Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:39, реферат
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
Введение …………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие финансовой системы ………………………………..
1.1 Сущность финансовой системы……………………………………...
Глава 2. Финансовая система Российской Федерации …………………
2.1. Характеристика финансовой системы РФ ………………………..
2.2. Институты финансовой системы РФ ……………………………..
Заключение ……………………………………………………………….
Литература ………………………………………………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. |
3 |
Глава 1. Понятие финансовой системы ……………………………….. |
4 |
1.1 Сущность финансовой системы……………………………………... |
4 |
Глава 2. Финансовая система Российской Федерации ………………… |
6 |
2.1. Характеристика финансовой системы РФ ……………………….. |
6 |
2.2. Институты финансовой системы РФ …………………………….. |
7 |
Заключение ………………………………………………………………. |
15 |
Литература ……………………………………………………………… |
17 |
Введение
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система
Именно поэтому, сегодня
как никогда важно иметь
Глава 1. Понятие финансовой системы
1.1 Сущность финансовой системы
Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования.
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны.
Такое влияние осуществляется
через финансово-кредитный
- финансовое обеспечение (государственный бюджет);
- финансовое регулирование (система налогов).
Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.
Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.
Финансовая система призвана решать определённые задачи:
- распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;
- обеспечение взаимодействия
между государственными
Выделяют следующие функции финансовой системы:
- обеспечение способов
перемещения экономических
- обеспечение способов управления рисками;
- обеспечение способов
клиринга и осуществления
- обеспечение механизма
объединения финансовых
- информационная поддержка
(снабжение ценовой
При этом предполагается, что
основной функцией любой системы
является управление. Таким образом,
основной функцией финансовой системы
является управление совокупностью
денежных отношений какого-либо характера.
Таким образом, финансовая система
– это сложное финансово-
Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.
Глава 2. Финансовая система Российской Федерации
2.1. Характеристика финансовой системы РФ
В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образует финансовую систему России, которую составляют следующие институты:
• бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований;
• внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;
• имущественное и личное страхование;
• государственный и банковский кредит;
• финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства).
Названные институты финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.
Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. В 90-е годы XX в. стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.
Каждый из институтов финансовой системы
концентрирует специфические
2.2. Институты финансовой системы РФ
Бюджетная система является ведущим институтом (звеном) финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления, БК РФ закрепил трехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).
В зависимости от государственно-
Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ, согласно которой федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71). Все федеральные законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее – Государственная Дума), подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (далее – Совет Федерации) (п. «а» ст. 106). Конституционные нормы возлагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, которое составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Конституция РФ также отводит определенные нормы, выделяя их среди иных основ правового регулирования (ст. 73, 132).
Внебюджетные целевые
государственные и
Однако в связи с