Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:31, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
В связи со сложностью развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………...5
1.1. Содержание финансовой политики……………………………………..5
1.2. Функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов РФ……………………………………………………..…14
2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА…….........................19
2.1. Проблемы и пути их решения…………………………………………..19
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 и 2014 ГОДОВ…………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению)………………………………………………………...35
Главными проблемами являются:
1) сбалансированность
бюджетов всех уровней и
2) совершенствование налоговой системы;
3) оптимизация структуры расходов государства;
4) принятие реального и прозрачного бюджета;
5) расширение инвестиционного финансирования;
6) обеспечение единства
денежно-кредитной и
7) стабилизация валютного курса рубля;
8) повышение эффективности использования государственной собственности;
9) переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
10) развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.
1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.
2. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Низкий уровень сбора налогов социально – экономической сферы страны это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП. Пока главная производительная сила общества социально – экономической сферы страны экономически активный человек не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется «порочный круг»: нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.
3. Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.
Реальный бюджет – это и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными параметрами, что во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них – уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги.
5. Сокращение государственного
сектора экономики и
6. Известно, что активы
Федеральной резервной системы
США (ФРС) формируются в
7. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк РФ. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика «подталкивает» и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.
8. Одна из проблем федерального бюджета – повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка – Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования.
9. Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета. Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.
10. Необходима ориентация
финансовой и денежно-
Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо:
Важно проводить согласованную
финансовую, денежно-кредитную и
социально-экономическую
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 и 2014 ГОДОВ
В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах».
Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
«Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция бюджетного
планирования в процесс
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи
от использования
5) эффективная децентрализация
полномочий публично-правовых
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6 % % к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1 % до 2,5 % к ВВП (таблица 1).
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы
Российской Федерации, млрд рублей
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Доходы, всего |
16 198,4 |
13 552,5 |
15 737,5 |
19 325,1 |
20 406,6 |
22 439,9 |
24 360,3 |
%% к ВВП |
38,8 |
34,9 |
35,0 |
36,3 |
35,5 |
35,4 |
34,6 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
9 275,9 |
7 337,8 |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 253,3 |
3 789,2 |
4 814,5 |
5 540,2 |
6 675,5 |
7 373,1 |
8 130,5 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
1 654,4 |
1 656,4 |
2 034,8 |
3 071,5 |
3 618,3 |
4 022,4 |
4 402,4 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 196,1 |
5 923,6 |
6 534,2 |
7 025,8 |
7 295,4 |
7 746,4 |
8 277,1 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
5 101,4 |
4 437,5 |
5 155,9 |
5 682,5 |
6 160,5 |
6 729,9 |
7 312,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
536,7 |
479,1 |
587,8 |
849,1 |
871,6 |
984,7 |
1 122,5 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
166,7 |
120,8 |
241,4 |
267,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Расходы, всего |
14 169,7 |
16 328,0 |
17 614,5 |
20 089,8 |
22 195,8 |
24 374,6 |
26 149,5 |
%% к ВВП |
34,0 |
42,1 |
39,2 |
37,7 |
38,6 |
38,4 |
37,1 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
4 893,9 |
6 386,7 |
5 981,6 |
7 233,1 |
8 341,8 |
9 459,7 |
10 077,4 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
2 897,8 |
3 587,2 |
4 779,5 |
5 529,7 |
6 672,8 |
7 367,2 |
8 122,5 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
2 728,7 |
3 478,6 |
4 675,8 |
5 205,9 |
5 782,2 |
6 359,5 |
6 977,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 250,5 |
6 252,9 |
6 634,1 |
7 081,9 |
7 516,8 |
7 942,7 |
8 425,9 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
6 047,0 |
5 983,6 |
6 369,3 |
6 801,7 |
7 200,2 |
7 570,7 |
7 972,6 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
500,1 |
479,1 |
587,8 |
849,1 |
871,6 |
984,7 |
1 122,5 |
Дефицит (-), всего |
2 028,7 |
-2 775,5 |
-1 877,0 |
-764,7 |
-1 789,2 |
-1 934,7 |
-1 789,2 |
%% к ВВП |
4,8 |
-7,2 |
-4,2 |
-1,4 |
-3,1 |
-3,0 |
-2,5 |
Информация о работе Финансовая политика в РФ, ее сущность и функции