Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:31, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
В связи со сложностью развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………...5
1.1. Содержание финансовой политики……………………………………..5
1.2. Функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов РФ……………………………………………………..…14
2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА…….........................19
2.1. Проблемы и пути их решения…………………………………………..19
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 и 2014 ГОДОВ…………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению)………………………………………………………...35
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах – возрастет с 36 % в 2011 году до 38,5% в 2014 году.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 25,9 % в 2011 году до 26,7% в 2014 году.
Доля доходов
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2).
Таблица 2
Основные характеристики федерального бюджета
на 2010-2014 годы, млрд. рублей
1 |
2 |
3 |
4 | ||
2010 год (отчет) |
2011 год (закон) |
проект | |||
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
22,5 |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
в том числе условно утверждаемые |
335,8 |
714,7 | |||
%% к общему объему расходов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,5 |
5,0 |
Дефицит |
-1 812,1 |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
%% к ВВП |
-4,0 |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП.
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 3).
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета
1 |
2 |
3 | ||
Показатель |
2011 год (закон) |
Прогноз | ||
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||
Прирост к предыдущему году (расходы всего): | ||||
млрд. рублей |
905,0 |
1 175,8 |
1 233,6 |
862,0 |
% (в номинальном выражении) |
8,9 |
10,7 |
10,1 |
6,4 |
% (в реальном выражении) |
2,3 |
4,4 |
4,4 |
1,4 |
Прирост к предыдущему году (расходы без учета
компенсации выпадающих | ||||
млрд. рублей |
905,0 |
939,4 |
1 194,4 |
1 137,6 |
% (в номинальном выражении) |
8,9 |
8,5 |
10,0 |
8,6 |
% (в реальном выражении) |
2,3 |
2,4 |
4,3 |
3,5 |
Мировой экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общеэкономической конъюнктуры, вызванную ориентацией экономики этих регионов на отдельные отрасли – металлургия, машиностроение и т.п. Таким регионам следует проводить диверсификацию региональной экономики, а также осуществлять иные мероприятия, направленные на сглаживание конъюнктурных колебаний доходной базы региональных бюджетов.
Взаимосвязанной с описанной группой рисков является и проблема зависимости бюджетов ряда субъектов Российской Федерации от крупных налогоплательщиков – юридических и физических лиц, в результате чего доходы региональных бюджетов зависят не только от доходов таких налогоплательщиков, но и от места их регистрации.
Субъекты Российской Федерации, доходы которых зависят от динамики общеэкономической конъюнктуры и от места регистрации крупных налогоплательщиков, должны формировать фонды финансовых резервов – Резервные фонды субъектов Российской Федерации.
Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.
С этой целью в 2012 году будет продолжена поддержка реализации субъектами Российской Федерации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Стимулирование вышеуказанных преобразований на региональном уровне способствует повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.
Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.
Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби15. В свою очередь стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой, несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, – все это, безусловно, негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете – уровне жизни населения.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
(в % к экономически активному населению)
1 Специализированный сайт Википедия // http://ru.wikipedia.org/
2 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под. ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – С.527
3 Климович, В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие / В.П. Климович. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 185.
4 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под. ред. Г.Б. Полякова. – М.: Юнити, 2001. – С. 231.
5 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под. ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – С. 562.
6 Специализированный сайт СМИ // http://www.rosbalt.ru/
7 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С.315.
8 Сенчагов, В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // В. Сенчагов // Вопросы экономики. – 2007. – №5. – С. 67-68.
9 Климович, В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие / В.П. Климович. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 157.
10 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С.340.
11 Климович, В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие / В.П. Климович. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.212.
12 Бендиков, М.А. Некоторые финансовые аспекты реализации научно-промышленной политики // М.А. Бендиков, О.Е. Хрусталев // Финансы и кредит. – 2007. – № 15. – С. 4.
13 Швецов, Ю.Г. Теоретические аспекты финансов как экономической категории // Ю.Г. Швецов, И.М. Камнев // Финансовый бизнес. – 2007. – № 2. – С.74-75.
14 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С.362.
15 ЛОББИ (лоббизм, лоббирование) (от англ. lobby – кулуары) – действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда – подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов. Принято выделять аграрное лобби и промышленное лобби.
Информация о работе Финансовая политика в РФ, ее сущность и функции