Финансовая политика в РФ, ее сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
В связи со сложностью развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………...5
1.1. Содержание финансовой политики……………………………………..5
1.2. Функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов РФ……………………………………………………..…14
2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА…….........................19
2.1. Проблемы и пути их решения…………………………………………..19
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 и 2014 ГОДОВ…………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению)………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Фин Политика.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

 

Доля федерального бюджета  в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах – возрастет с 36 % в 2011 году до 38,5% в 2014 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9 % в 2011 году до 26,7% в 2014 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 30,8% в 2011 году до 30% в 2014 году, доля расходов – с 38,1% в 2011 году до 34,8% в 2014 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2).

Таблица 2

Основные характеристики федерального бюджета

на 2010-2014 годы, млрд. рублей

 

1

2

3

4

 

2010 год (отчет)

2011 год

(закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, всего 

8 305,4

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

18,5

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы, всего 

10 117,5

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

22,5

20,7

21,2

21,2

20,3

в том числе условно  утверждаемые

     

335,8

714,7

%% к общему  объему расходов

0,0

0,0

0,0

2,5

5,0

Дефицит

-1 812,1

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-4,0

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


 

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП.

В 2012-2014 годах планируется  рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 3).

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета

1

2

3

Показатель

2011 год 

(закон) 

Прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

Прирост к предыдущему  году (расходы всего):

млрд. рублей

905,0

1 175,8

1 233,6

862,0

% (в номинальном выражении)

8,9

10,7

10,1

6,4

% (в реальном выражении)

2,3

4,4

4,4

1,4

Прирост к предыдущему  году

(расходы без учета  компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов РФ):

млрд. рублей

905,0

939,4

1 194,4

1 137,6

% (в номинальном выражении)

8,9

8,5

10,0

8,6

% (в реальном выражении)

2,3

2,4

4,3

3,5


 

Мировой экономический  кризис продемонстрировал зависимость  доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общеэкономической конъюнктуры, вызванную ориентацией экономики этих регионов на отдельные отрасли – металлургия, машиностроение и т.п. Таким регионам следует проводить диверсификацию региональной экономики, а также осуществлять иные мероприятия, направленные на сглаживание конъюнктурных колебаний доходной базы региональных бюджетов.

Взаимосвязанной с описанной  группой рисков является и проблема зависимости бюджетов ряда субъектов Российской Федерации от крупных налогоплательщиков – юридических и физических лиц, в результате чего доходы региональных бюджетов зависят не только от доходов таких налогоплательщиков, но и от места их регистрации.

Субъекты Российской Федерации, доходы которых зависят  от динамики общеэкономической конъюнктуры и от места регистрации крупных налогоплательщиков, должны формировать фонды финансовых резервов – Резервные фонды субъектов Российской Федерации.

Приоритетом бюджетной  политики Российской Федерации в  сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

С этой целью в 2012 году будет продолжена поддержка реализации субъектами Российской Федерации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Стимулирование  вышеуказанных преобразований на региональном уровне способствует повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области  финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования сельскохозяйственного, промышленного  и военного лобби15. В свою очередь стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой, несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, – все это, безусловно, негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете – уровне жизни населения.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ // СПС Консультант Плюс.
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2012-2014 годах // СПС Консультант Плюс.
  3. Бендиков, М.А. Некоторые финансовые аспекты реализации научно-промышленной политики // М.А. Бендиков, О.Е. Хрусталев // Финансы и кредит. – 2007. –  № 15. – С. 2-8.
  4. Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России/ Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. - 2007. - №3. - С.32-40
  5. Климович, В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие / В.П. Климович. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с.
  6. Мамедов А.А. Страховая политика как составная часть финансовой политики государства/ А.А. Мамедов // Страховое дело. - 2004. - №2. - С.14-19
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // Деньги и кредит. - 2007. - № 9. С.4-29.
  8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под. ред. Г.Б. Полякова. – М.: Юнити, 2001. – 315 с.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С.315.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под. ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Проспект, 2007. – 720 с.
  11. Швецов, Ю.Г. Теоретические аспекты финансов как экономической категории // Ю.Г. Швецов, И.М. Камнев // Финансовый бизнес. – 2007. – № 2. – С.70-77.
  12. Специализированный сайт // http://openbudget.ru/.
  13. Специализированный сайт Википедия // http://ru.wikipedia.org/.
  14. Министерство финансов РФ // htpp: // www.minfin.ru
  15. Финансы и кредит. Управление финансами. // http://www.finansistio.ru.
  16. Специализированный сайт СМИ // http://www.rosbalt.ru/business/2011/09/22/892846.html.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

(в % к экономически  активному населению)

1 Специализированный сайт Википедия // http://ru.wikipedia.org/

2 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под. ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Проспект, 2007. – С.527

3 Климович, В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие / В.П. Климович. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 185.

4 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под. ред. Г.Б. Полякова. – М.: Юнити, 2001. – С. 231.

5 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под. ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – С. 562.

6 Специализированный сайт СМИ // http://www.rosbalt.ru/business/2011/09/22/892846.html.

7 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С.315.

8 Сенчагов, В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // В. Сенчагов // Вопросы экономики. – 2007. – №5. – С. 67-68.

9 Климович, В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие / В.П. Климович. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 157.

10 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С.340.

11 Климович, В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие / В.П. Климович. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.212.

12 Бендиков, М.А. Некоторые финансовые аспекты реализации научно-промышленной политики // М.А. Бендиков, О.Е. Хрусталев // Финансы и кредит. – 2007. –  № 15. – С. 4.

13 Швецов, Ю.Г. Теоретические аспекты финансов как экономической категории // Ю.Г. Швецов, И.М. Камнев // Финансовый бизнес. – 2007. – № 2. – С.74-75.

14 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С.362.

15 ЛОББИ (лоббизм, лоббирование) (от англ. lobby – кулуары) – действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда – подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов. Принято выделять аграрное лобби и промышленное лобби.


Информация о работе Финансовая политика в РФ, ее сущность и функции