи, принятая в банке стратегия поддержания ликвидности, рентабельность банковских операций, эффективность работы подразделений банка и др.            Понятие доходности коммерческого банка отражает положительный совокупный результат деятельности банка во всех сферах его хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности. За счет доходов банка покрываются все его операционные расходы, включая административно-управленческие, формируется прибыль банка, размер которой определяет уровень дивидендов, увеличение собственных средств и развитие пассивных и активных операций. Доходность банка является результатом оптимальной структуры его баланса как в части активов, так и пассивов, целевой направленности в деятельности банковского персонала в этом направлении. Другими важными условиями обеспечения доходности банка является рационализация структуры расходов и доходов, расчеты процентной маржи и выявление тенденций в доходности ссудных операций, планирование минимальной доходной маржи для прогнозирования ориентировочного уровня процентов по активным и пассивным операциям. Условием доходности банковской деятельности безусловно является поддержание ликвидности, управление банковскими рисками, их минимизация. Все перечисленные факторы, определяющие уровень доходности банка, обусловили содержание методики анализа доходности коммерческого банка, последовательность  ее  основных разделов. В управлении доходностью банка принимают участие различные его подразделения: руководящие органы, департаменты, управления, отделы.[9. c 25]       Оценка уровня доходности банка в целом позволяет оценить степень надежности банка и выделить основные факторы, от которых она зависит. В свою очередь, эти основные факторы определяют предпочтительные методы управления доходностью коммерческого банка. Их условно можно разделить на следующие группы: регулирование процентной маржи, управление беспроцентным доходом, регулирование текущих расходов банка, отслеживание критических показателей рентабельности банка.  
 Структурный анализ доходов банка проводится в банках как за отчетный период, так и в динамике, путем сопоставления с данными прошлых периодов. Значительные отклонения в удельном весе или в абсолютных величинах подвергают более глубокому анализу, который осуществляют с помощью инструментов факторного анализа. Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных показателей (факторов) на формирование результата.        Исследование доходности банка углубляет стоимостный анализ, суть которого состоит в анализе структуры активных операций с одновременным анализом структуры источников привлечения и их постатейной стоимости, а также в определении маржи, с которой работает банк и маржи, с которой банку необходимо работать для достижения максимального эффекта. Для расчета необходимой маржи, прежде всего, определяют, какую задачу банк собирается решить с таким уровнем маржи. В частности, это может быть задача покрытия с помощью заработанных доходов не только расходов, но и части недосозданного резерва (при его наличии у банка); достижения заданного уровня рентабельности работы; работа над недополученными доходами в результате отвлечения средств на собственные нужды.   

Расчёт процентной маржи осуществляется по формуле: 
 
            ПМ=Д%-Р% ,где;                                          (2.1.2) 
 

          Д% –процентные доходы;         Р%  – процентные расходы.         Размер маржи может характеризоваться абсолютной величиной в рублях и рядом финансовых коэффициентов. Динамика абсолютной величины процентной маржи определяется несколькими факторами:   1) объемом кредитных вложений и других активных операций, приносящих процентный доход;          2) процентной ставкой по активным операциям банка;    3) процентной ставкой по пассивным операциям банка;    4) разницей между процентными ставками по активным и пассивным операциям (спрэд);            5) долей беспроцентных ссуд в кредитном портфеле банка;   6) долей рисковых активных операций, приносящих процентный доход; 7) соотношение между собственным капиталом и привлеченными ресурсами;              8) структурой привлеченных ресурсов;       9) способом начисления и взыскания процента;     10) системой формирования и учета доходов и расходов;    11) темпами инфляции.          Доходы в целом могут измениться главным образом за счет изменения: 1. Размера остатков на счетах по группе активов, приносящих основные доходы (например, процентный доход и доход от операций с ценными бумагами).             2. Среднего уровня процентной ставки, которую банк получает за предоставленные в пользование клиентов финансовые активы.    Влияние первого фактора на изменение получаемого банком дохода определяется по формуле;

(ОД-ОДо)хК=(К-К0)хД, где;                                             (2.1.3)

 

 ОД — процентный доход  и доход от операций с ценными  бумагами за рассматриваемый  период; ОДо — то же за предыдущий период; (ОД - ОД0) — изменение доходов за период; V— остатки на счетах за рассматриваемый период по группе активов, приносящих процентный доход и доход от операций с ценными бумагами; V0 — то же за предыдущий период; R — средний уровень процентной ставки в рассматриваемом периоде, рассчитанный как ОД / V.

Влияние второго из названных факторов на изменение дохода банка может быть измерено с помощью формулы;

 

(ОД-ОДо)хг = (Л-Л0)хКо, где;                                       (2.1.4)                                                      

 

R — средний уровень процентной  ставки за рассматриваемый период, рассчитанный указанным выше  способом; R0 — то же за предыдущий период; V0 — остатки на счетах группы активов в предыдущем периоде.

Влияние обоих факторов на изменение дохода находят из выражения

 

(ОД - ОДо) = (ОД - ОДо) х v + (ОД - ОД0) х г. (2.1.5)

 

Этот анализ дает количественную оценку того, какой из факторов (остатки на счетах или средний размер процентной ставки) в большей степени отразился на процентных доходах и доходах от операций с ценными бумагами, и позволяет провести качественный анализ причин, вызывающих: общий рост (уменьшение) группы активов, приносящих процентный доход; изменение удельного веса доходных активов в совокупных активах; изменение общего уровня процентной ставки по активным операциям банка; изменение структуры портфеля доходных активов, т.е. удельного веса рисковых кредитов в кредитном портфеле банка, выданных под высокие проценты, или ценных бумаг спекулятивно-ажиотажного спроса; увеличение проблемных кредитов, по которым выплачиваются повышенные проценты, и т.п.           Генерирование доходов банка сопряжено с расходами, в которых основную долю обычно составляют процентные расходы. Изменение расходов зависит в основном от изменения: остатков платных привлеченных средств; среднего уровня процентной ставки, которую банк платит за такие средства.

Влияние первого фактора определяется по формуле;

 

(OP-OP0)xw = (^-^0)xe, где;                                              (2.1.6)

 

 ОР — процентные расходы и расходы на операции с ценными бумагами за рассматриваемый период; ОР0 — то же за предыдущий период; (ОР - ОР0) — изменение процентных расходов и расходов на операции с ценными бумагами за период; W — остатки на счетах платных привлеченных средств за рассматриваемый период; W0 — то же за предыдущий период; Q — средняя процентная ставка по платным пассивам за рассматриваемый период (0?/W).

Степень влияния второго фактора находят как:

 

(ОР-ОР0)х^ = (е-е0)х^о,  (2.1.7)

 

Q — средний уровень процентной  ставки за рассматриваемый период, рассчитанный указанным выше  способом; Q0 — то же за предыдущий период; W0 — остатки на счетах платных пассивов за рассматриваемый период.

Влияние обоих факторов рассчитывается по формуле:

 

(ОР - ОР0) = (ОР - ОР0) х w + (ОР - ОРо) х q                      (2.1.8)

 

 

2.2 Методика анализа и  планирования расходов коммерческого банка.

По аналогии с классификацией доходов расходы банка можно разделить на следующие группы.       Операционные расходы (расходы, необходимые для обеспечения функционирования банка) включают в себя:       1. Процентные расходы — уплаченные банком проценты за привлеченные им средства (полученные кредиты, займы, вклады, депозиты), в том числе привлеченные с помощью выпущенных банком ценных бумаг; 
 2. Непроцентные расходы — остальные (кроме процентных) расходы на проведение всех операций банка: на заработную плату и материальное поощрение сотрудников; на содержание аппарата управления, в том числе представительские и компенсационные расходы; уплаченные банком комиссионные; уплаченные банком дивиденды; эксплуатационные расходы (амортизация, затраты на текущий ремонт основных фондов, расходы на аренду, рекламу, на приобретение малоценных и быстро изнашивающихся предметов, транспортные, почтовые и телеграфные расходы, командировочные расходы, плата за обучение, за информацию, упаковочные и другие материалы, за бланки и тому подобные общебанковские хозяйственные расходы некапитального характера); расходы, связанные с созданием резервов на покрытие возможных убытков от кредитных и некоторых иных операций банка, относимые на себестоимость таких операций.[9. c.161]           К прочим (неоперационным) расходам банка можно отнести, в частности: уплаченные налоги и другие внесенные обязательные платежи; уплаченные штрафы, пени и неустойки; убытки от реализации имущества; убытки в виде отрицательных курсовых разниц от переоценки принадлежащих банку некоторых видов активов.[10. c 178]    Расходы банка должны быть по возможности минимальными (в расчете на выбранные контрольные показатели, наиболее адекватно отражающие конечную эффективность работы банка), а потому ими необходимо постоянно управлять, имея в виду как минимум недопущение нерационального использования имеющихся средств, в том числе путем организации соответствующего контроля(см.табл.2). С этой целью используются процедуры бюджетирования — регулярного самостоятельного составления совокупности финансовых планов (бюджетов) банка. Исходная информация для их составления берется из плановой структуры бизнес-процессов, отражающей направления предстоящего развития, намеченные для себя банком. Горизонт текущего планирования деятельности банка целесообразно принять равным одному году, а продолжительность планового периода — равным одному кварталу.     

Информация о работе Финаносовое планирование деятельности коммерческого банка