Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Финансовые системы появились с зарождением классового общества и формировались как часть экономической, политической и социальной системы государства.
Считается, что понятие «финансовая система» является элементом более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические общественные отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система Российской Федерации.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Финансовая  система Российской Федерации

Финансовые системы  появились с зарождением классового общества и формировались как  часть экономической, политической и социальной системы государства.

Считается, что  понятие «финансовая система» является элементом более общего определения  – финансы. При этом финансы формируют  экономические общественные отношения.

Финансовая  система РФ представляет собой систему, которая обеспечивает стоимостное сбалансированное движение натурально-вещественного потока в процессе воспроизводства общественной и рабочей силы.

Финансовая система  РФ состоит из:

  1. финансов предприятий, государства и населения;
  2. государственного бюджета;
  3. внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);
  4. государственного кредита;
  5. фондов страхования.

Вместе с тем  возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. К примеру, выделение  финансов финансово-промышленных групп, холдингов, финансов семей и граждан

Финансы предприятий - это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.

Финансы государства - это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы населения - совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).

Внебюджетные  фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.

Государственный кредит - это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.

Фонды страхования - это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.

В качестве проблем  нынешнего общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  1. диспропорции развития экономической системы;
  2. недостаточные темпы развития экономики;
  3. отставание в приспособлении к изменениям на финансовых и внешних товарных рынках;
  4. излишнюю социальную напряженность, негативно воздействующую на воспроизводственный процесс;
  5. низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и пр.

Подсистемами  именуют крупные компоненты сложных  систем, которые, как правило, в свою очередь представляют собой сложные  системы.

В качестве подсистем  финансовой системы могут рассматриваться  фондовый рынок, казначейская система, финансовое право, страхование, фондовый рынок и т. д.  

 

2.Финансовая  система РФ.

Что же представляет собой финансовая система России?

Анализ закономерностей  развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании. 
Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие  признаки всех финансовых отношений  не включают определенные различия между  ними.

В связи с  этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии  различных форм собственности.

Все вышеперечисленные  финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные  централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения  и перераспределения национального  дохода, созданного в отраслях материального  производства.

Важная роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства  в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и  методы образования и использования  денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. 
Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном  звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы  предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. 
Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а  также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное  использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны  с финансами предприятий. 
С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и  взаимозависимость составных звеньев  финансовой системы обусловлены  единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и  децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

2.1. Государственный  бюджет.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций  органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для  эффективного развития экономики и  решения общегосударственных и  социальных задач.

ГБ характеризуется  следующими чертами:

-носит ярко  выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами  составляет дефицит бюджета,

-формирование  и использование бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал с инициативой местных  органов.

Основные функции  бюджета:

-перераспределение  национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями  деятельности, социальными группами  населения;

-государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

-финансовое  обеспечение финансовой политики;

-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный  бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия  на общественное производство путем  создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных  условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а  с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В управлении бюджетным  процессом принимают участие  все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное  место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура - включает республиканский  бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты 
Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон 
“Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность  всех бюджетов, входящих в государственную  бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов  Федерации образуют понятие 
“Консолидированный бюджет” РФ.

Наиболее сложная  проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения  центра и регионов.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и  регулирующих доходов, дотаций и  субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные  доходы это доходы, полностью поступающие  в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий  для бюджетов РФ и налоги на имущество  физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие  доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета  в твердой сумме для сбалансирования  нижестоящего бюджета при его  дефиците.

Субвенции —  средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных  бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства  РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению  Правительства.

Субвенция как  таковая, не использованная в срок или  использованная не по назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в  бесспорном порядке за счет средств  получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего  субвенцию.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации