Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной курсовой работы является финансовая система.
Объектом данной работы являются финансовые отношения, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.
Цель данной работы изучить финансовую систему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура…………………………………………………………………………..4

2. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы…………………………………………………………………………...11

3.Основные направления совершенствования современной финансовой системы в России……………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теме финансовая система.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Финансовые  отношения и финансовая система:  сущность и структура…………………………………………………………………………..4

2. Государственный  бюджет как основной элемент  финансовой системы…………………………………………………………………………...11

3.Основные направления совершенствования современной финансовой системы в России……………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  использованных источников…………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  данного исследования состоит в  том, что финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     Предмет данной курсовой работы является финансовая система.

     Объектом  данной работы являются финансовые отношения, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

     Цель  данной работы изучить финансовую систему.

     Для достижения поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены  финансовые отношения и финансовая  система: сущность и структура;

2. Изучен  государственный бюджет как основной  элемент финансовой системы;

3. Определены  основные направления совершенствования  современной финансовой системы  в России. 
 

1. Финансовые отношения  и финансовая система:  сущность и структура

      Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей   финансовые    отношения    являются    распределительными,    причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по  субъектам.  Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости  от  того,  какую роль они играют в общественном производстве: являются  ли  непосредственными его  участниками,  организуют   ли страховую   защиту   или   осуществляют государственное регулирование.

      Именно   роль   субъекта   в   общественном производстве   выступает   в   качестве   первого   объективного    критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль  и  значение государства  во  всех  странах  возрастают,  вследствие  чего  возрастают  и затраты общества на его  содержание.  Как  показывает  практика  современной рыночной экономики, основной  причиной  этой  тенденции  является  изменение

содержания  функций государства в обществе1.

      Если причина создания государства  – стремление человека  к   разделению

труда, то становится ясно, что главная  задача государства та, ради чего  оно

первоначально  создавалось:  оно  должно  обеспечить  наиболее   эффективное разделение труда. Оно  должно  создать  систему,  обеспечивающую  удобное  и эффективное  разделение  труда  с  низкой  долей  затрат  на   осуществление товарообмена.  Доля  затрат   на   осуществление   товарообмена   называется издержками   обращения.   В   издержки   обращения   можно   включить    все непроизводственные доходы, возникающие  с  момента  производства  товара  до того, как он был потреблен.

      Наиболее   известная   и   эффективная   форма   реализации   системы,

обеспечивающей  разделение труда, есть система товарообмена при помощи  денег. Финансовая система не есть  только  лишь  сами  по  себе  деньги.  Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом   это  и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система),  в нее можно включить и торговые сети и многое другое:  все,  что  способствует товарному обращению между субъектами производств.

  Система разделения труда может быть не только  денежной,  но  и  любой другой. Если мы сможем  придумать  метод,  при  помощи  которого  разделение труда будет реализовано  более  эффективно,  нежели  при  помощи  денег,  то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях  войны государство  практически  полностью  мобилизует  промышленность  на  военные нужды  и  вводит  директивное  управление  экономикой.  Ясно,  что  в  таких условиях  нет  места  свободному  товарообмену,  а   деньги   играют   чисто номинальную роль2.

      Стало  быть,  механизм  разделения  труда,   который   применяется   в

государстве  зависит   от   конкретной   ситуации,   в   которой   находится

государство.

     Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение  нужд  потребителей. Допустим,  что  одна  система  создает   конкурентную   среду,   ведущую   к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок  в объемах  производства  в  течение  короткого  времени,  а   другая   система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок  в  короткое  время, но не создает конкурентную среду.  Если  у  нас  отсталое  либо  разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой  системы на  достаточно  небольшой   срок.   После   совершения   рывка   в   объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы  «выдохнется»,  мы  должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок3.

      Если мы  придумаем  какую-либо  иную  систему,  хорошо  обеспечивающую разделение  труда,  то  она  может  быть  вполне  приемлемой.   Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь  то,  насколько  удобно  при  этом осуществляется  товарообмен,  насколько  велики  издержки,  возникающие  при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.

      Например,  в  сегодняшней   России  доля  производственных   затрат   в

розничной цене продукции зачастую составляет  20-30  %  .  Известны  случаи, когда она доходит до 5-10  %.  Остальное  есть  непроизводственные  затраты: надбавленная  стоимость  создаваемая  предпринимателем,  вложившим  в   дело капитал,  перепродавцами  продукции.  Все  это  можно  включить  в  издержки обращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз  сами производственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики,  говорит о том, что главная задача государства исполняется плохо4.

      В любой системе важен любой  фактор, влияющий на ее устойчивость.  Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то  мы  можем  найти  в  ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным.  Если мы  воздействуем  на  него,  мы  можем  порвать   в   цепи   слабое   звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.

      В современных условиях финансовая  система состоит их четырех  звеньев государственного бюджета, муниципальных финансов,  финансо государственных предприятий и специальных правительственных фондов.  В  совокупности  они  и составляют   своеобразную    финансовую    основу    социально-экономической деятельности государства.

      Разные звенья финансовой системы  обслуживают разные  виды  финансового распределения:   

1.Внутрихозяйственное –  финансами     предприятий;

2.Внутриотраслевое –финансами   предприятий,   комплексов,   ассоциаций;

3.Межотраслевое   и   межтерриториальное – государственным бюджетом;

4.Внебюджетными  фондами.

      Центральное место в финансовой  системе занимает государственный  бюджет самый  крупный  денежный  фонд,  который  использует  правительство   для финансирования  своей  деятельности.  За   счет   государственного   бюджета содержатся  армия,  полиция,  значительная  часть  здравоохранения,  с   его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

      В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями  финансовой  системы,  оказывая  им  при  необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных  средств  из  центрального государственного   фонда   муниципальным    финансовым    фондам,    фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

      Государственный   бюджет   состоит   из   двух    взаимосвязанных    и

взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда  поступают  денежные  средства   для   финансирования   деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из  своих  доходов.  Расходная  часть  показывает,  на  какие   цели направляются аккумулируемые государством средства.

      На  уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют  местные органы власти.  Их  деятельность  финансируется  за  счет  местных  денежных фондов – местных финансов. Как правило, они  не  являются  составной  частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

      В  современных  условиях  во  всех   странах   наблюдается   тенденция опережающего роста местных финансов по  сравнению  с  финансами  центральных правительств,  что  свидетельствует  о  возрастающей  роли  местных  органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.

      Составными частями местных финансов  являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

      Местный бюджет  имеет  такую   же  структуру,  как  и   центральный.  Он

включает  доходы и расходы местных органов  власти,  действует  на  территории административных единиц, органы которых его принимали.

      Доходная  часть  местного  бюджета  формируется  за   счет   налоговых

поступлений, являющихся собственностью местных  органов  власти,  субсидий  и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

      Местные налоги, как правило, подразделяются  на несколько групп. Первую группу   во   всех   странах   составляют   налоги,   которые   используются исключительно для формирования  местного  бюджета.  Вторая  группа  отражает специфику налоговой системы страны. Особую  группу  налогов,  поступающих  в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

      Местные органы власти, распоряжаясь  принадлежащей  им  собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

      Доходная  часть  местных   бюджетов  недостаточна  для   финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их  деятельность  связана  не только  с  выполнением  местных  задач,   но   и   участием   в   выполнении общегосударственных  программ,  правительство  из  государственного  бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и  субвенций.  И  субсидия,  и субвенция – это государственная дотация местному бюджету.

      Несмотря на  юридическую  самостоятельность   бюджета,  тем  не  менее,

получая из  центрального  бюджета  30-40%  доходов,  местные  органы  власти вынуждены в своей  деятельности  постоянно  принимать  во  внимание  решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть  сокращены либо совсем прекращены.

             Несмотря  на  проводимую  во   многих   странах   приватизацию,

государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль.

              Основной   источник   финансов   государственных   предприятий

определяется  их взаимоотношениями  с  центральным  правительством.  С  одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны  платить  налоги  в государственный  и  местный  бюджет,  с  другой  –  получают   субсидии   из центрального  бюджета  для  финансирования  своей  деятельности.  Во  многих странах  в   целях   обеспечения   формирования   финансов   государственных предприятий центральные правительства  законодательно  уменьшают  им  налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Информация о работе Финансовая система РФ