Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:08, реферат
Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель данной работы определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Украины;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства.
Введение
1. Финансы современного общества
2. Финансовая система
2.1. Сущность финансовой системы
2.2. Структура финансовой системы
3. Состав и структура финансовой системы Украины
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГВУЗ «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Вадима Гетьмана»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансы предприятия»
на тему:
«Финансовая система Украины»
Выполнила
студентка группы МО-32
Григорьева Татьяна.
Симферополь, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Финансы современного общества
2. Финансовая система
2.1. Сущность финансовой системы
2.2. Структура финансовой системы
3. Состав и структура финансовой системы Украины
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного
функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и
стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей
и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные
операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном
централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике,
функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя
многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После
того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки
денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных
государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель данной работы определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Украины;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства.
1. Финансы современного общества
Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества
являются финансы.
Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по
формированию и использованию фондов денежных средств на основе
распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и
национального дохода.
Финансы — историческая категория. Они возникли в условиях товарно-
денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей
государства. Термин «финансы» происходит от лат. «finansia», что означает
доход, платеж. В значении «денежный платеж» он начал использоваться в
XII—XV вв. в Италии, ряд городов которой — Флоренция, Венеция, Генуя, были
в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В
дальнейшем термин получил международное распространение и стал
употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений,
образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения
своих политических и экономических функций.
В докапиталистических формациях государственные доходы имели
преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей
государства удовлетворялась за счет различного рода поступлений от
натуральных сборов. С разложением феодального строя и развитием в его
недрах капиталистических отношений все большее значение приобретают
денежные доходы и расходы государства. Этот процесс усиливается с
расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства. С отделением государственной казны от личной кассы и
собственности монарха возникают понятия «государственные финансы» и
«государственный бюджет».
В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны,
государственные финансы, с другой – финансы предприятий и корпораций.
Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений,
связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением
части совокупного общественного продукта в целях образования денежных
фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их
материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах,
специальных фондах, финансах государственных предприятий. Финансы частных
предприятии и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в
ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и
получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.
Характерными чертами современных финансов являются следующие:
1) денежная форма в отличие от натуральных отношений;
2) распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного
обмена;
3) распределение совокупного общественного продукта и национального
дохода через реальные денежные фонды, например, в отличие от ценового
распределения.
Таким образом, финансы по своему происхождению — денежные отношения. Но не все отношения относятся к финансовым, они становятся таковыми, лишь когда и процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов, т.ч. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.
Роль государственных финансов в современных условиях заключается
прежде всего в том. что они выступают важным инструментом воздействия на
процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического
роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурно перестройки
экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций,
государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что, в
свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости,
оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета
осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий и
программ и т.п. Воздействие на экономику, хотя противоречивое, оказывают и
военные расходы. Военные затраты дают определенный толчок развитию
промышленности, но в то же время длительная гонка вооружений приводит к
истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры производств и другим негативным последствиям. В настоящее время
государственные финансы стали активно использовать для достижения
результатов долговременного характера — повышения конкурентоспособности
национальной экономики, ускорения НТП и усиления научно-технического
потенциала страны, преодоления неравномерности размещения производительных сил.
Однако диалектика любой системы хозяйства такова, что государственные
финансы, оказывая серьезное влияние на экономическую конъюнктуру, темпы
роста, жизненный уровень населения и т.д., порождают в то же время новые
трудности и проблемы в экономической и социальной сферах. Эффективность
решения этих проблем во многом зависит от правильно выработанной финансовой политики государства. Финансовая политика — это совокупность финансовых мероприятии, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется
экономический курс государства.
2. финансовая система
2.1. Сущность финансовой системы
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
1)функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;
2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;
3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):
- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присуши, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;
- страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;
- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов
государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства.
2.2. Структура финансовой системы
Финансовая система Украины имеет довольно сложную и многоуровневую структуру. Составными трехуровневой системы финансов есть: финансы первичных структурных звеньев экономики, то есть финансы предприятий и организаций; государственные финансы; финансы населения. Графически данная схема изображена на рис. 1.
Указанные в данной схеме составные части финансовой системы при дальнейшем рассмотрении включают финансы областей экономики, финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других предприятий.
Рис. 1
Основными принципами построения данной трехуровневой системы финансов стали:
а) полная экономическая самостоятельность финансов предприятий и их обособление от государственных финансов;
б) самостоятельность и обособленность государственного бюджета от внебюджетных фондов, в том числе и фонде социального страхования, пенсионного и других;
в) самофинансирование всех хозяйственных субъектов;
г) формирования независимой базы местных и региональных бюджетов;
д) право ведения независимой финансовой политики для всех субъектов хозяйствования;
е) разработка и реализация бизнес-планов каждым из участников финансово-хозяйственной деятельности. Реализация этих и других принципов помогла бы финансам занять надлежащее им место в всей экономической системе, обслуживать оборот и кругооборот фондов, повышать эффективность производства, продуктивность работы и качество продукции.
Финансовая система Украины и поныне не освободилась от таких отрицательных черт тоталитарного государства, как чрезмерная централизация, одноуровневая форма, планирование сверху, государственное распределение финансов и материальных ресурсов для решения проблем государства, общества и предприятий. Из-за инфляционного падения жизненного уровня большей части населения оно и поныне фактически остается изъятым из системы финансов.
3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное
отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных
определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система она
является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов,
которые имеют однородные признаки.
Состав и структуру финансовой системы Украины многие ученые-экономисты видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет
действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек
носит проблематичный дискуссионный характер.