Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие финансовой системы ………………………………..
1.1 Сущность финансовой системы……………………………………...
Глава 2. Финансовая система Российской Федерации …………………
2.1. Характеристика финансовой системы РФ ………………………..
2.2. Институты финансовой системы РФ ……………………………..
Заключение ……………………………………………………………….
Литература ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая сист.docx

— 32.92 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………..

3

Глава 1. Понятие финансовой системы ………………………………..

4

1.1 Сущность финансовой  системы……………………………………...

4

Глава 2. Финансовая система  Российской Федерации …………………

6

2.1. Характеристика финансовой  системы РФ ………………………..

6

2.2. Институты финансовой системы РФ ……………………………..

7

Заключение ……………………………………………………………….

15

Литература ………………………………………………………………

17


 

Введение

Данная работа посвящена  общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как  экономическая жизнь страны в  значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической  системы, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому  признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей  жизни. Так, они складываются между  государством, с одной стороны, физическими  и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими  лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев  финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня  как никогда важно иметь представление  о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и  следить за её изменениями, чтобы  быть компетентным в данном вопросе.

 

Глава 1. Понятие финансовой системы

1.1 Сущность финансовой  системы

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования.

Роль финансовой системы  сводится к правовому регулированию  финансовых отношений, т.е. с помощью  финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также  роль финансовой системы заключается  в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции  социально-экономического развития страны.

Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое обеспечение  (государственный бюджет);

- финансовое регулирование  (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и  место как финансовая.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений  в экономике, как финансовая система  государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации  хозяйства, обуславливает подъем или  падение политического имиджа независимого государства.

Финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия  между государственными органами  управления, хозяйствующими субъектами  и населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов.

Выделяют следующие функции финансовой системы:

- обеспечение способов  перемещения экономических ресурсов  во времени, через границы государств  и из одних отраслей в другие;

-     обеспечение способов управления рисками;

- обеспечение способов  клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная  функция);

- обеспечение механизма  объединения финансовых ресурсов  и разделения владения в различных  предприятиях (паевого участия в  капитале);

- информационная поддержка  (снабжение ценовой информацией,  позволяющей координировать децентрализованный  процесс принятия решений разных отраслях экономики.

При этом предполагается, что  основной функцией любой системы  является управление. Таким образом, основной функцией финансовой системы  является управление совокупностью  денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система  – это сложное финансово-экономическое  образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений  между ними.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений  в экономике, как финансовая система  государства. Роль финансовой системы  в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

 

Глава 2. Финансовая система  Российской Федерации

2.1. Характеристика финансовой системы РФ

В финансовой системе Российской Федерации  в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими  условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава  финансовой системы (появились новые  институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего  строения, взаимодействия между собой.

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образует финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

• бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований;

• внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;

• имущественное и личное страхование;

• государственный и банковский кредит;

• финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства).

Названные институты финансовой системы  существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и  муниципальных образований. Все  они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному  влияют на социально-экономические  процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе  связано с использованием зарубежного  опыта. В 90-е годы XX в. стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждый из институтов финансовой системы  концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых  образуются и используются соответствующие  виды денежных фондов (доходов) в целях  удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут  быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.

2.2. Институты финансовой системы РФ

Бюджетная система является ведущим институтом (звеном) финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления, БК РФ закрепил трехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной  формой функционирования бюджета. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через  него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).

В зависимости от государственно-территориального уровня бюджет подразделяется на федеральный (предназначенный для финансирования общегосударственных потребностей), бюджет субъекта РФ (направленный на решение задач определенного субъекта РФ) или местный бюджет (служащий для материального обеспечения предметов ведения местного самоуправления).

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает  гарантом финансового суверенитета государства. Важное предназначение бюджета  подтверждается уровнем его правового  регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства  обращает Конституция РФ, согласно которой федеральный бюджет относится  к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71). Все федеральные  законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой  Федерального Собрания РФ (далее –  Государственная Дума), подлежат обязательному  рассмотрению в Совете Федерации  Федерального Собрания РФ (далее –  Совет Федерации) (п. «а» ст. 106). Конституционные  нормы возлагают разработку и  организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, которое  составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Конституция РФ также отводит определенные нормы, выделяя их среди иных основ правового регулирования (ст. 73, 132).

Внебюджетные целевые  государственные и муниципальные  фонды – новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. XX в. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений на добровольной основе. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным  дефицитом), распыленностью государственных  финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования  их в рамках фондов часть этих фондов включали в бюджетную систему. Так, с 1995 года в федеральном бюджете  консолидируются дорожный и экологический  фонды, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы и др. при сохранении их обособленности в форме целевых  бюджетных фондов.

Информация о работе Финансовая система РФ