Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы-это отражение роли социальной сферы, и соответственно социальных функций государства, представление финансирования социальных расходов на федеральном уровне.
Задачей исследования является анализ темпов роста финансирования основных социальных статей расходов государства, отражение их в таблицах. Исходя из анализа определим приоритетные направления развития социальной политики государства.
Введение 3
1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства 5
1.1 Понятие и назначение социальных расходов государства. 5
1.2 Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы 9
2. Основные направления совершенствования финансового обеспечения государственных социальных расходов. 18
2.1 Приоритетные национальные проекты 18
2.2 Программно-целевые методы финансирования 24
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Сложившаяся в результате
расчетов бюджетных ассигнований на
исполнение действующих расходных
обязательств и распределения ассигнований
на принимаемые расходные
Расходы федерального бюджета в 2008-2011 гг.
2008 |
2009 (проект) |
2010 (проект) |
2011 (проект) | |||||
млрд. руб. |
в % к ВВП |
млрд. руб. |
в % к ВВП |
млрд. руб. |
в % к ВВП |
млрд. руб. |
в % к ВВП | |
ВСЕГО |
7022,0 |
16,6 |
8810,8 |
18,1 |
9791,8 |
17,6 |
10706,0 |
16,9 |
Национальная экономика |
772,9 |
1,8 |
1024,0 |
2,1 |
1175,3 |
2,1 |
1392,4 |
2,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
64,0 |
0,2 |
102,1 |
0,2 |
107,4 |
0,2 |
98,7 |
0,2 |
Охрана окружающей среды |
9,9 |
0,0 |
13,5 |
0,0 |
14,5 |
0,0 |
14,8 |
0,0 |
Образование |
336,1 |
0,8 |
409,9 |
0,8 |
443,3 |
0,8 |
453,2 |
0,7 |
Культура, кинематография и СМИ |
93,7 |
0,2 |
108,3 |
0,2 |
93,7 |
0,2 |
87,3 |
0,1 |
Здравоохранение и спорт |
230,0 |
0,5 |
348,2 |
0,7 |
408,9 |
0,7 |
423,0 |
0,7 |
Социальная политика |
276,4 |
0,7 |
302,2 |
0,6 |
335,6 |
0,6 |
304,7 |
0,5 |
Межбюджетные трансферты(без учёта трансфертов внебюджетным фондам) |
1036,7 |
2,5 |
1061,9 |
2,2 |
1095,9 |
2,0 |
1083,7 |
1,7 |
Трансферты внебюджетным фондам |
1490,6 |
3,5 |
1748,5 |
3,6 |
2213,1 |
4,0 |
2420,0 |
3,8 |
Расходы федерального бюджета примерно в равной пропорции (по
25%) распределены между
социальными услугами (образование,
здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное
хозяйство, межбюджетные
Основная доля расходов приходится на трансферты внебюджетным фондам, и эта сумма на плановый период до 2011 года только возрастает.
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году | ||
ВСЕГО |
10 212,4 |
10 385,1 |
101,7 |
10 844,6 |
104,4 |
11 749,1 |
108,3 |
Условно утвержденные |
271,1 |
587,5 |
|||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
10 212,4 |
10 385,1 |
101,7 |
10 573,5 |
101,8 |
11 161,6 |
105,6 |
в том числе: |
|||||||
Общегосударственные вопросы |
838,7 |
809,1 |
96,5 |
753,8 |
93,2 |
723,4 |
96,0 |
Национальная оборона |
1 264,4 |
1 433,5 |
113,4 |
1 573,3 |
109,8 |
2 025,6 |
128,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 096,4 |
1 192,2 |
108,7 |
1 187,2 |
99,6 |
1 170,9 |
98,6 |
Национальная экономика |
1 583,4 |
1 611,8 |
101,8 |
1 615,7 |
100,2 |
1 554,7 |
96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
197,6 |
202,0 |
102,2 |
83,3 |
41,2 |
74,9 |
89,9 |
Охрана окружающей среды |
12,4 |
14,5 |
116,9 |
14,7 |
101,4 |
14,1 |
95,9 |
Образование |
433,2 |
492,5 |
113,7 |
492,3 |
100,0 |
492,2 |
100,0 |
Культура и кинематография |
67,1 |
74,5 |
111,0 |
74,4 |
99,9 |
74,4 |
100,0 |
Здравоохранение |
340,9 |
375,6 |
110,2 |
395,9 |
105,4 |
356,1 |
89,9 |
Социальная политика |
3 370,6 |
3 059,6 |
90,8 |
3 265,4 |
106,7 |
3 515,5 |
107,7 |
Физическая культура и спорт |
74,8 |
75,8 |
101,3 |
62,9 |
83,0 |
56,9 |
90,5 |
Средства массовой информации |
61,2 |
58,8 |
96,1 |
60,6 |
103,1 |
54,4 |
89,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
386,2 |
137,8 |
505,2 |
130,8 |
584,8 |
115,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
591,3 |
598,8 |
101,3 |
488,6 |
81,6 |
463,7 |
94,9 |
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 процентов.
В соответствии с представленными данными в 2010 году планировалось израсходовать из федерального бюджета по статье образование 443,3 млрд.рублей, но к сожалению в действительности было израсходовано только 433,2 млрд. рублей. Это означает, что одна из важнейших статей социальной сферы не дополучила 10,1 млрд. рублей. Такая же, ситуация наблюдается и по статье здравоохранение, запланировано было 408,9 млрд. рублей, а в реальности профинансировано было только на 340,9 млрд. рублей. По статье культура и кинематография наблюдается значительное снижение финансирования, планировалось израсходовать 93,7 млрд. рублей, но выделено было лишь 67,1 млрд.рублей.
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||
(закон) |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году |
проект |
% к предыдущему году | |
ВСЕГО |
11 022,5 |
108,9 |
12 198,3 |
110,7 |
13 431,9 |
110,1 |
14 293,9 |
106,4 |
Условно утвержденные |
335,8 |
714,7 |
||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
11 022,5 |
108,9 |
12 198,3 |
110,7 |
13 096,1 |
107,4 |
13 579,2 |
103,7 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
870,6 |
123,9 |
794,6 |
91,3 |
802,0 |
100,9 |
784,6 |
97,8 |
Национальная оборона |
1 532,8 |
119,9 |
1 847,4 |
120,5 |
2 334,3 |
126,4 |
2 750,8 |
117,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 229,9 |
110,9 |
1 687,2 |
137,2 |
1 903,3 |
112,8 |
1 994,6 |
104,8 |
Национальная экономика |
1 834,4 |
118,7 |
1 762,2 |
96,1 |
1 681,4 |
95,4 |
1 653,9 |
98,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
232,5 |
90,4 |
99,7 |
42,9 |
86,3 |
86,6 |
62,2 |
72,1 |
Охрана окружающей среды |
17,5 |
126,5 |
19,6 |
111,7 |
19,9 |
101,7 |
21,4 |
107,1 |
Образование |
552,4 |
120,7 |
559,9 |
101,4 |
521,5 |
93,2 |
467,6 |
89,7 |
Культура, кинематография |
87,6 |
118,0 |
80,9 |
92,4 |
78,5 |
96,9 |
76,4 |
97,4 |
Здравоохранение |
466,8 |
107,0 |
498,8 |
106,9 |
454,0 |
91,0 |
445,0 |
98,0 |
Социальная политика |
3 153,2 |
93,9 |
3 796,9 |
120,4 |
4 102,3 |
108,0 |
4 134,2 |
100,8 |
Физическая культура и спорт |
42,4 |
125,8 |
38,7 |
91,3 |
30,7 |
79,3 |
24,4 |
79,5 |
Средства массовой информации |
61,4 |
111,4 |
62,6 |
102,0 |
56,4 |
90,1 |
50,3 |
89,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
179,8 |
438,9 |
125,1 |
538,0 |
122,6 |
640,5 |
119,0 |
Межбюд.трансферты общего характера |
590,2 |
98,6 |
510,8 |
86,5 |
487,3 |
95,4 |
473,6 |
97,2 |
Если проанализировать содержание расходов в представленных таблицах за период с 2008 года по 2011 год можно сделать следующие выводы: индекс общего объёма финансирования базовых отраслей социальной сферы по отношению к общему объёму расходной части федерального бюджета увеличен в 2013 году по сравнению с 2008 годом.
Темпы роста финансирования образования и здравоохранения превышают в 2011 и 2012 годах по сравнению с предыдущими годами. Так, на период с 2008 года по 2011 год по статье образование произошёл прирост в 64.4 %. По статье здравоохранение прирост составляет 103% и только по статье культура наблюдается спад, прирост составил -6,5%.
В целом по федеральному бюджету на 2012 и 2013 года только в отрасли культуры планируется абсолютное снижение бюджетных расходов, в других отраслях оно повышается.
2.1 Приоритетные национальные проекты
В настоящее время в
процессе развития отраслей социальной
сферы Российской Федерации характерна
тенденция отказа от применения в
практике хозяйственной деятельности
ведомственного подхода, основанного
на директивных методах управления
в рамках иерархических структур.
На смену данного подходу приходят
такие формы и методы государственного
регулирования, которые сочетают в
себе ведомственный и программно-
В ближайшее время предполагается преобразование приоритетных национальных проектов в государственные программы, которые являются новым и наиболее адекватным современным потребностям инструментом государственного регулирования экономики. Государственные программы появились в соответствии с положениями Концепции долгосрочного развития Российской Федерации4, и они способствуют реализации её целей. В основу разработки госпрограмм и их использования был положен опыт предыдущего использования программно-целевого метода. К его инструментам можно отнести приоритетные национальные проекты, бюджетирование ориентированный на результат (БОР), ведомственные и федеральные целевые программы. Государственные программы способствуют более полному согласованию интересов, так как они предполагают взаимосвязь программ федерального, регионального и местного уровней. Переход к программному бюджету означает, с одной стороны, что каждое важное направление будет реализовано на основе конкретных целей, методик и мер, описанных в программе с учётом распланированного финансирования и ответственных по нему, а также чётко установленных целевых индикаторов.5
Так же, весьма важным является определение целей развития государства или каких-либо аспектов этого развития, достичь которые предполагается по средствам приоритетных национальных проектов. Прежде всего, это цель «существенного повышения качества жизни» россиян. Помимо этого, это «улучшение демографической ситуации в стране», «создание условий для развития человеческого капитала», а также создание условий для прорывного развития страны. Средством для достижения этих целей и служат приоритетные национальные проекты, которые представляют собой «концентрацию бюджетных и административных ресурсов» в четырех направлениях – повышение качества и уровня образования, здравоохранения, создание условий для развития сельского хозяйства и жилищного строительства. Именно в этих сферах занято значительное число населения Российской Федерации. Именно от успешного развития этих сфер зависит уровень развития «человеческого капитала» страны и демографической составляющей. Мощь государства во многом и определяется именно демографической ситуацией - в настоящее время в стране продолжается демографический кризис. Если данная тенденция будет продолжаться в течении длительного промежутка времени, то это может создать угрозу национальной безопасности России. И, наконец, продовольственная безопасность страны, способность обеспечить своё население продуктами питания - одна из основ устойчивого развития. Поэтому инвестиции в четыре обозначенные сферы и реализация четырёх приоритетных национальных проектов есть «инвестиции в человека». Залог успешного развития России в будущем.
Приоритетные проекты, реализуемые сейчас в России, имеют множество аналогов как в зарубежной, так и в отечественной истории.
В России к наиболее известным из такого рода проектов можно отнести промышленную революцию Петра I, реформу аграрных отношений в 1861 году, строительство Транссибирской магистрали и т.д.
Говоря о зарубежном опыте,
одним из удачных примеров реализации
национального проекта в