Финансовая система РФ и ее единство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является ответ на вопрос что такое финансовая система РФ и ее единство. В соответствии с этим предполагается решение следующих задач:
- определение финансовой системы;
- состав и структура финансовой системы;
- анализ всех составных частей финансовой системы;
- рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предполагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 75.58 Кб (Скачать файл)

    Введение

      Финансы – это  система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и  использования фондов денежных средств.  Иными словами, денежные  отношения, реализация  которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

        Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения.  В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

      - недостаточные темпы развития  экономики;

      - диспропорции развития экономической  системы;

      - отстаивание в адаптации к изменениям на внешних товарных т финансовых рынках;

      - излишнюю социальную напряженность,  отрицательно влияющую а воспроизводственный  процесс;

      - низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума и др.

      Финансовую  систему будем рассматривать  как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению  и перераспределению совокупного  общественного продукта [ 16, с. 193].

        Тема курсовой работы является  очень актуальной для сегодняшнего  дня. Надежная финансовая система  является стержнем в развитии  и успешного функционирования  рыночной экономики и необходимой  предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

      Объектом  работы является финансовая система, ее структура и единство финансовой системы РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

      Целью работы является ответ на вопрос что  такое финансовая система РФ  и ее единство. В соответствии с  этим предполагается решение следующих  задач:

      - определение финансовой системы;

      -  состав и структура финансовой  системы;

      - анализ всех составных частей  финансовой системы;

      - рассмотреть различия и сходства  тех структур, которые предполагают  авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе.

      В нашей стране написано много научных  работ и учебников по финансовой системе.  Но если рассматривать  структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые  разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также неодинаковы.

      Не  исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки. Также происходят изменения в налоговом законодательстве, имения которые затрагивают и Бюджетный кодекс РФ. Поэтому в своей курсовой работе я рассмотрю также и изменения, которые могут повлиять на финансовую систему, ее состав и структуру в связи с принятием новых законов.  

      ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура

    1. Понятие финансовой системы
 

      Имея  ввиду финансовую систему, рассматривается  вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений [17, с. 87].

      Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной  основ, регулировать отраслевую и территориальную  структуру экономики, стимулировать  быстрейшее внедрение научно-технических  достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны юридическими и физическими лицами с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств, семейном бюджете.

      При всем своем разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их  в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

      Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всем их многообразии можно объединить в  отдельные, относительно обособленные группы -  сферы и звенья.  Эти  сферы и звенья тесно связаны  между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими  отношениями и фондами.

      Таким образом финансовая система –  это совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений, связанных  с  ними денежных фондов и органов управления финансами.  

      1.2 Состав и структура финансовой системы

      Чтобы понять функционирование и проблемы финансовой системы РФ,  ее отраслевую структуру, необходимо взглянуть на ее историческое развитие с одной  стороны, и на систему государственного управления исполнительной власти, с  другой.

      В историческом плане можно выделить две эпохи государственного управления, которые в свою очередь разделяются  на этапы:

      I. Преобладание волюнтаристическо-личного начала, нерегламентированность управления:

      1. Дворцово-вотчинный этап ( XII-XIV вв.);

      2. Приказной этап ( конец XV –XVII в.).

      II. Преобладание формального, безличного начала, регламентированность управления:

  1. Коллежско-сенатский (коллегиальный) этап (XVIII в.);
  2. Министерский этап ( XIX в.-н.в.).

      Финансовая  система может быть рассмотрена  как совокупность определенных финансовых функций, в этом  плане финансовые системы достаточно типичны и  зависят от уровня развития экономики, государства.

      Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов  и связей между ними.

      Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему. последняя имеет следующий  вид (см. рис 1.1.)[19, с. 132]. 
 
 
 
 
 

      

        
 

Рис. 1.1 Финансовая система

      Разграничения финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

      Каждому звену системы финансов присущи  свои специфические формы и методы образования и использования  денежных фондов и доходов.

      функции финансовой системы:

      - денежная – эмиссия, обращения,  расчеты;

      - налоговая (фискальная) – изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

      - бюджетная – превращение налогов  в доходы, последних – в расходы;

      - государственного кредита – управление  государственным долгом.

      Но  возможен и организационный аспект, когда финансовая система рассматривается  как совокупность органов, подсистема государственной власти.

      Финансовая  система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и  уровней. Особенностью финансов как  сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной  базы. так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:

      - Федеральное Собрание –Федеральные  Конституционные законы, федеральные  законы;

      - Президент РФ – Указы Президента  РФ;

      - Федеральное Министерство – приказ  и т.д.

      существует  несколько типов финансовых институтов (ФИ):

      - ФИ1 (создаются государством);

      - ФИ2 (создаются населением под  руководством государства);

      - ФИ3 (саморегулирующиеся организации).

      сами  финансовые институты могут рассматриваться  на разных условиях:

      1. Федеральный – предоставлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов.

      2. Субъективный – представлен субъектными  финансовыми институтами. Их сфера  деятельности ограничена с одной  стороны федеральными финансовыми  институтами, и полномочиями субъектов  в финансовой сфер с другой.

      3. Муниципальный – местные финансовые  институты, муниципальные образования.

      В современных условиях в системе  государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.

      Финансовый  блок Правительства (расширенного, так  как ЦБ РФ формально не входит в  Правительство РФ)6: Центральный  Банк РФ; Министерство финансов; Государственный  таможенный комитет; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство имущественных отношений.

      Полуфинансовый  блок: Министерства, федеральная энергетическая комиссия, федеральная служба финансового  оздоровления, Российское агентство  по государственным резервам.

      Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.

        В учебниках советского периода  в структуре системы финансов  выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей  народного хозяйства и общегосударственные  финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

      Следует иметь в виду, что первичные  доходы сферы финансовых частных  и государственных предприятий, а также доходы граждан создают  основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое  предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном  балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрепленных подсистем:

Информация о работе Финансовая система РФ и ее единство