Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы финансового планирования коммерческого банка на основе анализа теоретического материала, обоснование роли и значения финансового планирования в системе управления банком, состава и назначения финансовых планов.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
1.1Рассмотреть необходимость содержания и задачи финансового планирования в коммерческом банке.
2.1Выявить основные финансовые планы, разрабатываемые и исполняемые в коммерческом банке.
3.1Проанализировать методику анализа доходов в коммерческом банке. 4.2Исследовать методику анализа планирования расходов в коммерческом банке.
5. Исследовать методику планирования прибыли.
Классификация расходов
Желательно составлять следующие
виды бюджетов: финансовых ресурсов; операционных
доходов и расходов; хозяйственных расходов;
расходов на сотрудников; коммерческих
и административных расходов; капитальных
вложений. Сметы затрат при этом планируются
исходя из принципов: методического единства
состава и направлений затрат; наиболее
полного распределения расходов по сметам
отдельных подразделений; формирования
сметы затрат подразделений, не зарабатывающих
доходы, с учетом их возможного покрытия
за счет доходов зарабатывающих подразделений
(при их совместной деятельности).
В целях контроля за целевым использованием
средств определяются распорядители сметы.
В подразделениях это обычно основной
распорядитель (первый ключ) — руководитель
подразделения и сораспорядитель (второй
ключ) — руководитель другого подразделения,
отвечающий за конкретное направление
деятельности банка (подпись сораспорядителя
бывает необходима по отдельным статьям
сметы). Например, если подразделение предусматривает
в своей смете расходы на приобретение
компьютеров, то оно согласовывает соответствующую
сумму с руководством подразделения банковских
технологий. Смета банка в целом представляет
собой совокупность расходов подразделений
и блок общебанковских расходов, не подлежащих
распределению между подразделениями
(помимо общехозяйственных и эксплуатационных
расходов). Управление расходами на основе
бюджетирования основывается на анализе
причин отклонений фактически достигнутых
результатов от разработанных бюджетов
(от планового уровня показателей) и предполагает
скользящую корректировку планов как
минимум 1 раз в месяц. Процентная маржа
представляет собой одно из важных выражений
успешности коммерческой деятельности
банка и количественно равна разнице между
суммами процентных доходов и процентных
расходов, т.е. между процентами полученными
и процентами уплаченными. Именно она
обычно является основным источником
прибыли банка. Исключение могут составлять
банки, в основном специализирующиеся
на операциях, дающих непроцентные доходы. Размер
процентной маржи может характеризоваться
абсолютной величиной (в рублях) и относительной
величиной в форме ряда финансовых коэффициентов;
последние могут показывать либо ее фактический
уровень, либо так называемый достаточный
(для данного банка) уровень. Фактический
уровень (относительный) процентной маржи
рассчитывается по нескольким схожим
формулам, в числителе которых используется
размер фактической маржи за период, а
в знаменателе (в зависимости от целей
анализа) — либо средний остаток всех
активов банка за период (имеются в виду
активы, очищенные от так называемых регулирующих
статей), либо средний за период остаток
активов, приносящих доход, либо средний
за период остаток кредитной задолженности.
Что касается коэффициента достаточности
маржи (рассчитывается тоже относительно
приносящих доход активов), то он показывает,
какой в данный момент минимальный уровень
маржи необходим банку для компенсации
расходов (см.рис.3).
Рис.3. Диаграмма чистой процентной маржи на примере Российских банков за отчетность 2012 года.
Факторный анализ доходов и расходов коммерческого банка заключается в том, чтобы на основе количественной оценки взаимосвязанных параметров, оказывающих решающее влияние на размеры доходов и расходов: выявлять основные факторы, результатом действия которых явилось увеличение или уменьшение прибыли; оценивать надежность и стабильность источников прибыли, в том числе на перспективу; обеспечить менеджмент банка инструментарием, который бы позволял ему принимать оптимальные решения, направленные на максимизацию стоимости банка.[11. c 39]
2.3 Методика планирования прибыли коммерческого банка.
Разработка финансового плана завершает процесс бизнес планирования в банке. Основой составления финансового плана является планирование прибыли. Методика планирования в данном случае сводится к сопоставлению желаемой (необходимой для решения задач развития) прибыли с реальной, на которую может рассчитывать банк, имеющий определенный объем и структуру активных и пассивных операций. Результатом анализа является корректировка как стратегического плана (если выясняется его финансовая несостоятельность), так и тактики банка, состоящая в определении на следующий год необходимых изменений объема и структуры его операций. Задачей процесса планирования является нахождение оптимального варианта, который с одной стороны позволит наиболее полно решить стратегические проблемы банка, а с другой - будет основываться на его реальных возможностях.[12. c 177] Подбор вариантов развития банка и планирование его прибыли можно осуществлять по следующей итерационной схеме, состоящей из девяти этапов.
1. Определение1размера1необход
Из показателей Tr, В/, Br, Bd необходимо выделить компоненты, включаемые в налогооблагаемую базу (Trl, В/1, Brl, Bdl) и относимые на себестоимость банковских услуг (Tr2, ва, Br2, Bd2).
Достаточную прибыль банка вычисляют с помощью формулы:
PD = I +D+Trl+B/1+Brl +Тг2+ВZ2+Вг2-
I-n, где;
n - ставка подоходного налога.
Полученный результат позволяет определить, какую абсолютную маржу банк должен заработать на процентных операциях, чтобы выполнить все стоящие перед ним стратегические задачи. Необходимую прибыль можно посчитать с помощью той же Формулы, что и достаточную, при условии, что компоненты I и D равны нулю. Экономический смысл этого показателя состоит в том, что он показывает тот размер процентной маржи, который обеспечивает безубыточное функционирование банка при условии, что тот не платит, проценты за акционерный капитал и не осуществляет никаких инвестиций. 2. Планирование размеров собственных средств (СС), капитала (К) и объемов активных банковских операций (VA).
На следующем этапе планирования прибыли банка определяется динамика собственных средств (СС), капитала (к) и объемов банковских операций (VA) на плановый период. Прогнозирование динамики собственных средств начинается с планирования изменений уставного фонда (УФ) банка, которое осуществляется акционерам и или пайщиками банка. Аналитическое подразделение должно подготовить для них соответствующие материалы, показывающие необходимость и выгодность таких изменений. Так, если перед банком на плановый период ставятся крупномасштабные задачи, то заработать прибыль, необходимую для их решения, банк может либо за счет повышения эффективности использования собственных средств, либо, если такие возможности уже исчерпаны, за счет увеличения объема операций, требующего, как правило, увеличения уставного фонда. Размер собственных средств банка и капитала банка, как показывают статистические наблюдения, сильно зависит от величины уставного фонда. Поэтому для прогнозирования этих показателей можно воспользоваться либо традиционным эконометрическим подходом, строя по методу наименьших квадратов уравнения регрессии вид.
CC(t) = F[Уф(t)] при K(t) = F[
где в частном случае можно использовать линейную зависимость
cc(t) = а+ь.Уф(t) и K(t) = а+
либо подойти к планированию этих показателей более строго, задавая их отдельные компоненты исходя из их экономического смысла и планов банка. Планирование объемов операций банка (валюты баланса), если норматив нз находится на нормативном уровне, осуществляется по формуле;
VA = nort . К, где;
nort - нормативный уровень при влечения ресурсов для данного банка. Если же объем операций банка не находится на предельном уровне, то правление банка задает возможные темпы изменения валюты баланса до конца планового периода. З. Планирование структуры активных операций банка и процентных доходов (DPr) на основе прогнозных рыночных ставок по активным операциям и спланированным объемам активных операций; расчет средневзвешенной доходности активов (SDohAk).
(RPr) рассчитывается исходя из оцениваемых на предыдущем этапе процентных доходов банка и достаточной прибыли по формуле;
RPr = DPr -PD
4. Определение общего
(RPr) рассчитывается исходя из оцениваемых на предыдущем этапе процентных доходов банка и достаточной прибыли по формуле;
RPr = DPr -PD
5. Планирование структуры
Планирование структуры пассивных операций и процентных
расходов банка осуществляется аналогично планированию
структуры активных операций и их доходности.
P(tn) = [p,(tn), P2(tn), рз(tп), ..., Pп(tn)], (2.3.7)
а структуру, к которой банк должен прийти в конце планового периода
P(tk) = [p,('tk), P2(tk),
рз(tk), ..., Pп(tk)],
Тогда темпы прироста отдельных составляющих за квартал (или более короткий интервал планирования) можно определить как среднегеометрическое отношение соответствующих статей в конце и начале планового периода, т.е.
tprip=p1(tk) p1(tk) 1\p1(tn)*m, где; (2.3.9) т - число плановых интервалов.
После этого, как и при прогнозе доходности активных инструментов, составляется прогноз средних процентных ставок по пассивным операциям. При этом прогноз процентных ставок строится на уровне отдельных инструментов (депозиты юридических лиц в рублях, депозиты населения в валюте и т.п.), а средняя стоимость ресурсов рассчитывается как средне взвешенная по структуре операций стоимость отдельных их видов. 6. Вычисление объемов пассивных операций (VP) на основе полученного на предыдущих этапах показателя средневзвешенной стоимости ресурсов и допустимого объема процентных расходов банка. Вычисление объемов пассивных операций (VP) на основе полученного, на предыдущих этапах показателя средневзвешенной стоимости ресурсов и допустимого объема процентных расходов банка осуществляется исходя из того, что средневзвешенную стоимость ресурсов можно рассчитать так же, как отношение процентных расходов банка к среднему объему привлеченных ресурсов. 7. Расчет объема собственных средств банка на основе балансового уравнения:
- активы = собственные средства + привлеченные ресурсы;
сравнение расчетного объема собственных
средств (CCR) и плановых объемов собственных средств
(СС); корректировка плана, если эти показатели
не совпадают, и про ведение повторных
расчетов, начиная с первого этапа. Расчет
объема собственных средств банка ведется
с помощью балансировки полученных плановых
показателей. Контрольной цифрой является
объем собственных средств (СС). С одной
стороны, этот показатель планировали
на основе установок собрания акционеров
и экспертных оценок (второй этап планирования).
Информация о работе Финаносовое планирование деятельности коммерческого банка