Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа
В последние годы Россия вступила в этап своего бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако осуществляемое в России реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, протекает непросто, порой весьма противоречиво и даже болезненно. Одной из основных причин, тормозящих усилия властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовой системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, в том числе и правовые. Все это обусловило необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.
Введение.
Глава 1. Понятие Финансовой безопасности в системе экономической безопасности страны
1.1 Исторический аспект понятия безопасности.
1.2 Теория и стратегия финансовой безопасности
1.3 Существо проблемы финансовой безопасности государства
Глава 2. Механизм укрепления финансовой безопасности.
2.1 Угрозы и методы совершенствования финансовой безопасности
2.2. Рычаги, обеспечивающие финансовую безопасность страны
2.3 Обеспечение внутренней финансовой безопасности страны
Глава 3. Управление государственным долгом РФ, как элементом укрепления финансовой безопасности страны
3.1 Состояние внутреннего долга
3.2 Состояние внешнего долга
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Например, одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в РФ. Действительно, вряд ли у кого возникнут сомнения, что для обеспечения финансовой безопасности особую роль играет грамотное регулирование межбюджетных отношений в стране. Так, здесь как минимум должны быть:
Добавим, что
основным фактором обеспечения финансовой
безопасности страны в ходе бюджетного
процесса должно являться полное доверие
между федеральным
Следует отметить,
что вопросы содержания предлагаемого
нами нового направления деятельности
Счетной палаты РФ, его организационно-
Для разработки вопросов финансовой безопасности государства и проведения соответствующих контрольных мерориятий потребуется особо высокая квалификация. Ведь контролеры, например, будут:
Следует также
добавить, что контролеры должны будут
заниматься самой постановкой проблемы
и разработкой концепции
Поэтому, в качестве второго варианта (первый вариант - отдельная структура в составе Счетной палаты РФ непосредственно; см. выше) организации органа, контролирующего обеспечение финансовой (экономической) безопасности государства, можно предложить создание общественно-государственной контролирующей структуры. Этот орган будет подотчетен непосредственно Президенту РФ, а также широкой общественности. При этом он будет тесно взаимодействовать со Счетной палатой РФ (ее соответствующими структурами). Такая структура общественно-государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности РФ наглядно представлена на рис.2 (стрелками показаны направления контроля, пунктиром - направления взаимодействия).
Из рисунка
видно, что общественно-
Основной результат
предлагаемого общественно-
Идея общественного контроля направлена на укрепление государственности и построение истинно демократического общества в нашей стране. Вместе с тем это решит и проблему отчужденности членов общества от нанятого ими для управления собой государства. Создание общественно-государственных контрольных организаций будет являться первым шагом на пути построения органов власти и управления на базе общественно-государственных структур. Все это позволит в перспективе начать строительство демократического гражданского самоуправления в России с целью обеспечения реального служения политических институтов человеку, обеспечения реальной независимости (а, следовательно, и безопасности) страны от прихотей бюрократии.
Во всяком случае идею организации общественно-государственного контроля по предложенному выше варианту целесообразно проработать общественному совету при Счетной палате РФ. Считаем, что этот относительно недавно созданный орган мог бы принять самое непосредственное участие в разработке стратегии и тактики обеспечения финансовой безопасности России.
Рисунок 2. Структура контроля за обеспечением финансовой безопасности России (принципиальная схема)
В заключение отметим, что в статье проанализированы лишь некоторые важные вопросы финансовой безопасности России, имея цель осветить данную актуальную проблему и хотя бы “пунктиром” наметить варианты ее решения. В связи же со своей значительностью все эти вопросы требуют дальнейших научных разработок.
Финансовая
безопасность является частью экономической
и в целом национальной безопасности.
Это такое состояние финансово-
Основными структурными звеньями финансовой
безопасности для России являются: федеральный
бюджет, бюджеты регионов, консолидированный
бюджет, финансовый рынок, государственный
долг (внешний и внутренний), платежный
баланс, финансы корпораций и финансы
домашних хозяйств. Главная задача обеспечения
финансовой безопасности государства
- повышение эффективности государственной
политики и финансовой системы. Исследования
Всемирного экономического форума (ВЭФ)
показали, что конкурентоспособность
страны в мировой экономике в существенной
мере зависит от качества государственной
политики и эффективности государственной
системы. Чем выше сводные индексы стран
по индикаторам, характеризующим состояние
государства и финансов, тем выше их конкурентоспособность.
Такими индикаторами являются:
1. объем ВВП;
2. темпы роста ВВП;
3. объем инвестиций в основной капитал;
4. средняя величина зарегистрированного
уставного капитала;
5. доля банков с величиной уставного капитала
выше среднего;
6. величина предоставленных кредитов
(в % к ВВП);
7. золотовалютные резервы;
8. темпы инфляции;
9. курс рубля;
10. внутренний и внешний долг ( в % к ВВП);
11. величина прожиточного минимума и другие.
Оценки ВЭФ и разработки аналитиков Института
мировой экономики и международных отношений
РАН показали, что по сводному индексу
конкурентоспособности, рассчитанному
по 8 комплексным факторам, каждый из которых
состоит в свою очередь из больших совокупностей
индикаторов, Россия занимает среди ведущих
государств мира 11-е место, а из 59 стран-
55-е место (Куренков Ю, Попов В Конкурентоспособность
России в мировой экономике.// Вопросы
экономики.2001., № 6, с. 38-39.).
Для мониторинга экономической, в т.ч.
финансовой безопасности ООН с 1990 года
применяется индекс развития человеческого
потенциала, представляющий собой интегральный
(обобщающий) показатель социального прогресса,
безопасности личности и развития социальной
сферы. Он признан сейчас в мировой практике
наиболее точно характеризующим социально-
экономическое развитие отдельных стран
и пригодным для межстрановых сопоставлений.
Индекс развития человеческого потенциала
рассчитывается на основе трех показателей:
- долголетия, измеряемого как ожидаемая
продолжительность жизни при рождении;
- достигнутого уровня образования, измеряемого
как совокупный индекс грамотности взрослого
населения и совокупная доля учащихся,
поступивших в учебные заведения;
- уровня жизни, измеряемого на базе реального
ВВП на душу населения (по паритету покупательной
способности в долю США).
Для построения индекса каждого из этих
показателей были установлены фиксированные
минимальные и максимальные значения:
- продолжительность предстоящей жизни
при рождении: 25 лет и 85 лет;
- грамотность взрослого человека: 0% и
100%;
- совокупная доля учащихся: 0% и 100%4
- реальный ВВП на душу населения (ППС в
долл. США): 100 и 40000 долл.
Индекс развития человеческого потенциала
измеряется от 0 до 1. В зависимости от его
значения все страны, по которым производится
расчет, по рекомендациям экспертов ООН
делятся на три группы:
- с высоким уровнем человеческого развития
(ИРЧП>0,800);
- со средним уровнем развития (0,500 <ИРЧП
<0,800);
- с низким показателем уровня развития
человека (ИРЧП<0,500).
В Докладе о развитии человеческого потенциала
в Российской Федерации за 2004 год Россия
занимает 57-е место (ИРЧП=0,778) и входит в
группу стран со средним уровнем этого
показателя (из 173 обследованных стран),
и 7-е место среди группы стран со средним
значением ИРЧП, вслед за Панамой (0,787),
Белизом (0,784), Малайзией (0,782).
Сегодня ИРЧП используется специалистами
для оценки социально - экономических
процессов не только отдельных стран,
но и различных регионов, как самостоятельных
субъектов Российской Федерации, действующих
в соответствии со своими особенностями,
региональными интересами, возможностями,
целями и установками. Региональная неоднородность
порождает появление «богатых» (донорских)
и «бедных» (депрессивных) регионов, между
которыми отсутствует баланс интересов,
возникают конфликтные отношения между
отдельными регионами и центром, существует
значительная дифференциация по качеству
и уровню жизни населения.
Поэтому ИРЧП регионов также существенно
отличаются между собой, как ИРЧП различных
стран. Территории, имеющие более высокие
показатели, составляющие индекс, будут
иметь более высокий ИРЧП, и наоборот.
Среди регионов России Чувашская Республика
по ИРЧП
Финансовая безопасность для регионов
России характеризуется соотношением
среднедушевых денежных доходов и прожиточного
минимума по региону и в среднем по России,
соотношение среднедушевого денежного
дохода и прожиточного минимума, среднедушевой
обеспеченностью населения (объектами
здравоохранения, коммунальными услугами).
Таким образом, для обеспечения финансовой
безопасности России необходимо решение
следующих задач:
• обеспечение устойчивости финансовой
системы путем оптимизации бюджетной
и налоговой политики федерального центра,
• минимизации зависимости регионов от
федерального бюджета, нормализации финансовых
потоков,
• устойчивости банковской системы,
• снижения внешнего и внутреннего долга
и обеспечения финансовых условий для
активизации инвестиционной и инновационной
деятельности