Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны. В разработке финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Содержание и классификация финансовой политики…………………………….4
1.1 Сущность финансовой политики…………………………………………....4
1.2 Классификация финансовой политики……………………………………..6
2. Основы разработки и реализации государственной (муниципальной) финансовой политики……………………………………………………………….7
3. Проблемы повышения эффективности государственной финансовой политики РФ……………………………………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

Реализация финансовой политики также  должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для  реализации задач и функций, возложенных  на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью  улучшения экономического положения  государства и социальной защиты населения.

На построение финансовой политики государства оказывает влияние  и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной  системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

 

    1. Проблемы повышения эффективности государственной финансовой политики

 

О необходимости  проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой  факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или, по крайней мере, существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.  Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.  Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.  При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. В то же время только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись.

 Поэтому  должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел  бы «рамочный характер» для  финансовых и социальных нормативов  или стандартов, а также определял  методику определения конкретных  значений внутри этих показателей.  Формирование целей - это также  управляемый (регулируемый) процесс.  Например, в настоящее время реальный  рост доходов населения пока  не приводит к качественным  изменениям в целенаправленности  его расходов. Среди них, к сожалению,  почти отсутствуют долгосрочные  потребности: покупка или постройка  жилья. И государство пока сделало  недостаточно необходимых усилий  по развитию жилищного строительства,  в том числе на базе становления  ипотечного кредитования.

Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов  людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному  притоку средств населения в  качестве инвестиций в развитие реального  сектора экономики – в сферу  строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее  повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых  поступлений в бюджеты всех уровней  и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.  Очень  важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в  казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия  запасов разведанных природных  ресурсов, развитого промышленного  производства и других благоприятных  факторов, возможно, привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных  средств.

 Ресурсами финансовой политики являются:  во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;  во-вторых, величина собственного финансового капитала; в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры. 

Взаимодействие  в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.  В настоящее  время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят, в конечном счете, к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики. 

Российская  Федерация, как и ее большинство  субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий  далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными  запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт  в необработанном виде, не комплексное  освоение месторождений и т.д.,).

Неполное  использование возможностей объясняется  отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более  комплексному освоению и более полному  использованию сырья.  В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж. 

   Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.  Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе была рассмотрена современная финансовая политика России, с её проблемами и  перспективами.  На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы. Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.  Финансовая политика, представляет собой совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы  развития страны. 

  Для формирования  предложений по усилению единой  финансовой политики России целесообразно  было бы создать соответствующий  временный рабочий орган или  комиссию при Президенте РФ  или Правительстве РФ с целью  подготовки пакета проектов конкретных  решений, требующих проработки  различных ведомств и с участием  субъектов РФ. 

В заключение хотелось бы сказать, что финансовая политика является важным элементом успешного развития страны. Для ее реализации необходим не только титанический труд всех финансовых и нефинансовых структур, но и ясное осмысление необходимости ее совершения. Это, прежде всего, характеризуется нестабильной обстановкой в мире – все идет к образованию новых финансовых держав и Россия имеет все шансы занять достойное место среди них.  Возможно, извлекая уроки из всей финансовой системы, мы создадим кардинально новую справедливую финансовую систему путем проведения смелой и решительной финансовой политики.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Злобина А.А. Финансы. – М.: МГИП, 2010
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Д. Медведева на 2013-2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/15786
  3. Семенченков М.Г. Финансовая политика государства / М.Г. Семенченков - М.:, 2010.
  4. Мамедов А.А. Страховая политика как составная часть финансовой политики государства// А.А. Мамедов/ Страховое дело. – 2009
  5. Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики// Финансы и кредит. - 2008
  6. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия – М., 2009
  7. Говтань О. Дж. Финансовая политика РФ. // Проблема прогнозирования – М., 2009
  8. Издательский дом / Финансы и кредит : журнал / [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.fin-izdat.ru/journal/fc/2013., 2013

 


Информация о работе Финансовая политика государства