Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы-это отражение роли социальной сферы, и соответственно социальных функций государства, представление финансирования социальных расходов на федеральном уровне.
Задачей исследования является анализ темпов роста финансирования основных социальных статей расходов государства, отражение их в таблицах. Исходя из анализа определим приоритетные направления развития социальной политики государства.
Введение 3
1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства 5
1.1 Понятие и назначение социальных расходов государства. 5
1.2 Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы 9
2. Основные направления совершенствования финансового обеспечения государственных социальных расходов. 18
2.1 Приоритетные национальные проекты 18
2.2 Программно-целевые методы финансирования 24
Заключение 36
Список используемой литературы 37
На мой взгляд наиболее ярким примером реализации национального проекта в области развития сельского хозяйства был в 60-х годах получивший название «Зелёная революция». Направляемые в сельское хозяйство средства использовались не только на внедрение новых сельскохозяйственных культур, но и на расширение посевных площадей и распространение практики выращивания вторых урожаев. На основе генной инженерии были созданы новые сорта растений и новые породы скота с заданными полезными свойствами.6
На сегодняшний день нужно признать, что еще лет десять назад аграрная политика состояла из суммы фрагментарных решений органов управления разных уровней, содержавших порой взаимоисключающие подходы к работе с актуальными проблемами. Это не позволяло товаропроизводителям АПК четко сориентироваться, определить правильный вектор своего долгосрочного развития.
В таких условиях внедрение
программно-целевого подхода в систему
государственного регулирования не
только агропромышленного комплекса,
но и сельской местности, позволило
создать обоснованные и понятные
каждому игроку правила. Они же, в
свою очередь, будучи закрепленными
в соответствующих решениях органов
власти, вселяют уверенность в
серьезности намерений
Как видим, федеральных программ
по селу не так уж и много, к тому
же объемы их финансирования не отвечают
масштабу накопившихся в отрасли
проблем и, главное, той особой «приоритетности»
сельской экономики, от которой зависит
и общая экономическая
В реализации приоритетных национальных проектов включилась вся страна, проблемы образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и строительства жилья постоянно находится в центре внимания государства на всех уровнях. Приоритетные национальные проекты связали деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в достижении общих государственных задач, дали возможность для активного участия в их реализации каждого уровня власти.
Для повышения эффективности реализации национальных проектов и установления действенного контроля с учётом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создана вертикаль управления реализации проектов.
Важную роль в этой системе, несомненно, играет Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Причиной создания такого крупного Совета под руководством главы государства, по сути, по реализации отдельных мероприятий в четырёх обозначенных сферах, стала новизна самого применения нового проектного подхода, значимость и важность проблем, которыми занимается данный орган, что, в свою очередь, потребовало осуществления Президентом личной координации деятельности между органами, в том числе и исполнительной власти в регионах.
Система управления и контроля, проверенная при реализации приоритетных проектов, доказала свою эффективность, вследствие чего стала активно применяться при проведении антикризисных мероприятий, а так же мероприятий по противодействию коррупции.
Очевидно, что национальные проекты стали важным фактором укрепления и стабильности российской государственности.
Счётная палата подчёркивает, что по-прежнему большие объёмы средств, предусмотренных на реализацию приоритетных национальных проектов, не осваиваются. В 2006 году неосвоенными остались около 29.0 млрд. рублей, в 2007 году около 48,0млрд. рублей, в 2008 году – 16,2 млрд. рублей
Расходы на реализацию приоритетного
национального проекта «
Расходы на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» на 2011 год увеличивают на 7,7 млрд. рублей, по сравнению с 2010 годом, что связано с увеличением государственной поддержки программ развития ведущих российских университетов в рамках направления «Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний».
Современные экономические условия предъявляют всё более жёсткие требования к эффективности государственных финансов: повышение дефицитности бюджетов делает оптимизацию государственных расходов насущной необходимостью. Мировой финансовый кризис и связанное с ним сокращение платёжеспособного спроса значительно обострили международную конкуренцию. Увеличение нагрузки на государство обусловлено как необходимостью оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынков, контроля за функционированием негосударственных систем перераспределения финансовых ресурсов, так и повышением ответственности за реализацию инвестиционной политики в целях обеспечения конкурентоспособного развития национальной экономики.
Вместе с тем кризисные явления не только несут в себе угрозы и сложности, но и заставляют искать новые возможности, для развития. В настоящее время необходимо реализовать существующий потенциал повышения эффективности использования ресурсов, снижение издержек, модернизации управления и обновления технологий как в частном так и в государственном секторе.
Основным финансовым инструментом, обеспечивающим эффективное использование бюджетных средств в Российской Федерации, является программно-целевое бюджетирование. На практике данный вид бюджетирования применяется при реализации федеральных целевых программ. С 2006 по 2011 год расходы федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) выросли в 2,27 раза ( с 405,6 млрд. рублей до 922,1 млрд. рублей ) при росте общих расходов федерального бюджета в 2,4 раза (с 4 431,1 млрд. рублей до 10 658,6 млрд. рублей.)8. Таким образом, доля расходов федерального бюджета Российской Федерации на реализацию ФЦП остаётся практически на неизменном уровне – около 9% общего объёма расходов.
Применение программно–целевых методов в бюджетном планировании получило концептуальное оформление в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года № 1101-р «Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года». Документ предусматривает перевод бюджетного процесса на прграммно – целевую основу и разработку для этих цели государственных программ.
С 2012 года сфера применения
программного метода при планировании
и осуществлении расходов федерального
бюджета будет значительна
Закрепление в нормативно-
Применяемая в Российской
Федерации модель программного бюджетирования
может быть охарактеризована как
«отчётная», при ней информация о
результатах использования
Применение отчётной модели имеет, на мой взгляд, два важных следствия. Первое-это отсутствие формальных критериев оценки эффективности программ и, при необходимости, прекращения её реализации. Второе-это отсутствие ответственности за неэффективную и нерезультативную реализацию программы. В совокупности с тем, что положительные стимулы также отсутствуют, имеет место «нулевой стимул» к эффективной реализации программ, что приводит к сохранению условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов.
Для того чтобы механизм
долгосрочных целевых программ стал
действенным инструментом повышения
эффективности бюджетных
Во-первых, необходимо определить,
насколько тесной должна быть связь
между ассигнованиями и результатами
деятельности для обеспечения
эффективной реализации целевых
программ в современных российских
экономических и
Во-вторых, необходимо выделить
центры принятия решений и ответственности
, распределив соответствующим
В-третьих, необходимо разработать
систему оценки эффективности деятельности
федеральных органов
Наличие в программе методики
расчёта эффективности повышает
прозрачность проведённых расчётов,
снижает вероятность