Исполнение бюджета 2009 финансового
года осуществлялось в сложных
кризисных условиях. Для смягчения
ситуации основной объем расходов в 2009
г. был сохранен, несмотря на существенное
снижение доходов.
Расходы федерального бюджета
на 2009 г. запланированы на уровне
9, 93 трлн. руб., в январе – октябре
исполнены на 73,5 % от плана. Дефицит
федерального бюджета – 2009 изначально
прогнозировался на уровне 8,3 % ВВП, однако
с учетом высоких цен на нефть и проводимой
курсовой политики удалось сократить
дефицит бюджета до 6,9 % ВВП.
В этом году из Резервного
фонда в бюджет было направлено
2,8 трлн. руб.
На протяжении последних десяти
лет федеральный бюджет исполнялся
с профицитом, превышение доходов
над расходами обеспечивали высокие
мировые цены на энергоносители.[20]
Современное бюджетное планирование
основывается на методе «от
достигнутого». При этом отсутствует экономическая
и социальная оценка эффективности бюджетных
расходов. Это ведет к неэффективному
использованию средств, их распылению
и повышенной в них потребности, ослаблен
контроль за использованием бюджетных
ассигнований.
Таким образом, современное состояние
российской бюджетной системы
характеризуется:
- стягиванием значительной доли
финансовых ресурсов в центральный
бюджет;
- делением всех доходных источников
на закрепленные, передаваемые в
ведение среднего и низового уровней
государственной власти, и регулирующие,
объемом которых распоряжается вышестоящий
орган;
- широкие масштабы перераспределения
финансовых ресурсов между звеньями
бюджетной системы;
- субъективизм при решении вопроса
об объеме средств, передаваемых конкретному
нижестоящему бюджету;
- ориентированная на расходы
методология формирования территориальных
бюджетов;
- ежегодный пересмотр процентов
отчислений от регулирующих доходов,
предоставляющий возможность держать
в зависимости нижестоящий орган власти.
2.3. Проблемы
и перспективы развития российской
финансовой
политики
Роль финансовой политики в
экономическом и социальном развитии
Российской Федерации трудно
недооценить. От степени ее рациональности
зависят темпы развития промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, связи
и других отраслей, а также субъектов РФ.
Прежде всего, финансовая политика
предполагает разработку некоего
плана, наличие конкретных ресурсов
для его осуществления, а также
последовательности разумных действий
на основе данного плана и имеющихся ресурсов
для достижения поставленных целей и задач.
Необходимо учитывать многие сопутствующие
моменты, и, прежде всего, существующую
социально-экономическую реальность,
в которой осуществляется финансовая
политика.
Несогласованность антимонопольной
и бюджетной политики ежегодно
влечет за собой принятие решений
о повышении цен и тарифов
на продукцию и услуги естественных
монополий, которое приводит к
тому, что в ходе реализации
уже принятых бюджетов всех уровней
появляются, во-первых, выпадающие доходы,
а во-вторых, дополнительные расходы. Так,
повышение тарифов на электроэнергию
и железнодорожные перевозки существенно
снижают прибыль большинства предприятий
и, следовательно, поступления в бюджеты
и одновременно приводят к удорожанию
коммунальных услуг для учреждений образования,
здравоохранения и культуры, а значит
и увеличению расходов бюджетов.
Ресурсами финансовой политики
являются величина развития производительных
сил, величина собственного финансового
капитала, степень развития финансовой
инфраструктуры. Взаимодействие в процессе
производства этих трех составляющих
и образует все основные финансовые потоки.
В настоящее время плановое регулирование
всех составляющих ресурсов финансовой
политики отсутствует.
Российская Федерация, как и ее
большинство субъектов, обладает
одними из крупнейших в мире
производительными силами, включая
людской потенциал, находящий далеко
не полное полезное применение;
производственные мощности предприятий,
загруженные лишь частично; огромными
запасами разведанных полезных ископаемых
и лесов, используемых в значительной
мере неэффективно. Неполное использование
возможностей объясняется отсутствием
необходимых денежных средств, необходимых
для переобучения людей, технического
перевооружении предприятий, освоения
выпуска новой продукции, создания новых
мощностей по более комплексному освоению
и более полному использованию сырья.
Значительным дополнительным ресурсом
финансовой политики является более
рациональное использование всех средств.
Привлечение этого значительного резерва
в основном зависит от повышения эффективности
работы всех бюджетополучателей, финансовых
органов, Главного управления федерального
казначейства, Департамента государственного
финансового контроля и Департамента
организации аудиторской деятельности
Министерства финансов РФ, Министерства
налогов и сборов РФ, а также их территориальных
органов, от их слаженности и согласованности
в работе.
Также необходимо выбрать наиболее
рациональные пути их достижения при данных
возможностях. В этой связи нередко понимают
лишь разработку бюджета, его принятие
и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются
лишь частичные изменения валютной, налоговой
и таможенной политик.
Существует организационная проблема
на пути проведения единой
финансовой политики - проблема наличия
межведомственных барьеров ее
реализации, если бы даже она
была выработана. Так, в настоящее
время, наряду с Министерством
финансов РФ, в качестве самостоятельных
органов управления финансами функционируют
Центральный банк РФ, Министерство РФ
по налогам и сборам, Федеральная служба
налоговой полиции РФ, Государственный
таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия
по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ,
Счетная палата РФ. Такое количество ведомств,
в принципе работающих на реализацию единой
цели неизбежно приводит к снижению конечного
результата их совместной работы.
Создание рыночных отношений
невозможно без проведения новой
финансовой политики. Проведение такой
политики потребовало в первую очередь
основополагающих теоретических разработок,
анализа и учета действующей практики
при проведение реформ для оперативного
внесения соответствующих координат.
Главной задачей в бюджетной
политике было и остается укрепление
государственных финансов, снижение бюджетного
дефицита, создание благоприятных финансовых
условий для развития отраслей народного
хозяйства.[21]
Мировой практикой доказано, что:
- налоговая система должна быть
открытой; увеличение числа налогов, объектов
обложения приводит к повышению расходов
по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;
-основой налоговой базы должны
выступать прямые налоги (на доходы
имущества);
-превалирование косвенной системы
налогообложения приводит к увеличению
налогового бремени основной массы доходов,
что предопределяется относительно одинаковым
уровнем потребления при разных уровнях
доходов;
-косвенные налоги целесообразно
вводить для ограничения потребления
товаров, вредных для здоровья, а
также на предметы роскоши и т. п.;
- высокие налоги приводят к
утечке капитала;
- в кризисные для экономики
периоды необходимо уменьшать
бремя налоговой нагрузки, что
способствует мобилизации внутреннего
инвестиционного потенциала.
Из всего вышесказанного можно сделать
следующие выводы:
1. проведенный анализ существующей
практики показывает наличие
резервов повышения эффективности,
как в подготовке, так и в
реализации финансовой политики.
В этой связи необходимо усилить
роль Минфина РФ в координации деятельности
всех ведомств, причастных к проведению
единой финансовой политики государства.
3. для формирования предложений
по усилению единой финансовой
политики целесообразно было
бы создать соответствующий временный
рабочий орган или комиссию при Президенте
РФ или Правительстве РФ с целью подготовки
пакета проектов конкретных решений, требующих
проработки различных ведомств и с участием
субъектов РФ.
4. существование рациональной финансовой
политики субъектов РФ является
положительным фактором развития экономики
государства и, наоборот, ее отсутствие
тормозит развитие экономики, как конкретного
региона, так и страны в целом. В условиях
фактического разрушения жесткой вертикали
управления финансовыми органами субъектов
Федерации финансовая политика регионов
пока осуществляется каждым из них самостоятельно
в меру понимания важности данных усилий
и в меру кадровых возможностей каждого
из них. Необходимо восстановить вертикальную
зависимость деятельности территориальных
финорганов от Минфина РФ и на более серьезном
уровне, чем даже было, т.к. в противном
случае значительно снижается возможность
проведения единой финансовой политики
государства.
5. одновременно в рамках субъектов
РФ целесообразно создать единый
механизм тесного взаимодействия всех
управлений и представительств Министерства
финансов Российской Федерации, работающих
в республиках, краях и областях. В настоящее
время особенно остро проявились недостатки
финансовой политики, сдерживающие экономическое
и социальное развитие Российской Федерации.
К ним относятся:
- догматический характер финансовой
политики, ее неспособность быстро
реагировать на изменяющиеся
условия развития нашего государства;
- отсутствие стратегических разработок;
- проведение частичных, малообоснованных
тактических мероприятий, ориентированных
на сиюминутную выгоду;
- отрыв финансовой политики от
фактического состояния дел в
экономике;
- нарушение сбалансированности
государственного бюджета Российской
Федерации;
- остаточный подход при определении финансовой
базы удовлетворения социальных потребностей
граждан.
Все это прямо сказывается
на неразвитости бюджетной системы
и финансовой политики страны.
В результате бюджет недополучает
значительное количество доходов. Снижение
оптовых цен промышленности является
одной из главных причин сокращения поступления
доходов в федеральный бюджет.
Особую проблему составляет недопоступление
налоговых платежей, главными причинами
этого стали ухудшение макроэкономических
и финансовых показателей по сравнению
с принятыми в бюджете, рост неплатежей
в народном хозяйстве, прямое уклонение
от уплаты налогов (укрывательство многими
налогоплательщиками своих доходов).
Это говорит о необходимости
пересмотрения фискальной политики:
- ужесточение налоговой дисциплины;
- упрощение налоговой системы;
- налоговое стимулирование торговли
и производства конкурентоспособных
отечественных товаров.
Таким образом, настоящая ситуация
с бюджетной (финансовой) политикой
характеризуется большой сложностью.
К примеру, нынешний механизм перераспределения
средств между бюджетами различных уровней,
включающий 6 различных форм. Ему присущи
два коренных недостатка:
- действующий механизм оказания
финансовой помощи сформировался
в условиях жесткого централизма единой
бюджетной системы бывшего Советского
Союза, в основу его положена цель жесткого
регулирования из центра;
- основанный на стремлении обеспечить
баланс между доходами и расходами
по каждому бюджету, он подавлял
инициативу нижестоящих органов власти
к изысканию дополнительных финансовых
ресурсов.
Сегодня средства бюджета не
попадают на счета министерств
и ведомств, а доводятся на
основании их распоряжений до
конкретных получателей на местах.
При этом объем распорядительных прав
ведомств не ущемлен, а подконтрольность
бюджетных ресурсов многократна возросла.
Передача бюджетных средств непосредственно
потребителям через казначейства в регионах
практически страхует валютный рынок
страны от резких выбросов рублевой массы.
Существует
проблема, состоящая в том, что
местные бюджеты не обладают
достаточными финансовыми ресурсами
и это вызывает нарушение налогового
законодательства и недоплаты
в федеральный бюджет. Это объясняется
рядом следующих причин:
- высокая степень концентрации
финансовых ресурсов в федеральном
бюджете страны, что снижает значение
региональных и местных бюджетов;
- действующая практика формирования
территориальных бюджетов, при которой
сохранен в своей основе механизм
централизованно устанавливаемых нормативов
отчислений в местные бюджеты;
- тенденция переведения расходов
вниз без подкрепления доходами,
что приводит к дотации ранее
сбалансированных местных бюджетов;
- принятие федеральными органами
власти таких решений, которые адресуются
нижестоящим управленческим структурам,
но не сопровождаются достаточными финансовыми
ресурсами;
- доминирующая роль регулирующих
доходов в структуре поступлений
средств в региональные и местные
бюджеты и низкой долей закрепленных
за территориями налоговых платежей.
В заключение надо сказать, что,
несмотря на некоторые негативные
тенденции в российской финансовой
политике, проводящиеся реформы
открывают широкие перспективы
развития, как государственного, так
и частного сектора экономики.