Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является рассмотрение финансовой политики государства.

Задачи:

- раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;

- рассмотреть виды, типы и элементы финансовой политики;

- описать современное состояние бюджетной системы и политики РФ;

- раскрыть проблемы и наметить перспективы развития российской финансовой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики…………...5

1.1. Содержание и сущность финансовой политики…………………………..5

1.2. Типы финансовой политики………………………………………………..13

1.3. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………16
2 Проведение финансовой политики в России…………………………………...21

2.1. Элементы финансовой политики…………………………………………..21

2.2. Современное состояние бюджетной системы и политики

Российской Федерации…………………………………………………………….24

2.3 Проблемы и перспективы развития российской

финансовой политики……………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

инистерство сельского хозяйства РФ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

    Задачи финансовой политики:

 

    - обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

 

    - установление рационального с  точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

 

    - организация регулирования и  стимулирования экономических и  социальных процессов финансовыми  методами;

 

    - выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами стратегии;

 

    - создание эффективной системы  управления финансами.

 

    Отдельной задачей финансовой  политики выделяется повышение  эффективности использования финансовых  ресурсов путём их распределения  между сферами общественного  производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все выше перечисленные задачи.[5]

 

    При выработки и проведении  финансовой политики необходимо  соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании  мероприятий, проводимых во всех  звеньях финансовой системы страны, путём их ориентации на выполнение  основной задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой политикой и основными составными частями экономической политики – кредитной, в области ценообразования, заработной платы.[6]

 

    Содержание финансовой политики  достаточно сложное, т.к. широкий комплекс мероприятий. Оно определяется:

 

    - разработку обшей концепции  финансовой политики, определение  ее основных направлений, целей, главных задач;

 

    - соответствующей теоретической  и разработанной на её основе  концепцией, определяющей роль государства в области финансов;

 

    - создание адекватного финансового  механизма;

 

    - разработкой основных направлений  и целей в достижении макроэкономических  показателей, обеспечивающих сбалансированность  доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

 

    - управление финансовой деятельностью  государства и других субъектов  экономики;

 

    - осуществлением практических мер  по реализации этих целей с  помощью всей совокупности финансовых  инструментов и государственных институтов.[7]

 

    Следовательно, финансовая политика  – определение целей и задач, на решение которых направляется  процесс формирования, распределения  и перераспределения общественного  богатства для обеспечения финансовыми  ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.[8]

 

     Финансовая политика в зависимости  от длительности периода и  характера решаемых задач подразделяется  на финансовую стратегию и  финансовую тактику.

 

   Финансовая стратегия – долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс.[9]

 

    Реализацию финансовой политики  обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

 

    Краткосрочная финансовая политика  государства направлена, прежде  всего, на обеспечение текущей  внутригодовой сбалансированности  централизованных финансов. Государственная краткосрочная финансовая политика имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

 

    Долгосрочная финансовая политика государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического курса.

 

    Основными проблемами долгосрочной  финансовой политики государства  являются: система финансово-кредитных  органов управления; бюджетная система  и бюджетное устройство страны; кредитная система страны и  ее сеть; пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ; политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней; выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.[10]

 

    С ростом внешнего и внутреннего  государственного долга самостоятельность  государственной финансовой политики  сужается в связи с необходимостью  выполнения ряда условий, например, внешних кредитов для реструктуризации задолженности и получения новых кредитов. Вместе с этим реальная самостоятельность государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и своеобразно сложившейся финансово-экономической ситуации. Например, представленный и утвержденный Государственной Думой Федеральный бюджет может быть составлен и исполнен по- разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности от существующей на 50% , а другой на 30%, а реально профинансировать эти потребности на 90 или все 100% назначений. Подобные комбинации многочисленны.

 

1.2. Типы  финансовой политики

    Развитие государства связано  с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.[11]

 

    На современном этапе известны  три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.

 

    До конца 20-х годов прошлого  столетия основным типом финансовой  политики большинства стран был  классический ее вариант. Классическая  теория практически отводила  государству «роль ночного сторожа». Основа фин. политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.[12]

 

     Такая финансовая политика была  основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения равновесного (сбалансированного) бюджета.[13]

 

    Планово-директивная финансовая политика применялась в странах. использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства. плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.[14]

 

    Планово-директивная финансовая  политика проводилась практически  во всех бывших социалистических  странах. Она показывала свою  достаточно высокую эффективность  в годы, когда требовалась максимальная  концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства. В то же время проведение такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства. 

 

    Бурное развитие производительных  сил поставило перед государствами  еще в 19 веке вопрос об изменении  подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом  в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике.

 

    Регулирующая теория, в основу  которой положена экономическая  теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство  государства в циклическое развитие  экономики с помощью определённых  финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие).[15]

 

    Система налогов в условиях  регулирующей финансовой политики  кардинально изменяется. Главным  механизмом регулирования становится  подоходный налог, использующий  прогрессивные ставки. Большое внимание  в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.    Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

 

    В 70-х годах в основу финансовой  политики была положена неоконсервативная  стратегия. Эта разновидность ограничивает  вмешательство государства в  экономику и социальную область. Регулирование экономики становится  многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и др.[16]

 

 

1.3. Виды  финансовой политики и механизм  ее реализации

    С развитием капитализма возникла  потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики. Прямой толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929-1933гг., который поставил под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Работы Джона Мейнарда Кейнса и его последователей раскрыли и обосновали принципы финансовой политики.

 

    Экономисты подразделяют финансовую  политику на следующие виды: политика  экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

 

    Под политикой экономического  роста, понимают систему финансовых  мер, направленных на увеличение  фактических объемов валового  национального продукта и повышение  уровня занятости. Такая финансовая политика включает рост государственных расходов и снижение налогового бремени.

 

    Если правительство использует  меры фискальной политики и  политики государственных расходов, пытаясь тем самым удержать  объем выпуска продукции на  его обычном уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государство проводит политику стабилизации. Политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.[17]  

 

     Политика ограничения деловой  активности, напротив направлена  на уменьшение реального объема  ВНП по сравнению с его потенциальным  уровнем и применяется правительством в период подъема с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции.

 

    Сдерживающая политика подразумевает  уменьшение правительственных расходов  и увеличение налогов.

 

    Иначе говоря, финансовая политика  должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

 

    Реализация финансовой политики  проводится в три этапа:

 

    1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

 

     2. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период (выработка стратегии и тактики финансовой политики), при этом учитываются возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

Информация о работе Финансовая политика государства