Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:53, курсовая работа
Финансовая политика может рассматриваться в двух контекстах:
- в макроэкономическом- как часть экономической политики государства, представляющая собой совокупность бюджетно-налоговых, банковских, таможенных и других финансовых инструментов и институтов государственной власти;
Финансовая политика может рассматриваться в двух контекстах:
- в макроэкономическом- как часть экономической политики государства, представляющая собой совокупность бюджетно-налоговых, банковских, таможенных и других финансовых инструментов и институтов государственной власти;
-в микроэкономическом - как органическая часть общей стратегии развития хозяйствующих субъектов, которая определяет меры финансового обеспечения их развития1.
Существуют различные подходы к дефинированию финансовой политики предприятия. Так, определение «Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных учредительными документами (уставом предприятия)»2, не отражает тех рычагов, при помощи которых возможно достижение поставленных перед финансовым менеджментом предприятия, задач.
Сущность данного понятия может быть выражена через его составляющие части, т.е. структуру финансовой политики. Так, например, в приказе министерства экономики Российской Федерации от 01.10.1997 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» финансовая политика определяется как «анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками»3. Данный подход наиболее полно отражает направления, в которых должна быть реализована финансовая политика предприятия в рамках современной рыночной экономики.
Поскольку финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики, она выражает всю совокупность мероприятий по использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.
Исходя из этого, объектом финансовой деятельности можно считать хозяйственную систему предприятия и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, а также денежные потоки хозяйствующего субъекта.
Предметом финансовой политики предприятия являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и тп.
Осуществляют финансовую политику предприятия субъекты финансовой политики, в числе которых учредители организации и руководство, финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.
Реальная дифференциация предприятий по видам и масштабам деятельности, организационно-правовым формам, условиям функционирования порождает огромное разнообразие организационных структур управления ими. При этом блок финансово-экономических и учетно - отчетных работ на предприятии может выполнять как небольшой отдел, так и сложный комплекс структурных подразделений, включающий управления, отделы, бюро, группы и т.п. Все возможные формы организации управления сегодня не могут быть строго формализованы, однако совокупность основных управленческих функций, осуществляемых аппаратом управления, остается неизменной при всем разнообразии организационных решений. Можно говорить о том, что важнейшим субъектом финансовой политики является финансовая служба предприятия - работник, группа в планово-финансовом отделе, финансовый отдел, управление или любое другое структурное подразделение, на которое возложены функции управления финансами (денежными потоками) и выработки финансовой политики предприятия и т.п.
Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта.
Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации). Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.
В современных условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое "латание дыр". Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы и т.д. Такое состояние управления финансами требует реформирования с учетом перехода к управлению финансами на основе анализа финансово - экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей и производителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно управленческих структурных подразделений, работников производственных подразделений), что, в свою очередь, позволяет дифференцировать финансовую политику организации на:
-внутреннюю финансовую политику, которая направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации;
-внешнюю финансовую
политику –направленную на
Стратегическими задачами финансовой политики организации являются:
-максимизация прибыли предприятия;
-оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
-достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
-обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
-создание эффективного механизма управления предприятием;
-использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
Для решения задач финансовой политики, необходимо проведение мероприятий, отраженных на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Мероприятия управления финансами.
Финансовая политика опирается на следующие организационные принципы:
-Принцип самоокупаемости и самофинансирования.
Реализация
этого принципа- одно из основных условий
предпринимательской
В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности. Эти предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.
Таким образом,
самофинансирование относится к
методам рыночного ведения
Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:
· исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);
· предприятие становится более независимым от внешнего капитала; · за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;
· облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.
Принцип хозяйственной самостоятельности. Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.
Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.
Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 года, проходит по нормам, установленным законодательно. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.
Принцип материальной заинтересованности. Смысл принципа материальной заинтересованности, или принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.
Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:
· вышестоящим руководством определяются один или несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются плановые их значения;
· суждение об эффективности работы центра ответственности делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;
· руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;
· ограничения по ресурсам
носят достаточно общий характер, т.е.
руководство центра ответственности обладает
полной свободой действий в отношении
структуры ресурсов, организации производственно-
Смысл выделения центров ответственности- в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.
В зависимости от того, какой критерий- затраты, доходы, прибыль, инвестиции- определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.
Затратообразующий центр- подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах, например, бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.
Доходообразующий центр (revenue center)- подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов: примеры- отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерческой службы не несет ответственность за ее себестоимость; главная его задача- организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой политики и т.п. безусловно. В этом случае возникают затраты, но не они являются объектом пристального контроля со стороны вышестоящего руководства.