Задачи финансовой политики:
- обеспечение условий для формирования
максимально возможных финансовых
ресурсов;
- установление рационального с
точки зрения государства распределения
и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и
стимулирования экономических и
социальных процессов финансовыми
методами;
- выработка финансового механизма
и его развитие в соответствии
с изменяющимися целями и задачами
стратегии;
- создание эффективной системы
управления финансами.
Отдельной задачей финансовой
политики выделяется повышение
эффективности использования финансовых
ресурсов путём их распределения
между сферами общественного
производства, а также их концентрация
на главных направлениях экономического
и социального развития общества. В процессе
выработки финансовой политики определяются
принципы построения финансового механизма,
позволяющего наиболее успешно выполнить
все выше перечисленные задачи.[5]
При выработки и проведении
финансовой политики необходимо
соблюдение комплексного подхода,
заключающегося в согласовании
мероприятий, проводимых во всех
звеньях финансовой системы страны,
путём их ориентации на выполнение
основной задачи определённого этапа
развития, а также обеспечение тесной
взаимосвязи между финансовой политикой
и основными составными частями экономической
политики – кредитной, в области ценообразования,
заработной платы.[6]
Содержание финансовой политики
достаточно сложное, т.к. широкий комплекс
мероприятий. Оно определяется:
- разработку обшей концепции
финансовой политики, определение
ее основных направлений, целей,
главных задач;
- соответствующей теоретической
и разработанной на её основе
концепцией, определяющей роль государства
в области финансов;
- создание адекватного финансового
механизма;
- разработкой основных направлений
и целей в достижении макроэкономических
показателей, обеспечивающих сбалансированность
доходов и расходов государства
на текущий период и перспективу;
- управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов
экономики;
- осуществлением практических мер
по реализации этих целей с
помощью всей совокупности финансовых
инструментов и государственных
институтов.[7]
Следовательно, финансовая политика
– определение целей и задач,
на решение которых направляется
процесс формирования, распределения
и перераспределения общественного
богатства для обеспечения финансовыми
ресурсами непрерывного воспроизводственного
процесса и удовлетворения отдельных
конкретных потребностей воспроизводства.[8]
Финансовая политика в зависимости
от длительности периода и
характера решаемых задач подразделяется
на финансовую стратегию и
финансовую тактику.
Финансовая
стратегия – долговременный план. Финансовая
тактика направлена на решение задач конкретного
этапа развития общества, отличающийся
гибкостью, динамичностью, и обычно задачи
финансовой тактики ограничены годом
или несколько большим промежутком времени.
Финансовая стратегия и тактика должны
быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется
стратегии. Если государство не добивается
результатов с помощью тактики, приходится
вносить коррективы в стратегический
курс.[9]
Реализацию финансовой политики
обеспечивает совокупность мероприятий
государства, направленных на мобилизацию
финансовых ресурсов, их распределение
и перераспределение для выполнения государством
его функций и программ – долгосрочных,
среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее
место среди этих мероприятий принадлежит
правовой регламентации форм и норм финансовых
отношений.
Краткосрочная финансовая политика
государства направлена, прежде
всего, на обеспечение текущей
внутригодовой сбалансированности
централизованных финансов. Государственная
краткосрочная финансовая политика имеет
своей главной целью достижение поддержание,
повышение ликвидности квартальных и
годового бюджетного и кредитного балансов,
или снижение степени не ликвидности таких
балансов.
Долгосрочная финансовая политика
государства носит долговременный и часто
скрытый характер. Она охватывает фундаментальные
проблемы функционирования и управления
не только государственными финансами,
но финансами предприятий негосударственного
хозяйства. Долгосрочная политика зависит,
прежде всего, от двух факторов: политический
и личный. Первый, - выражается в невозможности
проведения долгосрочной финансовой политики
вне рамок общего политического курса.
Второй фактор в решающей мере определяет
содержание долгосрочной финансовой политики
в рамках принятого политического курса.
Основными проблемами долгосрочной
финансовой политики государства
являются: система финансово-кредитных
органов управления; бюджетная система
и бюджетное устройство страны;
кредитная система страны и
ее сеть; пропорции распределения вновь
созданной стоимости и замена источников
народно-хозяйственного развития; укрепление
национальной безопасности рубля и подготовка
реформ; политика в области национальных
рублевых и валютных резервов, золота,
драгоценных металлов и камней; выбор
и корректировка соотношения размеров
государственного хозяйства с народным
хозяйством; выбор и корректировка политики
в области государственного кредита. Долгосрочная
государственная финансовая политика
призвана обеспечить в перспективе непрерывное
расширение экономической базы денежного
распределения в стране.[10]
С ростом внешнего и внутреннего
государственного долга самостоятельность
государственной финансовой политики
сужается в связи с необходимостью
выполнения ряда условий, например,
внешних кредитов для реструктуризации
задолженности и получения новых кредитов.
Вместе с этим реальная самостоятельность
государственной финансовой политики
вне внешних обязательств есть степень
свободы перераспределять в рамках принятых
политических решений и своеобразно сложившейся
финансово-экономической ситуации. Например,
представленный и утвержденный Государственной
Думой Федеральный бюджет может быть составлен
и исполнен по- разному. Можно заложить
в проект удовлетворение одной потребности
от существующей на 50% , а другой на 30%, а
реально профинансировать эти потребности
на 90 или все 100% назначений. Подобные комбинации
многочисленны.
1.2. Типы
финансовой политики
Развитие государства связано
с изменением финансовой политики.
Использование того или иного типа финансовой
политики определяется особенностями
текущего этапа развития экономики и социальной
сферы, интересами правящих партий и социальных
групп и господствующими теоретическими
концепциями, влияющими на экономический
и политический курс государства. Все
это обеспечивает сохранение и развитие
существующей в данном государстве системы
общественных отношений.[11]
На современном этапе известны
три типа финансовой политики:
классическая, планово – директивная,
регулирующая. Основу каждой из них
составляли соответствующие экономические
теории.
До конца 20-х годов прошлого
столетия основным типом финансовой
политики большинства стран был
классический ее вариант. Классическая
теория практически отводила
государству «роль ночного сторожа».
Основа фин. политики, по мнению «классиков»,
- достижение полной свободы рыночных
отношений. Именно рынок является основным
регулятором, способствующим во всех случаях
экономическому росту и сбалансированности
ресурсов общества. Государство должно
обеспечить функционирование рынка определёнными
правовыми нормами, стремясь минимизировать
все государственные расходы, представляющие
собой дополнительные издержки для предпринимателя.[12]
Такая финансовая политика была
основана на трудах классиков
политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и
их последователей. Основное ее направление
– невмешательство государства в экономику,
достижение полной свободы рыночных отношений,
использование рыночного механизма как
главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных
расходов и исполнение равновесного бюджета.
Система налогообложения должна была
создать необходимое поступление средств
для обеспечения равновесного (сбалансированного)
бюджета.[13]
Планово-директивная финансовая политика
применялась в странах. использовавших
административно-командную систему управления
экономикой. Основанная на государственной
собственности на средства производства.
плановая система управления позволяла
осуществлять прямое директивное руководство
всеми сферами экономики и социальной
жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой
политики в этих условиях – обеспечение
максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства для их последующего
перераспределения в соответствии с основными
направлениями государственного плана.[14]
Планово-директивная финансовая
политика проводилась практически
во всех бывших социалистических
странах. Она показывала свою
достаточно высокую эффективность
в годы, когда требовалась максимальная
концентрация финансовых ресурсов для
обеспечения чрезвычайных расходов государства.
В то же время проведение такой финансовой
политики в условиях нормального функционирования
экономики привело к отрицательным последствиям:
снижению эффективности производства,
замедлению развития социальной сферы
общества, резкому ухудшению финансового
положения государства.
Бурное развитие производительных
сил поставило перед государствами
еще в 19 веке вопрос об изменении
подходов к финансовой политике.
Особенно остро встал вопрос об этом
в конце 20-х годов прошлого столетия, когда
обострился комплекс экономических, политических
и социальных проблем большинства государств.
В этот период в индустриально развитых
странах осуществлялся переход к регулирующей
финансовой политике.
Регулирующая теория, в основу
которой положена экономическая
теория Дж. М. Кейнса и его последователей,
предусматривает вмешательство
государства в циклическое развитие
экономики с помощью определённых
финансово – кредитных инструментов
(бюджета, налогов, ставок процента и другие).[15]
Система налогов в условиях
регулирующей финансовой политики
кардинально изменяется. Главным
механизмом регулирования становится
подоходный налог, использующий
прогрессивные ставки. Большое внимание
в финансовом механизме уделяется
системе государственного кредита, на
основе которого проводится политика
дефицитного финансирования.
Изменяется система управления финансами.
Вместо единого органа управления возникает
несколько самостоятельных специализированных
органов.
В 70-х годах в основу финансовой
политики была положена неоконсервативная
стратегия. Эта разновидность ограничивает
вмешательство государства в
экономику и социальную область.
Регулирование экономики становится
многоцелевым. Кроме экономического
роста и занятости государство регулирует
денежное обращение, валютный курс, социальные
факторы экономики, структурную перестройку
хозяйства и др.[16]
1.3. Виды
финансовой политики и механизм
ее реализации
С развитием капитализма возникла
потребность в разработке и систематическом
проведении финансовой политики. Прямой
толчок к составлению и осуществлению
программ финансовой политики дал экономический
кризис 1929-1933гг., который поставил под
сомнение способность рыночной системы
к саморегулированию без активного вмешательства
государства в экономическую жизнь. Работы
Джона Мейнарда Кейнса и его последователей
раскрыли и обосновали принципы финансовой
политики.
Экономисты подразделяют финансовую
политику на следующие виды: политика
экономического роста, политика стабилизации
и политика ограничения деловой активности.
Под политикой экономического
роста, понимают систему финансовых
мер, направленных на увеличение
фактических объемов валового
национального продукта и повышение
уровня занятости. Такая финансовая
политика включает рост государственных
расходов и снижение налогового бремени.
Если правительство использует
меры фискальной политики и
политики государственных расходов,
пытаясь тем самым удержать
объем выпуска продукции на
его обычном уровне и поддержать стабильность
цен, то считается, что государство проводит
политику стабилизации. Политика экономического
роста может проводиться государством
и в период, когда свойственный стране
объем производства уже превышен и производство
стремится к его потенциальному уровню,
в то время как стабилизационная политика
таких целей преследовать не имеет права.[17]
Политика ограничения деловой
активности, напротив направлена
на уменьшение реального объема
ВНП по сравнению с его потенциальным
уровнем и применяется правительством
в период подъема с целью предотвращения
кризиса перепроизводства и инфляции.
Сдерживающая политика подразумевает
уменьшение правительственных расходов
и увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика
должна ориентироваться на положительное
сальдо правительственного бюджета, если
перед экономикой стоит задача контроля
над инфляцией.
Реализация финансовой политики
проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных
концепций развития финансов, которая
формируется на основе изучения требований
экономических законов, анализа перспектив
совершенствования производства и состояния
потребностей населения.
2. Определение основных направлений
использования финансов на перспективу
и текущий период (выработка стратегии
и тактики финансовой политики), при этом
учитываются возможности роста и падения
финансовых ресурсов, а также внешние
и внутренние политико-экономические
факторы.