Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:14, реферат
Финансовые системы появились с зарождением классового общества и формировались как часть экономической, политической и социальной системы государства.
Считается, что понятие «финансовая система» является элементом более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические общественные отношения.
Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.
В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.
На финансовую
помощь из этого фонда могут рассчитывать
те регионы, у которых сумма федеральных
налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов
и подоходного налога с физических
лиц), собираемых на их территории и
подлежащих исчислению в региональный
бюджет в расчете на 1 жителя < 95%
от средней величины по РФ в целом
и условная сумма расходов окажется
< 100
% плановых расходов регионального бюджета.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.
Все доходы и
расходы располагаются в
Федеральном законе “О бюджетной классификации”
№115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает:
-классификацию доходов бюджетов РФ;
-функциональную
классификацию расходов
-экономическую
классификацию расходов
-классификацию
источников внутреннего
РФ;
-классификацию
источников внешнего
-классификацию
видов государственного
РФ;
-классификацию
видов государственного
РФ;
-ведомственную
классификацию расходов
Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.
Проект Федерального
Бюджета и документы, полученные
Думой, направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и
финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой
Федеральный Закон “О Федеральном
бюджете на предстоящий год” в
течение 5 дней со дня принятия передается
на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным,
если за него проголосовало более половины
общего числа членов, или если он в течение
14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения
Закона Советом Федерации создается согласительная
комиссия.
В случае несогласия
ГД с решением СФ закон о бюджете
считается принятым, если за него при
повторном голосовании
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней.
Если до начала
финансового года Федеральный бюджет
не будет принят, то ГД принимает
Федеральный закон о
Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Эта работа возложена
на Минфин РФ, Государственную налоговую
службу,
Государственный таможенный комитет и
их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения
бюджетов возложена на Федеральное
казначейство РФ
(ФК) - структуру МФ, которое осуществляет
с единого (главного) счета
Федерального казначейства все операции
со всеми государственными федеральными
ресурсами. Все остальные счета, открытые
казначейством в учреждениях банковской
системы служат для транзитного перемещения
бюджетных средств на счеты субъектов,
финансируемых за счет федерального бюджета.
Казначейство информирует о результатах
исполнения ФБ министра финансов - ежедневно,
а высшие органы государственной власти
- ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
-организует
бюджетное и финансовое
-доводит до
территориальных органов ФК
-ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
-организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;
-осуществляют
управление доходами и
-регулируют
финансовые отношения между ФБ
и государственными
-организует
и осуществляет ведение
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.
Составлением
отчета занимается Министерство финансов,
Государственная налоговая
Федеральному собранию, которое его утверждает.
Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением ФБ.
Бюджетный дефицит
и его причины. Необходимость
осуществления крупномасштабных государственных
вложений в развитие экономики, отражающих
необходимость государственного регулирования
экономической конъюнктуры, стремление
обеспечить прогрессивные сдвиги в
структуре общественного
Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово- кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:
Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития.
Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.
Дефицит может
покрываться работой печатного
станка, приводящей к эмиссии денежных
средств и возрастанию
Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики.
Одним из звеньев
общегосударственных финансов являются
внебюджетные фонды, законодательно получившие
свое начало после распада СССР в
октябре
1991 года, когда было принят Закон РСФСР
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР».
2.2. Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
-Пенсионный фонд РФ;
-Государственный фонд занятости населения;
-Российский
фонд технологического
-Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме.
Обособленное
функционирование внебюджетных фондов
позволяет оперативно финансировать
важнейшие социальные мероприятия.
В отличие от государственного бюджета
расходование средств внебюджетных
фондов подлежит меньшему контролю со
стороны органов
2.3. Государственный кредит.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают
физические и юридические лица, заемщиком
-государство в лице его органов. Дополнительные
финансовые ресурсы государство привлекает
путем продажи на финансовом рынке облигаций,
казначейских обязательств и других видов
ценных государственных бумаг.
Данная форма кредита позволяет заемщику
направлять мобилизованные дополнительные
финансовые ресурсы на покрытие бюджетного
дефицита без осуществления для этих целей
эмиссии. Государственный кредит используется
также в целях стабилизации денежного
обращения в стране. В условиях инфляции
государственные займы временно уменьшают
у населения платежеспособный спрос. Из
обращения изымается избыточная денежная
масса, т.е. происходит отток денег из обращения
на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных
финансовых ресурсов как следствие
дает большую государственную
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный
внутренний долг РФ означает долговое
обязательство
Правительства РФ, выраженное в валюте
страны, перед юридическими и физическими
лицами. Формами долговых обязательств
являются кредиты, полученные Правительством
РФ, государственные займы, осуществленные
посредством выпуска ценных бумаг от его
имени, другие долговые обязательства,
гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг
состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникающей
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.