Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:02, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс
является одной из важнейших отраслей экономики любого государства.
Он производит жизненно необходимую человеку продукцию: основные
продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.
Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию
сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию
шестидесяти отраслям промышленности.
Несмотря на то, что за последние несколько лет состояние
агропромышленного комплекса России изменилось: вырос объем инвестиций
российского и иностранного происхождения, повысилась средняя
рентабельность и увеличилась доля прибыльных предприятий, в условиях
развивающегося финансово-экономического кризиса, темпы роста
агропромышленного комплекса России начали снижаться.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агропромышленный комплекс в системе региональной
экономики………………………………………………………………………...5
1.1. Состав и структура агропромышленного комплекса
Российской Федерации…………………………………………………….5
1.2. Государственная программа развития сельского хозяйства……......9
Глава 2. Анализ финансирования агропромышленного комплекса
Нижегородской области……………………………………………………….17
2.1. Оценка финансово-экономического состояния
агропромышленного комплекса Нижегородской области……………17
2.2. Анализ источников финансирования агропромышленного
комплекса Нижегородской области …………………………………….25
Глава 3. Предложения по совершенствованию финансирования
агропромышленного комплекса Нижегородской области………………..35
3.1. Общие принципы новой аграрной политики Нижегородской
области……………………………………………………………………..35
3.2. Мероприятия по финансовому оздоровлению
агропромышленного комплекса………………………………………….39
3.3. Совершенствование кредитования предприятий
агропромышленного комплекса………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы………………………
по затратам. Объединительная общенациональная миссия развития села
станет тем катализатором, который активизирует всю экономику и обеспечит
ее подъем. Такие значительные цели общенационального масштаба
вдохновят граждан на участие в аграрной реформе.
Исходя из этих концептуальных положений, новая аграрная политика
Нижегородской области основывается на следующих принципах:
- приоритетности сельского хозяйства – реализация программы
является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства
области;
37
- сохранения земли как природного объекта, основы жизни и
деятельности людей. Предусматривает сохранение, защиту и восстановление
её плодородного слоя, разнообразие связанных с землей, флоры и фауны,
достижение такой модели производства и потребления, при которой
пользование землей гарантирует экономический рост и устойчивое развитие
общества;
- организации многоукладной аграрной экономики, которым в
Нижегородской области будут поддерживаться коллективные и
индивидуальные (семейные) формы организации производства и труда в
сельском хозяйстве и гарантироваться свободный выбор гражданами форм
хозяйствования;
-
рыночных отношений в агропромышленном комплексе, в
соответствии с которым обеспечивается частная собственность на землю и
другие экономические ресурсы, исключается незаконная монополистическая
деятельность и недобросовестная конкуренция, гарантируется создание
рыночной инфраструктуры продажи сельскохозяйственной продукции и
продовольствия и покупки сельскохозяйственными товаропроизводителями
средств производства по приемлемым ценам;
- комплексного развития агропромышленного производства, по
которому обеспечивается адекватное развитие производственной и
социальной сфер на селе;
-
государственной
поддержки
рыночной
деятельности
в
агропромышленной сфере, по которому поддержка осуществляется в формах
льготного кредитования, льготного налогообложения, выдачи субсидий в
виде стартовой помощи, индексации цен, введения цен эквивалентного
уровня, возмещения части реинвестиций, освобождения от налога суммы
реинвестиций, погашения части задолженности государству, введения цен
поддержки;
- государственного правового регулирования - перехода земли и
другого недвижимого имущества от одного лица к другому, заключения
38
контрактов, разрешения споров, распределения доходов в целях достижения
справедливости,
поддержания
прибыльного
сельскохозяйственного
производства;
- ресурсосбережения, согласно которому рост конечных результатов
сельскохозяйственного производства должен осуществляться при
стабилизации и сокращении использования земельных, водных, трудовых
ресурсов, при уменьшении потерь, интенсификации, путем освоения
ресурсосберегающих технологий;
- сохранения национальной идентичности, истории и культуры, по
которому сохранение и развитие села означает сохранение глубинных корней
отечественной культуры, истории, духовности, самосознания народа, его
ментальности и обостренного чувства социальной справедливости.
К особенным принципам ведения сельского хозяйства Нижегородской
области относятся следующие:
- специализации, согласно которому приоритетной товарной отраслью
сельского хозяйства является молочно-мясное скотоводство;
- интенсификации, по которому льготные кредиты и бюджетные
средства вкладываются в наиболее эффективные ресурсосберегающие
технологии и хозяйства, в которых дополнительные вложения дают
наибольшую отдачу;
- комплексного развития сельскохозяйственных предприятий и
организаций, согласно которому земельные, климатические, водные, лесные,
трудовые ресурсы используются наиболее полно и с максимальной
экономической эффективностью, обеспечивается качество жизни в
соответствии с установленными стандартами и в гармонии с природой;
- кооперации, по которому производство сельскохозяйственной
продукции и продовольствия происходит в рамках кооперативных обществ с
участием сельских товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и
других заинтересованных юридических и физических лиц с распределением
39
доходов пропорционально общественно необходимым затратам на каждой
стадии производства;
- интеграции, по которому процесс сближения сельского хозяйства с
промышленностью, наукой и другими сферами происходит в формах, когда
участниками (вкладчиками) сельскохозяйственных организаций становятся
промышленные предприятия, научные организации, финансовые и другие
структуры с целью повышения эффективности сельскохозяйственного
производства и получения дохода на вложенный капитал, в том числе в виде
сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- финансового лизинга, согласно которому создается областной
лизинговый фонд в сумме 3,6 млрд. рублей льготного кредита и
специализированные лизинговые компании по предоставлению сельским
товаропроизводителям техники и оборудования.
Практическая реализация этих принципов обеспечит устойчивый рост
сельскохозяйственного производства и развития агропромышленного
комплекса в Нижегородской области.
3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению
агропромышленного комплекса
Финансовое оздоровление предприятий АПК Нижегородской области -
это система мер, направленная, прежде всего, на улучшение жизни людей,
проживающих на данной территории [11, c.34]..
Основной целью финансового оздоровления является восстановление
платежеспособности
и
нормальной
хозяйственной
деятельности
сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области.
Применительно к неплатежеспособным сельскохозяйственным
организациям необходимо решить следующие задачи:
- организация прибыльной хозяйственной деятельности,
- стабилизация и рост объемов производства и реализации,
40
-повышение эффективности использования ресурсов,
- обеспечение текущих платежей в бюджет,
- внебюджетные фонды и по другим обязательствам.
Финансовое оздоровление предлагается осуществлять в несколько
этапов:
1 этап. Подготовка и принятие нормативных актов Нижегородской
области.
Утверждение Законодательным Собранием области «Программы
финансового
оздоровления
сельскохозяйственных
организаций
Нижегородской области до 2012 года».
Принятие постановления Правительства Нижегородской области о
создании межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению
сельскохозяйственных организаций Нижегородской области. Создание
подобных комиссий в районах области.
2 этап. Проведение информационной работы для разъяснения целей,
задач
и
методики
работ
по
финансовому
оздоровлению
сельскохозяйственных организаций.
3 этап. Отбор сельскохозяйственных организаций для участия в работе
по финансовому оздоровлению.
Отбор сельскохозяйственных предприятий для участия в программе
будет производиться министерством агропромышленного комплекса
Нижегородской области согласно поданным заявкам на участие в программе
и прилагаемому списку документов с последующим утверждением на
заседании комиссии.
В целях выработки эффективных механизмов финансового
оздоровления, предприятия разбиваются по индексу финансового
благополучия на 5 групп:
- финансово благополучные;
- временно неплатежеспособные;
41
- неплатежеспособные, но имеющие шансы по восстановлению
платежеспособности;
- несостоятельные, не имеющие возможности для восстановления
платежеспособности, но имеющие ресурсы для ведения отдельных видов
бизнеса;
- хозяйства с разрушенной финансово-экономической системой,
фактически прекратившие свою основную деятельность, лишившиеся
ликвидных ресурсов.
4 этап. Проведение практической работы по финансовому
оздоровлению
Для достижения целей финансового оздоровления предлагается
использовать следующие процедуры:
1.Списание и реструктуризация кредиторской задолженности -
важнейший элемент финансового оздоровления при любом выбранном
механизме оздоровления. Результатом списания и реструктуризации должно
быть открытие расчетных счетов и начало нормальной деятельности
предприятия. Однако не следует рассматривать реструктуризацию как
конечный, завершающий элемент процесса оздоровления.
2.Совершенствование экономических отношений, организации и
управления. Разработка концепции и моделей совершенствования правовых
и экономических отношений, организационная модернизация хозяйства,
внедрение внутрихозяйственного коммерческого расчета являются
основными работами по данному направлению.
3. Восстановление платежеспособности через процедуры приобретения
контрольного пакета собственности в уставном капитале. Процедурой
финансового оздоровления хозяйств может стать приобретение земельных
долей, имущественных паев, контрольного пакета акций эффективным
собственником.
4.Создание интеграционных структур. Одним из возможных путей
финансового оздоровления является создание интеграционных структур.
42
Интегрированные структуры, объединяющие в своем составе предприятия по
производству сельскохозяйственной продукции, её переработки и
реализации, являются более эффективными и приспособленными к условиям
рыночной экономики.
5.Инициаторами
создания интеграционных структур должны
выступить руководители предприятий и организаций агропромышленного
комплекса.
Активными
участниками
финансового
оздоровления
сельскохозяйственных предприятий должны стать администрации районов.
6.Использование
механизмов банкротства. Это направление
финансового оздоровления содержит большое количество разнообразных
схем и механизмов. В результате всех предлагаемых ниже процедур инвестор
получает контрольный пакет акций, земельных долей и имущественных паев
и контроль над ним.
7.Организация нового предприятия. Инвестор может совместно с
неплатежеспособным предприятием учредить новое предприятие, куда
переходит практически все ликвидное имущество.
8. Использование процедур конкурсного производства. К процедурам
конкурсного производства следует прибегать в основном для оздоровления
хозяйств пятой группы. Результатом конкурсного производства может стать
организация фермерских хозяйств и развитие альтернативных видов
деятельности.
5 этап. Мониторинг хозяйств-участников Программы финансового
оздоровления.
В целях повышения активности и создания необходимых стартовых
возможностей для осуществления программы требуется бюджетная
финансовая поддержка.
Претворение в жизнь данной программы приведет к улучшению
финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий,
увеличению производства сельскохозяйственной продукции, повышению
занятости и благосостояния сельского населения Нижегородской области.
43
3.3. Совершенствование кредитования предприятий
агропромышленного комплекса
Основной формой финансовой поддержки сельскохозяйственных
организаций и других сельских товаропроизводителей является льготное
кредитование:
• сезонных затрат;
• затрат на приобретение техники и оборудования;
• затрат на формирование недвижимого имущества.
Для более эффективного ведения производства сельскохозяйственным
предприятиям и организациям не хватает около 900 тыс. рублей оборотных
средств в среднем на одно хозяйство. Основным источником их пополнения
является банковский кредит.
Основную часть кредитов сельхозпроизводителям выдают Волго-
Вятский банк Сбербанка России и Нижегородпромстройбанк. Для отделений
вышеперечисленных банков внутренними инструкциями установлен лимит
выдачи кредита сельскохозяйственным организациям. Для получения
большей суммы необходимо получить положительную рецензию кредитного
отдела банка.
Предлагается упростить процедуру предоставления краткосрочного
кредита и повысить ответственность за его возвращение.
Сельскохозяйственная организация должна своевременно представить
в банк заявку на получение кредита. В заявке необходимо указать кредитную
историю организации, сумму кредита, сроки предоставления и возврата
кредита, цель использования кредита и его расчетную экономическую
эффективность, залоговое обеспечение, гарантии областного бюджета об
оплате части процентной ставки за пользование кредитом.
До принятия решения об удовлетворении заявки на предоставление
Информация о работе Финансирование агропромышленного комплекса (на примере Нижегородской области)