Финансовая безопасность в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы Россия вступила в этап своего бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако осуществляемое в России реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, протекает непросто, порой весьма противоречиво и даже болезненно. Одной из основных причин, тормозящих усилия властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовой системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, в том числе и правовые. Все это обусловило необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие Финансовой безопасности в системе экономической безопасности страны
1.1 Исторический аспект понятия безопасности.
1.2 Теория и стратегия финансовой безопасности
1.3 Существо проблемы финансовой безопасности государства
Глава 2. Механизм укрепления финансовой безопасности.
2.1 Угрозы и методы совершенствования финансовой безопасности
2.2. Рычаги, обеспечивающие финансовую безопасность страны
2.3 Обеспечение внутренней финансовой безопасности страны
Глава 3. Управление государственным долгом РФ, как элементом укрепления финансовой безопасности страны
3.1 Состояние внутреннего долга
3.2 Состояние внешнего долга
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая безопасность в рф.docx

— 120.55 Кб (Скачать файл)

* снижается долговая  нагрузка на экономику; 

* из-за благоприятной  внешней конъюнктуры тенденция  уменьшения внешнего долга будет  сохраняться и в дальнейшем.

 

Заключение

Финансовая безопасность Российской Федерации -- это новое понятие, разработка которого обусловлена угрозами финансово-кредитной сфере России и принятием новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.

Если попытаться сформулировать понятие «финансовая  безопасность России», то оно могло  бы выглядеть следующим образом:

Финансовая безопасность России -- составная часть экономической  безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности  финансово-кредитной сферы России, выраженной через систему критериев  и показателей ее состояния, характеризующих  сбалансированность финансов, достаточную  ликвидность активов и наличие  необходимых денежных, валютных, золотых  и т.д. резервов.

В свою очередь  «обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации» будет выглядеть  так:

Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации -- это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов через поддержание финансовой стабильности, выражающейся сбалансированностью финансов, достаточной ликвидностью активов и наличия необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов.

Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших  российских государственных программ в области обороны, науки и  техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным  технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий.

Наблюдается избирательная  направленность инвестиционной политики западных стран в сторону увеличения объема портфельных инвестиций и  инвестиций в рынок корпоративных  ценных бумаг за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные  отрасли экономики страны.

Противоправная  деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в  виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного  капитала в российскую экономику  с целями перепрофилирования, свертывания  производства или ликвидации конкурентоспособных  на мировом рынке товаров и  услуг российских предприятий, завоевания внутреннего рынка России и завладения российской собственностью путем активного  участия в процессах приватизации и акционирования.

Прослеживается  тенденция к использованию коммерческих банков, находящихся под контролем  иностранного капитала, для завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для  экономики страны.

Все эти факторы  весьма негативно влияют на состояние  защищенности экономики России и  требуют внесения серьезных коррективов  в организацию системы обеспечения  финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).

Из новой Концепции  логически вытекает, что обеспечение  финансовой безопасности РФ -- это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов.

Такая деятельность направлена также на упреждение и  ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной  целостности страны. При этом функции  обеспечения финансовой безопасности России не ограничиваются и не сводятся только к защите. Главным приоритетом  деятельности государства в сфере  обеспечения финансовой безопасности является развитие его граждан, повышение  качества их жизни.

Обеспечение финансовой безопасности страны в настоящее  время возможно только при соблюдении национальных интересов России при  проведении экономических реформ и  учете существующих угроз.

 

Список  литературы

1. Степанков Денис Валентинович - автореферат диссертации Нижний Новгород - 2006

2. Экономическая  безопасность (теория и практика): Учебник / Под. ред. Е.А. Олейникова. - М.: «Классика плюс», 1999.

3. Maull H. Raw materials, energy and Western security. L. 1984.

4. Murdoch С Economic factors as objects of security: Economic security and vulnerability // K. Knorr, F. Trager. Economic issues and national security. Lawrence. - 1977.

5. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608//Российская газета. - 1996. - 14 мая.

6. Указ Президента  РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в  редакции Указа Президента РФ  от 10 января 2000 г. № 24) //Российская  газета. - 2000. - 18 января. - С. 5.

7. Указ Президента  РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 //Российская  газета. - 1996. - 14 мая. 

8. Абалкин Л.И.  Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы  экономики. -1994.-.№12.

9. Экономическая  безопасность: производство, финансы,  банки/А.И. Архипов, Р.А. Белоусов  и др.; под ред. В.К. Сенчагова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.

10. Экономическая  безопасность (теория и практика).

11. Национальная  экономика России: потенциалы, комплексы,  экономическая безопасность: Учебник  / Под общ. ред. В.И. Лисова. - М.: «Экономика», 2000.

12. Илларионов  А.И. Критерии экономической безопасности//Вопросы  экономики. 1998. № 10.

13. Асалиев A.M., Бороздин СВ., Брагин Л.А. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения. - М.: «Экономика и финансы» совместно с ИИФ «Триада». - 1996.

14. Пушкарева  В.М. История финансовой мысли  и политики налогов. - М.: «Финансы  и статистика».-2003.

15 Янжул И.И.  Основные начала финансовой науки. - М., 1890.

15. Пушкарева  В.М. История мировой и русской  финансовой науки и политики. -- М.: «Финансы и статистика». -- 2003.

16. Осипов Ю.М.  Финансовая экономика как высшая  форма бытия экономики. Материалы  к докладу на международной  научной конференции "Финансовая  экономика: концепция, структуры,  менеджмент". - М.: МГУ, апрель 2000 г. - С. 56.

17. Моисеев А.К.  Внешний долг России - состояние  и проблемы платежеспособности. / А.К Моисеев // Проблемы прогнозирования. - 2004. - № 4.

18. Чумаченко  А.А. Государственный внутренний  долг и государственные внутренние  заимствования/А.А. Чумаченко//Рынок  ценных бумаг.-2005-№16

СУЩЕСТВО  ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 

Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. В общем и целом, по нашему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных, мондиалистских, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, “бегство капитала” из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию -отмывание- доходов, полученных преступным путем). Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи (их полный перечень довольно широк), которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Как сказано в вышеуказанной Государственной стратегии экономической безопасности, “устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности”. В принятой Государственной стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно). Между тем, как справедливо отмечает известный итальянский эксперт по международным финансам Фульчери Бруни Рочча, финансы - это канал проникновения, позволяющий контролировать извне страну-должника. Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а затем и социальной жизни. Так обретают черты новые формы вассалитета и колониализма. И чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно говорить о существовании/продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и, следовательно, его особого пространства. Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу рабами.

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие:

  1. стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
  2. постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);
  3. растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на народохозяйственные комплексы отдельных стран;
  4. высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
  5. многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
  6. беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
  7. усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;
  8. чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
  9. глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных  условиях особую актуальность имеет  задача разработки государственной  стратегии финансовой безопасности.

О ВОПРОСАХ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В  СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

По нашему мнению, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:

  1. определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России);
  2. определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;
  3. разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;
  4. характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
  5. установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
  6. разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
  7. организацию адекватной системы органов ГФК, соответствующей определенным геофинансовым зонам;
  8. формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
  9. определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.

В то же время  возникает необходимость разработки системы мер по регулированию  специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая  меры по предотвращению негативного  влияния на воспроизводственные  процессы по сути навязанных иностранных  займов или по предотвращению возникновения  каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или  этическими нормами). При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д. Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении.

Информация о работе Финансовая безопасность в РФ