Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:14, реферат
Финансовые системы появились с зарождением классового общества и формировались как часть экономической, политической и социальной системы государства.
Считается, что понятие «финансовая система» является элементом более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические общественные отношения.
Финансовая система Российской Федерации
Финансовые системы
появились с зарождением
Считается, что понятие «финансовая система» является элементом более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические общественные отношения.
Финансовая система РФ представляет собой систему, которая обеспечивает стоимостное сбалансированное движение натурально-вещественного потока в процессе воспроизводства общественной и рабочей силы.
Финансовая система РФ состоит из:
Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. К примеру, выделение финансов финансово-промышленных групп, холдингов, финансов семей и граждан
Финансы предприятий - это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.
Финансы государства - это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.
Финансы населения - совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).
Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.
Государственный кредит - это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.
Фонды страхования - это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.
В качестве проблем нынешнего общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
Подсистемами именуют крупные компоненты сложных систем, которые, как правило, в свою очередь представляют собой сложные системы.
В качестве подсистем
финансовой системы могут рассматриваться
фондовый рынок, казначейская система,
финансовое право, страхование, фондовый
рынок и т. д.
2.Финансовая система РФ.
Что же представляет собой финансовая система России?
Анализ закономерностей
развития финансов в разных условиях
общественного воспроизводства
свидетельствует о наличии
Это обусловлено сочинением объективных
причин и условий функционирования финансов.
Среди этих условий выделяет два: развитие
товарно-денежных отношений и существование
государства как субъекта этих отношений.
В отличие от таких стоимостных категорий,
как, например, деньги, кредит, фонд оплаты
труда и другие, финансы органически связаны
функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
В связи с
этим финансовая система представляет
собой совокупность различных сфер
(звеньев) финансовых отношений, каждая
из которых характеризуется
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение
финансовой системы на отдельные
звенья обусловлено различиями в
задачах каждого звена, а также
в методах формирования и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Общегосударственные
централизованные фонды денежных ресурсов
создаются путем распределения
и перераспределения
Важная роль,
которую выполняет государство
в области экономического и социального
развития, приводит к необходимости
централизации в его
Децентрализованные фонды денежных средств
образуются из денежных доходов и накоплений
самих предприятий.
Несмотря на
разграничение сферы
Основой единой
финансовой системы служат финансы
предприятий, поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального
производства.
Источником централизованных государственных
фондов денежных средств выступает национальный
доход, создаваемый в сфере материального
производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные
финансы органически связаны
с финансами предприятий.
С одной стороны, главным источником доходов
бюджета является национальный доход,
создаваемый в сфере материального производства.
С другой стороны, процесс расширенного
воспроизводства осуществляется не только
за счет собственных средств предприятий,
но и с привлечением общегосударственного
фонда денежных средств в форме бюджетных
ассигнований и использования банковских
кредитов. При недостатке собственных
средств, предприятие может привлекать
на акционерной основе средства других
предприятий, а также на базе операций
с ценными бумагами — заемные средства.
Посредством заключения договоров со
страховыми компаниями осуществляется
страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и
взаимозависимость составных
Через финансовую
систему государство
2.1. Государственный бюджет.
Государственный
бюджет - главное звено финансовой
системы. Он представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
ГБ характеризуется следующими чертами:
-носит ярко
выраженный балансовый
-формирование
и использование бюджета
Основные функции бюджета:
-перераспределение
национального дохода и
-государственное
регулирование и
-финансовое
обеспечение финансовой
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.
Бюджетное устройство
- это организация бюджетной
Организационная
структура - включает республиканский
бюджет, 21 бюджет республик в составе
РФ, 55 краевых и областных бюджетов,
городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных
бюджетов автономных округов, бюджет автономной
Еврейской области и около 29 тыс. местных
бюджетов.
Единой правовой
базой бюджетной системы
“Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РФ”
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
Свод федерального
бюджета и бюджетов субъектов
Федерации образуют понятие
“Консолидированный бюджет” РФ.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.
Регулирующие
доходы - средства, передаваемые из вышестоящего
звена бюджетной системы
Дотации - средства,
передаваемые из вышестоящего бюджета
в твердой сумме для
Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.
Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.
Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.