Финансовая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение финансовой политики государства и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
2.рассмотреть виды финансовой политики;
3.изучить финансовую политику государства в России;
4.рассмотреть состояние финансовой политики РФ в современных условиях.

Содержание

Введение………….....................................................................2-3
Глава 1 Теоретические основы разработки финансовой политики
1.1Понятие, принципы и виды финансовой политики…………...4-6
1.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов ………………………………………………….....6-9
Глава 2 Финансовая политика Российской Федерации
2.1 Эволюция финансовой политики РФ…………………………10-14
2.2 Особенности финансовой политики…………………………..14-18
Глава3 Современная финансовая политика России и перспективы ее развития
3.1 Проблемы финансовой политики и пути их решения……..19-25
3.2 Пути развития финансовой политики России……………….25-30
Заключение…………………………………………………………..31-32
Список литературы…………………………………………………33-35
Приложения…………………………………………………………...36-37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 61.75 Кб (Скачать файл)

В 1930-1931гг. в Советском Союзе была проведена налоговая реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены методики их расчета и порядок перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 ранее действовавших платежа. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства[6].

Был установлен следующий порядок распределения  прибыли. В результате распределения  прибыли на предприятии оставалось 28% полученной прибыли, из них 12 % предприятие  направляло на капитальные значения, 5% - в поощрительные фонды и 3% - на другие цели; 72% прибыли вносилось  в бюджет. Сохранялся сельскохозяйственный налог на предприятия сельского  хозяйства (колхозы и совхозы).

Такая финансовая политика организации  финансов позволила государству  успешно выполнить задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать  производственный и социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной войне. В 1960г. страна по уровню развития промышленности становится одной из крупнейших индустриальных держав мира.

Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная реформа вводила новую систему распределения и использования прибыли с целью повышения заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы были положены следующие принципы:

- усиление  принципа хозрасчета предприятий,  повышение заинтересованности работников  результатах работы;

- расширение  прав предприятий в расходовании  средств за счет прибыли и  амортизационных отчислений на  мероприятия по совершенствованию  производства и внедрению новой  техники;

- повышение  ответственности за сохранность  собственных оборотных средств и т.д.

Реформа дала определенные положительные финансовые результаты.

В 1990г. была провозглашена новая цель экономической реформы – переход к регулируемой рыночной экономике. Она предполагала сочетание плана и рынка. Но это цель не была достигнута. В 1991г. произошел роспуск СССР и создание СНГ.

В 1991-1992гг. в России произошла смена политических ориентаций. В стране было объявлено о переходе на рыночные отношения, проведение в экономике рыночных реформ.

Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с 1 января 1992г. Одновременно Правительство РФ стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, был упразднен Госплан, отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации. Стало сокращаться производство.

В условиях упадка производства образовался  товарный дефицит. Либерализованные цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная  инфляция. Сократились расходы государства  на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение.

Государственное регулирование экономики  в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика усилила роль финансов на микро-уровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макро-уровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса [6].

Но тем не менее в финансовой политике государства с 1999г. стали проявляться перспективные направления, которыми было предусмотрено: добиться снижения дефицита бюджета путем регулирования налогообложения предприятий и граждан, уменьшение государственных расходов на содержание аппарата управления; упорядочить и упростить систему налогообложения предприятий и физических лиц, значительно сократить количество налогов; снизить уровень инфляции, создать свободу предприятиям в выборе предпринимательской деятельности.

Решение этих задач требует прежде всего оживления промышленного и сельскохозяйственного производства в стране, расширения подготовки специалистов, способных оживить производство и финансовые отношения. Необходимо достижение стабилизации и затем устойчивых темпов экономического роста во всех сферах экономики. Поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики.

упорядочить систему кредитных отношений  и др. [16].

К сожалению, в практических действиях  правительств не наблюдается последовательности в осуществлении указанных направлений.

Финансовая политика государства, как утверждает Сабанти Б.М., неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика государства  – составная часть финансовой политики, которая выражает отношение  государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования  инвестиционной деятельности [12].

Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем:

- определение  приоритетов в финансировании  инвестиционной деятельности. Сейчас  приоритеты отдаются финансированию  государственных целевых программ. В РФ приняты и финансируются  из федерального бюджета десятки  федеральных целевых программ, среди  них программа «Дети России»  (2003-2006гг.), Федеральная программа «Жилище» (2002-2010гг.), «Социальная программа» и др.

- приоритеты  отдаются инвестициям на расширение  и техническое перевооружение  действующих предприятий. Иными  словами центр тяжести переносится  с нового строительства на  техническое перевооружение и  реконструкцию предприятий.

- предоставление  субсидий из бюджета жизненно  важным отраслям народного хозяйства  на осуществление инвестиционной  деятельности.

- расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

- сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования [9].

2.2 Особенности финансовой политики.

Финансовую политику можно классифицировать по различным  критериям: территориальному, временному, в зависимости от объектов воздействия.

По территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования.

По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы.

Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом.

В зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

При выработке целей и задач  социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом государство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики. Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.  

Направления государственной финансовой политики

Государственная и муниципальная финансовая политика имеет сложную классификационную  структуру. С учетом различных специальных критериев (признаков) различают:

-по уровню управления: федеральную, региональную и местную финансовую политику;

-по признаку  целевой направленности: стимулирующую  и сдерживающую финансовую политику;

-по отношению  к сегментам финансового рынка:  валютную, денежно-кредитную и страховую  политику.

Государственная (муниципальная) финансовая политика имеет  решающее значение для экономики  страны, так как охватывает не только ее макро-уровень, но и отдельные отрасли, микроэкономику и социальную сферу. В ее составе выделяется федеральная (общегосударственная) финансовая политика. Она определяет концепцию и направление использования финансов в целях финансового обеспечения социально-экономической стратегии и тактики развития страны, сфер экономики, отраслей и территорий, реструктуризации экономики, ускоренного развития отдельных ее сегментов, рыночной и социальной инфраструктуры и т.д. Общегосударственная финансовая политика (ее концепция, стратегия и тактика) разрабатывается Минфином России с учетом концепции, стратегии и тактики экономической политики государства, а также бюджетных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ. Федеральная финансовая политика является базой при формировании региональной и местной финансовой политики, хотя это не исключает специфики и относительной самостоятельности последних. 

Региональная и местная финансовая политика строится с учетом особенностей экономики, финансов и социальной сферы субъектов Федерации и муниципальных образований, установленных законодательством доходных и расходных полномочий названных уровней власти. Цели и задачи региональной и муниципальной финансовой политики адаптированы к специфике конкретного субъекта РФ, должны конкретизировать цели и задачи федеральной политики на территориальном уровне, что обеспечивает синхронность и территориальную преемственность государственной финансовой политики, а значит, и ее эффективность в целом.

Стимулирующую государственную финансовую политику обычно осуществляют по времени с периодом экономического спада и депрессии. В этом случае государство разрабатывает и принимает стабилизационные меры, направленные на стимулирование деловой активности. В их число входят проведение политики низких налогов, налоговое и таможенное льготирование, увеличение государственных расходов на развитие отраслей экономики, определяющих экономический рост в стране и т.д. Однако в современной экономике данный тип финансовой политики необязательно должен быть жестко привязан к неблагоприятным стадиям экономического цикла. Государство может принять концепцию и проводить политику долговременного ускоренного экономического роста и соответствующую ей финансовую политику.

Сдерживающая государственная  финансовая политика проводится на стадии экономического подъема, когда возникает опасность кризиса перепроизводства в силу чрезмерного повышения деловой активности, темпов роста производства, продаж и доходов в экономике. Сдерживание осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения налогов, отмены налоговых и иных преференций в целом либо в отдельных секторах экономики и других финансовых мер. В современном мире данный тип финансовой политики встречается крайне редко, особенно в странах с развитой рыночной экономикой.

Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации