Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
- изучить мнения различных авторов по поводу состава финансовой системы России;
- рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы, но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы страхования, кредиты;
- рассмотреть виды управления финансами, а также задачи и функции органов управления;
- направления развития финансовой системы России.
Введение…………………………………………………………………..
1. Финансовая система РФ……………………………………………………….
1.1. Понятие финансовой системы, ее структура…………………….
1.2. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы…………………………………………………………….
1.3. Общая характеристика звеньев финансовой системы…………..
2. Управление финансовой системой...............................................................
2.1. Управление финансами, виды и методы......................................
2.2. Задачи и функции органов управления финансами...................
2.3. Направления развития финансовой системы РФ........................
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………
Государственный кредит выделяется как самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.
Под государственным кредитом принято понимать, прежде всего, отношения, посредством которых образуется государственный долг[1]. Эти отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Широко используются вклады граждан в Сберегательные и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита[2]. Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.
Функции государственного кредита: фискальная, регулирующая и контрольная.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим законодательством.
В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья:
финансы коммерческих предприятий и организаций,
финансы некоммерческих организаций.
Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные (некоммерческие) организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.
Финансовые отношения каждого из этих звеньев имеют специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.
2. Управление финансовой системой
2.1. Управление финансами, виды и методы управления
Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «Финансовый институт» - это совокупность финансовых учреждений, управляемая система – «Финансы» - это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).
Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:
зависимость от конечной цели;
макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
соответствие интересам всех членов общества;
использование экономических законов;
учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.
Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.
Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование систем прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.
Система управления финансами представлена на рис. 2.1.
Рис 2.1. Система управления государственными финансами РФ
Методы и формы управления финансами.
Финансовое планирование – это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:
особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;
отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.
Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, «структура доходов и расходов».
Одной из задач бюджетной реформы является переход к среднесрочному (на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.
Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.
С этой целью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 в Министерстве финансов РФ составляется перспективный финансовый план, который имеет статус укрупненного бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года в целях:
создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и федерального бюджета;
макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики;
исполнения действующих и принимаемых бюджетных обязательств РФ.
Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.
Первый этап перспективного финансового планирования. На первом этапе разрабатываются и принимаются:
основные направления налоговой и таможенной политики;
основные показатели свободного финансового баланса РФ;
сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Основные направления таможенной и налоговой политики содержат:
1. анализ законодательства РФ о налогах и сборах и таможенного законодательства РФ, обоснование предложений по его совершенствованию;
2. концепции (основные положения) проектов соответствующих нормативных правовых актов;
3. расчеты влияния изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах и таможенном законодательстве РФ на доходы бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и консолидированных бюджетов Субъектов РФ, в очередном году и плановом периоде;
4. предложения по улучшению налогового и таможенного администрирования;
5. оценку влияния налоговой и таможенной политики, включая предлагаемые изменения, на сценарные условия.
Сценарные условия должны соответствовать проекту сценарных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана.
Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей:
цена на нефть сырую марки «Юралс»;
объем, темпы роста и структура используемого и произведенного ВВП;
темпы роста базовых отраслей экономики;
прогноз инфляции, в т.ч. прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством финансов РФ;
величина амортизации;
оборот розничной торговли;
платные услуги, оказываемые населению;
численность занятых в экономике;
инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в т.ч. инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инвестиции;
фонд заработной платы;
величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;
прибыль организаций для целей бухгалтерского учета;
амортизация для целей налогообложения;
объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;
курс рубля к доллару США и евро;
другие показатели по согласованному с Министерством финансов РФ перечню.
Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариантах (ожидаемом и базисном) исходя из прогнозируемого и из базисного уровня цены на нефть.
Второй этап перспективного финансового планирования. На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики.
Основные показатели перспективного финансового плана и основные направления долговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ, рассматриваются бюджетной комиссией и до 1 апреля одобряются правительством РФ с внесением в случае необходимости Правительством РФ изменений в основные направления налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные условия.
Основные показатели перспективного финансового плана (далее ПФП) разрабатываются с целью определения общего объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение расходных обязательств РФ в плановом периоде при заданных сценарных условиях.
Основные показатели ПФП разрабатываются не менее чем в двух вариантах.
Информация о работе Финансовая система России и управление ею