Финансовая политика российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 5
1.1. Определение финансовой политики на государственном уровне 5
1.2. Содержание и значение финансовой политики на региональном уровне 5
1.3. Цели и задачи региональной финансовой политики 7
2. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 10
2.1. Виды направлений финансовой политики 10
2.2. Финансовое планирование 21
2.3. Решение задач в направлениях финансовой политики 22
2.4. Тенденции финансовой политики России на современном уровне 24
3. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ 25
3.1. Финансовая политика Нижегородской области 26
3.2. Финансовая политика Калининградской области 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Виноградова А.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)
 

       Чтобы сравнивать региональные различия в  душевых инвестициях, необходима корректировка  на удорожание затрат в регионах. Существующий с советских лет коэффициент  удорожания капитальных затрат имеет свои дефекты, поскольку он оценивает только затраты на строительство и не для регионов, а для укрупненных территорий. Например, он одинаково высок для Чукотки и Приморского края, хотя условия в них различны, а в Москве он ниже, чем в регионах Поволжья, что не соответствует реальным различиям в современной стоимости строительства. К сожалению, других корректирующих коэффициентов для инвестиций нет, а использование коэффициента стоимости фиксированного набора товаров и услуг не позволяет учесть все удорожающие факторы, поскольку этот коэффициент разработан Росстатом для сопоставления потребления населения.

       Душевые инвестиции, скорректированные на коэффициент  удорожания капитальных затрат, подтверждают явное лидерство нефтегазодобывающих регионов и крупнейших агломераций (табл. 2),[4,с.81.].  
 

       Таблица 2

Лидерство нефтегазодобывающих регионов по душевным инвестициям

       Лидеры К средним по РФ, %        Аутсайдеры К средним по РФ, %
Нефтегазодобывающие          Депрессивные  регионы         
Ненецкий  АО 1404 Псковская область        36
Ямало-Ненецкий АО 897 Ульяновская область        36
Ханты-Мансийский АО 412 Брянская область        33
Сахалинская область 281 Курганская  область        27
Республика  Коми 92 Слаборазвитые регионы Юга         
Томская область 88 Республика  Адыгея        31
Крупнейшие агломерации          Республика  Дагестан        30
Ленинградская область 202 Республика  Северная Осетия        27
г. Москва 172 Кабардино-Балкарская республика        24
г. Санкт-Петербург 138 Республика  Ингушетия        20
Московская  область 118 Восточные регионы         
Относительно  развитые                 Республика  Алтай        33
Республика  Татарстан 122        Камчатская  область        30
Липецкая  область 97        Иркутская область        30
Ярославская область 87 Еврейская авт. Область        30
Республика  Якутия 84 Республика  Хакасия        28
Приморские          Читинская область        26
Калинингpадская область 116        Приморский  край        23
Краснодарский край 81        Алтайский край        21
С особыми условиями                 Республика  Бурятия        21
Чукотский АО 234        Республика  Тыва        7
 

       Инвестиционный  «бум» на Чукотке, а до этого в  Калмыкии был обусловлен иным фактором - институциональным: территории этих регионов стали внутренними оффшорами, и доходы, полученные от «прописки» бизнеса, позволили нарастить инвестиции. Так, в Чукотском АО душевые инвестиции в 2002-2004 гг. превышали средний показатель по стране в 2,5-4,4 раза. Но срок особых привилегий не бывает долгим, для Калмыкии он завершился еще в начале 2000-х гг., а с 2005 г. и Чукотка перестала быть местом прописки трейдеров "Сибнефти", проданной "Газпрому". С потерей особых преимуществ душевые инвестиции в автономном округе резко сократились и в 2007 г. оказались на 9% ниже среднего уровня по стране.

       Среднероссийский  показатель сильно завышен из-за огромных инвестиций в Москву и нефтегазовые округа, поэтому группа относительно развитых регионов существенно отставала  от лидеров, за исключением Татарстана с его особыми условиями финансирования из федерального бюджета. В середине 2000-х гг. подтянулись к среднему уровню инвестиции в приморские регионы Европейской России, расположенные на основных торговых путях. Однако половина регионов имеет душевые инвестиции менее 50% от средних по стране (с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат). Среди аутсайдеров депрессивные регионы, республики Юга и большинство восточных регионов, причем не только слаборазвитых: в Красноярском крае и Новосибирской области душевые инвестиции в среднем за 2002-2007 гг. составляли немногим более трети от средних по стране (с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат). В целом география инвестиций первой половины 2000-х годов усиливала экономическое неравенство регионов и отставание слаборазвитых территорий и востока страны.

       Отношение душевых инвестиций в основной капитал  в регионах к средним по РФ (среднее =100%) за 2002-2007 гг., с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат.

       В 2007 г. лидерами по душевым инвестициям  оказались в основном те регионы, в которых и в начале 2000-х  гг. показатели были выше. Хотя некоторые  изменения все же есть: возросли инвестиции в Якутии (до 110% от средних по стране в 2007 г. с корректировкой на удорожание) в связи с освоением новых месторождений углеводородов, снизились инвестиции в Татарстане после «бума» к тысячелетию Казани (до 97%), несколько лет теряет позиции Пермская область. Другие развитые регионы-лидеры «второго эшелона» по-прежнему инвестируются существенно хуже среднего уровня по стране, их экономика все еще развивается на старых советских мощностях и остро нуждается в модернизации. Недостаточно устойчив рост инвестиций и в перспективных приморских регионах: в 2007 г. в Калининградской области душевой показатель опустился ниже среднего по стране (до 97%), а в Краснодарском крае последние три года душевые инвестиции не превышают 75% от средних, несмотря на грядущую Олимпиаду (хотя следует учитывать, что коэффициент удорожания для края и всего юга достаточно высок - 1,3 раза). Таким образом, доминирующий вектор инвестиций в нефтегазовые территории и столичные агломерации сохраняется. Сохранился тот же медианный уровень - в половине субъектов РФ душевые инвестиции в 2007 г. были в два и более раз ниже среднероссийских, в том числе в промышленно развитых Красноярском крае, Иркутской области, Хакасии, Ростовской, Волгоградской, Тульской и других областях. Устойчивый минимум инвестиций имеют республики Северного Кавказа и юга Сибири (наряду с автономными округами), а также важнейшие с геополитической точки зрения дальневосточные регионы – Приморский край и Камчатка.

    1. Финансовое  планирование

       Финансовую  региональную политику можно разделить на:

       - краткосрочную (годовые бюджеты);

       - среднесрочную (3-5 лет);

       - долгосрочную (обычно на 7-10 лет).

       Общая финансовая политика региона должна быть направлена на сочетание финансового  обеспечения выполнения текущих  задач и программ региона, выполнения среднесрочных и долгосрочных программ развития, на повышение финансовой самообеспеченности региона,  на развитие финансовых рынков[№13.C. 101.]. На улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. На выполнение всех финансовых обязательств региона.

       Финансовое  прогнозирование и планирование является составляющей общих программ (планов) развития экономики региона. Различают долгосрочное, среднесрочное  и ежегодное финансовое планирование (составление и утверждение ежегодного бюджета).

       Долгосрочное  финансовое планирование базируется  на прогнозировании территориальных доходов и расходов  субъекта РФ на срок 5-10 лет.

       Финансовое  долгосрочное планирование базируется:

       -  на долгосрочной программе развития страны;

       -  на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона;

       -  на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;

       -  на прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущих трансфертов;

       -  на долгосрочных программах экономического развития региона;

       -  на прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона;

       -  на прогнозировании долгосрочных заимствований;

       -  на прогнозировании инвестиций в регион.

       Среднесрочное финансовое планирование базируется  на прогнозировании территориальных доходов и расходов  субъекта РФ на срок  до 3-5 лет. Базовые принципы среднесрочного планирования те же, что и для долгосрочного планирования. 

    1. Решение задач в направлениях финансовой политики

       Для реализации задач региональной экономической  политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

       1) бездефицитность бюджетов большинства  субъектов РФ;

       2) законодательное разграничение  полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

       3) возможность при формировании  бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;

       4) сбалансированность бюджетов всех  уровней;

       5) право — в пределах собственных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

       6) контроль за целевым расходованием  средств, выделяемых из федерального  бюджета на социально-экономическое  развитие регионов.

       Основным  элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

       Главные цели региональной политики в области  доходов предусматривают: обеспечение  условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.

       Субъектам РФ, которые не имеют достаточных  средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

       Для минимизации отрицательных последствий  расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:

       • совершенствование налоговой системы  путем постепенной отмены налогов  на средства, направляемые организациями  на потребление, при одновременном  усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

       • введение на региональном уровне системы  страхования заработной платы на случай неспособности работодателей  выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем  социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.

    1. Тенденции финансовой политики России на современном уровне
 

       На  современном этапе в регионах наметились следующие тенденции:

-усиление регулирования развития экономики в регионах со стороны Правительства РФ с помощью трансфертов и иных реальных финансовых инструментов;

-медленные темпы диверсификации (реструктуризации) экономики;

-продолжающийся отток капитала из страны;

-продолжающийся отток человеческого капитала из страны;

-усиление вертикального регулирования экономики в регионах;

-усиление противоречий в межбюджетных отношениях на уровнях: субъект РФ -экономически сильное (донор) муниципальное образование (МО) и МО - экономически сильные города и крупные поселки, входящие в МО;

-сохранение криминализации экономики регионов.

-сохранение  разного уровня развития регионов.

       Перед страной остро стоит  проблема диверсификации экономики и создание эффективных современных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичных производств). И стоит выбор: решать эту проблему традиционным методом - с помощью вертикального государственного управления, включая прямые государственные инвестиции в производства, льготы, сильную роль бюрократии в экономике. Или продолжать политику использования, главным образом, горизонтальных мер, которые направлены на создание привлекательного инвестиционного климата в стране и регионах. Однозначного ответа для России здесь пока нет.

  1. Особенности финансовой политики в российских регионах
 

       Исследуя  сущность и основные принципы региональной финансовой политики, стоит рассмотреть её подробнее на пример двух субъектов Российской Федерации. В связи с адаптацией к рыночной экономике после крупных перемен в формировании нового государства, финансовая политика регионов приобрела особый оттенок,  касаясь всех направлений.

Информация о работе Финансовая политика российских регионов